КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
29.07.2009 14:52
РИА НОВОСТИ: Председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году является благоприятным фактором и может положить начало реформированию этой организации, считают эксперты.
На этой неделе, 1 августа, отмечается годовщина создания ОБСЕ. 1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения), с которого берет начало СБСЕ, преобразованное в 1995 году в ОБСЕ.
По мнению опрошенных РИА Новости экспертов, на посту председателя ОБСЕ в 2010 году Казахстан будет проводить сбалансированную политику, продвигать интересы стран СНГ и в то же время стараться не обострять отношения с ЕС и США. По словам политологов, председательство Казахстана может дать старт реформированию организации, а она, по их мнению, в настоящее время утратила возложенные на нее в момент создания функции и нуждается в преобразованиях.
Так, заведующий Центром международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений, член президиума Совета по внешней и оборонной политике Алексей Арбатов сказал в интервью агентству, что председательство Казахстана в ОБСЕ является "благоприятным фактором".
"Казахстан — страна, близкая России, с ней у нас очень тесное сотрудничество. Казахстан входит и в ЕврАзЭС, и в ОДКБ, и в СНГ. Тем не менее это самостоятельное государство, у него свои интересы, и оно пытается налаживать хорошие отношения с ЕС и США. Казахстан будет продвигать интересы стран СНГ, но продвигать их очень аккуратно с тем, чтобы не обострять отношения с ЕС и США, и в этом смысле проводить очень сбалансированную политику", — сказал он.
По мнению директора Центра постсоветских исследований МГУ Алексея Власова, председательство Казахстана может дать старт реформе организации.
"ОБСЕ невозможно реформировать за несколько лет — это будет долгий период трансформации. Но председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году может дать старт пока еще не системной реформе, но реформе отдельных узлов деятельности этой организации. Например, в реформировании нуждается проведение саммитов ОБСЕ — это проблема, которая давно назрела", — сказал Власов РИА Новости.
"В ОБСЕ нарушен баланс между тремя корзинами — безопасности, экономической и гуманитарной, в основном, связанной с правами человека и мониторингом за проведением выборов. Наметился явный перекос в сторону третьей корзины, в то время как более актуальными являются как раз проблемы военно-политического и экономического сотрудничества. Возможно, председательство Казахстана приведет к достижению внутреннего единства организации в этом смысле", — отметил эксперт. По мнению обоих экспертов, при председательстве Казахстана возможно развитие общеевропейского диалога по новой архитектуре европейской безопасности — инициативе президента РФ Дмитрия Медведева. Так, по мнению Власова, Казахстан может стать "модератором" в обсуждении этой инициативы. Похожую точку зрения высказал и Алексей Арбатов.
"Трудностей и проблем (в обсуждении инициативы) председательство Казахстана не создаст", — отметил он. Оба эксперта сходятся во мнении и о том, что на сегодняшний день ОБСЕ играет второстепенную роль в системе европейской безопасности.
"ОБСЕ утратила свою роль в качестве главного моста сотрудничества между Востоком и Западом, которую она имела в холодную войну, но не приобрела новую роль в качестве панъевропейской организации сотрудничества", — отметил Арбатов. "С точки зрения "перезагрузки" пора наконец разобраться в системе европейской безопасности, потому что сейчас она представляет собой конгломерат огромного количества разных организаций. Он функционировал до поры до времени, а потом выявились серьезные противоречия по самым принципиальным вопросам устройства Европы, и все эти организации оказались не только бессильными что-то всерьез делать, но даже стали друг другу мешать", — добавил он.
По словам Алексея Власова, ОБСЕ "в значительной степени живет по принципам и канонам прошлого века, что мешает ей динамично включаться в изменение современной повестки дня". "Также отрицательным фактором является недостаточная репрезентация России в ОБСЕ. РФ возглавляет лишь две миссии — это явно не отвечает тем реалиям, которые сложились за последние годы в международных отношениях, и растущему авторитету России", — отметил Власов.
Противоречивой, по его словам, является и деятельность БДИПЧ ОБСЕ (Бюро демократических институтов и прав человека). "Используя двойные стандарты в оценке избирательных процессов в странах новой Европы — Румынии, Венгрии, Болгарии — и явно предвзято относясь к анализу относительно постсоветского пространства, и России в том числе", — добавил эксперт. При подготовке федеральных выборов в России в 2007-2008 годах БДИПЧ ОБСЕ не смогло найти общий язык с ЦИК РФ по формату работы своей миссии, поэтому Бюро демонстративно бойкотировало и думские, и президентские выборы в РФ. ЦИК не раз обвинял БДИПЧ в применении двойных стандартов, политизации процесса мониторинга проведения выборов и его непрозрачности.