Народное радио

Интернет-вещание

 

08.10.2008


Николай Холявченко

Туркмения находится только на пороге реальной рыночной экономики, но будет стремиться к рынку, сохраняя при этом гарантированную государственную социальную защиту, заявил в интервью российскому журналу «Туркменистан» президент республики Гурбангулы Бердымухамедов. Для нас сам факт перехода на рыночные рельсы не является самоцелью», – сказал он. По его убеждению, «только плавное и тщательно продуманное внедрение рыночных механизмов может обеспечить надежную социальную защиту всех слоев общества». Государственные дотации позволяют населению республики бесплатно пользоваться природным газом, бензином, водой и электроэнергией. Кроме того, государственное регулирование поддерживает низкие цены на хлеб и на коммунальные услуги. Понимая, что эти особенности страны нельзя считать признаками рыночной экономики, Бердымухамедов заявляет, что «страна никогда не откажется от приоритетов социальной защищенности населения в своей внутренней политике».

Есть мнение, что социальное государство – это такое государство, которое делает все для того, чтобы его гражданам жилось хорошо. Четверть века назад у нас так и было. И сколько бы ни плевали в сторону Советского Союза, его без особой натяжки можно назвать именно таким государством. И не только потому, что это было написано в его Конституции, но и потому, что всё написанное существовало в реальной жизни. Нужны примеры? Пожалуйста. В социальном государстве под названием СССР не  было чудовищного расслоения общества на бедных и богатых, не было безработицы, не было неопределённости и страха за себя и за своих детей перед завтрашним днём. Зато для каждого были равные права и возможности. Была зарплата, которая выплачивалась регулярно и в полном объеме. Цены на жизненно необходимые товары были стабильно низкими и одинаковыми на территории всей страны. Здравоохранение и образование были бесплатными… Перечень благ, которыми пользовались граждане великой державы, можно было бы и продолжить, но вряд ли «племя младое и незнакомое», взращённое на ценностях, о которых ему лучше было бы не знать, ощутит горечь утраты всего этого. Ну а людям постарше не хочется сыпать соль на раны, ибо в современной России, правопреемнице СССР, ничего этого практически не осталось, хотя она и называет себя «социальным государством».

Так, во всяком случае, записано в ее Конституции. Многих это, наверное, удивит, ведь там действительно можно прочитать о таких интересных вещах, которые в реальной жизни наши сограждане вряд ли ощущают. Например, в статье 7 декларируется то, что «политика нашего социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Уверен, что, услышав это, многие горько усмехнутся, а кто-то даже и выругается. Но ведь это еще не все. Во 2-м пункте этой же статьи говорится о том, что «охраняется труд и здоровье, обеспечивается государственная поддержка (здесь можно загибать пальцы) семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан, гарантируется минимальная оплата труда». Кстати, по поводу вот этого последнего пункта, справедливости ради надо сказать, правительство наше справляется отменно и вполне может собой гордиться: минимальная оплата труда у нас настолько минимальна, что можно подавать заявку в Книгу рекордов Гиннеса. Читается все это словно программа какой-нибудь самой что ни на есть оппозиционной партии, так как более оппозиционного текста к политике нынешней власти трудно себе и представить.

Но не все так сумрачно на постсоветском пространстве. Есть и более положительный опыт. Вот, например, в Туркмении уже несколько лет существует система государственной дотации социальной сферы, на которую в лучшие времена тратилось до 60% бюджета. Она, к примеру, включает в себя бесплатное жилье. Людям не надо также платить за хлеб, соль, электроэнергию, газ. И что особенно важно для страны, значительную часть которой занимает пустыня Каракумы, не надо платить и за воду. Президент Туркменистана Курбанкули Бердымухамедов подтвердил недавно, что государство гарантирует предоставление своим гражданам всех этих благ на безвозмездной основе, аж, до 2030 года. Кроме того, последние 5 лет неизменной в Туркменистане оставалась и цена на бензин, которая в пересчете на наши деньги была на уровне (автолюбителей с неуравновешенной психикой прошу не читать это предложение до конца) 45-ти копеек за литр!!! Докапываясь до причин такого «расточительства», нельзя, конечно, сбрасывать со счетов то обстоятельство, что в Туркмении нет демократии. Всем известно, что до недавнего времени там правил «сатрап, тиран и диктатор» Ниязов, который, собственно, и ввёл эти «дикие» порядки, которые для наших руководителей находятся, видимо, за гранью понимания. У нас, вон, демократии – просто завались сколько! Нефти, газа, воды, электроэнергии на душу населения – выше крыши (во всяком случае, куда больше, чем в Туркмении), но народ наш почему-то недоволен?!

А вот пример социальной политики еще одного независимого государства на постсоветском пространстве. Речь идет о Белоруссии. Хотя, – что там говорить, если и она в немалой степени сохранила все то, о чем я только что говорил, вспоминая Советский Союз. Заводы-фабрики работают. Колхозы-совхозы сеют-пашут. Молодежь учится и т.д. Кстати, сохранение национальной системы образования президент Александр Лукашенко считает одной из важнейших своих задач. Как-то, вспоминая доморощенных реформаторов, которые хотели заменить отечественное образование на европейскую модель и сделать его платным, он сказал: «Мы прекратили эти опасные игры и вернули образованию статус одного из ведущих направлений социальной политики государства». Вот так! Хотя ему, конечно, проще – ведь он тоже деспот: сказал – сделал. Какая уж тут демократия?! Зато здесь имеется (и хорошо работает) такая штуковина, как «диктатура закона». О её необходимости для России «кто-то кое-где у нас порой» тоже поговаривал, но, похоже, что пару хватило всего лишь на один свисток.

В таком случае, как же сделать так, чтобы нам жилось хорошо? И если опыт Туркмении и Белоруссии – не указ, для нашего правительства, то, может, послать его… на какие-нибудь курсы повышения квалификации. Скажем, – в сфере образования. Ну, хотя бы в ту же Европу, которой они бредят с утра до ночи. Например, во Францию, где система образования считается одной из лучших в Старом Свете. Несмотря на то, что принципы этой системы во Франции были заложены еще в 80-е годы XIX века, неизменным в ней остается то, что образование здесь бесплатное и обязательное для детей от 6 до 16 лет.

Государство здесь утверждает все школьные программы, организует конкурсы и экзамены, причем не только для государственных, но и для частных школ, где обучается около 20% всех детей. Частное образование, кстати, также получает помощь от государства в виде оплаты труда преподавателей и расходов на обучение. Во всяком случае, восемь из девяти частных школ пользуются этой помощью.

Но и во Франции, как во всем мире, не говоря уже о России, в этом деле существуют проблемы. Только правительство этой страны, решая их и пытаясь реформировать систему образования, не забывает увеличивать дотации на ее развитие, в отличие от нашего правительства, которое ходит с шапкой по кругу в надежде на то, что бизнесмены скинутся на реализацию национальных проектов.

И хотя Франция является демократическим государством, здесь так же, как и в Белоруссии, действует диктатура закона, а сохранение национальной системы образования так же, как в Белоруссии является одной из важнейших задач. Здесь понимают, что от ее решения зависит завтрашний день государства. Пора бы это понять и нашим высокопоставленным «митрофанушкам», которые почему-то не хотят учиться на хороших примерах.

Николай Холявченко

   К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10