Народное радио

Интернет-вещание

 

Если Вам необходимо посмотреть фильмы онлайн тогда переходите на сайт kino-live.org


Дарья Юматова

В Москве завершился четырнадцатый международный кинофестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». В программе было представлено более 100 художественных, документальных и анимационных картин. Один из дней фестиваля был посвящен проблеме беженцев и эмиграции.

Творческая судьба художника Павла Челищева сложилась так, что большую часть жизни он провёл в изгнании, вдалеке от Родины. Потому в России этот глубоко русский по духу человек известен только узкому кругу искусствоведов. А между тем, именно он был оформителем знаменитых Дягилевских балетных сезонов, именно он первым придумал то, что потом практически растиражировал Сальвадор Дали – так называемые ассамбляжи – двойное прочтение одного и того же изображения.

Поэт Константин Кедров в России более известен, чем его двоюродный дед. Он основал так называемое течение мета-метафористов, и последователей его художественных открытий немало. Константин Кедров не знал Павла Челищева лично, но будучи четырнадцатилетним мальчиком, послал тому за границу письмо со своими стихами. И скоро пришёл удивительный ответ: художник был удивлён совпадениями: его творческие поиски пересекались с исканиями племянника. Павел Челищев тогда убедился в собственной правоте в мыслях о генетической, мировой памяти.

Константин Кедров: «Это даже не сходство, а просто какая-то мистика. Потому что я писал о том, о чём он рисовал в своих картинах. Мои строки «Человек – это изнанка неба, небо — это изнанка человека – это всё Павликовы мысли и чувства.Конечно, он рвался на Родину, его письма полны тоски: «Жизнь на чужбине ужасна, невозможно жить без России». Но он понимал, что если вернется, то его просто уничтожат. Ведь на протяжении всего Советского периода был запрещен Дали, что и говорить о живописи Челищева, когда там сплошь христианские сюррералистические мотивы. На Дали он обижался, ему было больно, что он придумал этот приём в живописи, а Дали взял его и стал более известен, тогда как у Дали это так и осталось приёмом и не имело такого сакрального смысла, как у Челищева Но с другой стороны, он осуждал и Дали, и Пикассо за то, что они потакают вкусу толпы, прогибаются под рынок. Он считал это неприемлемым для художника».

Одна картина Павла Челищева всё же висит в залах Третьяковской галереи – это легендарная «Феномена», метафорические сцены к «Божественной комедии» Данте и практически отображение нашей современной цивилизации. Павел Челищев и есть метафорист в живописи, однако сам он называл свой путь «поиском ангельской перспективы», в частности изображения человека не как тела, но как направленной энергии души.

Эту энергию души режиссёр фильма Ирина Бессарабова копила почти два десятка лет — с того момента, как узнала про ту самую метафорическую поэзиею Константина Кедрова.

Ирина Бессарабова: «Создание фильма началось с поэзии Константина Александровича, потом продолжилось личным знакомством и затем уже обрастало героями, постепенно вычерчивался образ Павла Челищева. Константин Кедров и сам не предполагал, что наступит то время, когда творчество его родственника станет известно в России. Мало того, это тоже черта времени – те, кто делал фильм, нашли в Америке родственников Кедрова, он ведь и не думал, что у него там вообще есть какие-то кровные связи. И это, конечно, не единственное открытие, которое мы сделали, работая над картиной.

Мне кажется, что ключ к фильму — это ощущение того, что человек не часть вселенной, а сам – вселенная, что он намного богаче, шире и возможности его неограниченны. Это ощущение вообще должно быть присуще каждому человеку, но когда он соприкасается с творчеством такого художника, как Челищев, это становится возможным».

Сейчас творчество русского Дали, Павла Челищева, постепенно возвращается, точнее приходит на Родину. Несколько лет назад в одной из московских галерей проходила его персональная выставка. Конечно, благодаря фильму о нём узнало больше людей. Но тем не менее, если в Америке вы спросите о величайших художниках двадцатого столетия, то имя Павла Челищева вам назовут вместе с именами Дали, Пикассо и Шагал

Дарья Юматова

   К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10