КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
11.01.2009 15:13
ИНТЕРФАКС: Газовый кризис продемонстрировал способность ЕС занимать сбалансированную позицию в отношении России, считает исполнительный директор фонда "Русский мир", член Общественной палаты РФ Вячеслав Никонов.
"Наше руководство весьма энергично взаимодействовало с председательствующей в Евросоюзе Чехией. И это взаимодействие привело к реальным результатам. Возможность решать проблемы с ЕС, как выясняется, существует", — заявил В.Никонов в воскресенье "Интерфаксу".
По мнению политолога, Евросоюз по проблемам, связанным с транзитом газа через Украину, занимает в настоящее время в отношении России, в целом, сбалансированную позицию. "В отличие от предыдущего кризиса, когда ЕС был однозначно на стороне Украины, сейчас такой однозначности нет. Позиция ЕС сейчас более сбалансированная", — считает В.Никонов.
Вместе с тем, политолог отмечает различное отношение к проблеме газового кризиса внутри ЕС. "Я не могу сказать, что реакция ЕС была однозначна. Если германское руководство говорило о необходимости форсировать проект "Северный поток", то польское руководство говорило о необходимости вообще избавляться от зависимости от России", — сказал В.Никонов.
"Газовый кризис позволил России и ЕС лучше узнать друг друга. Конечно, нам сложно рассчитывать на симпатии евробюрократов или европарламентариев. Симпатии все равно будут на стороне Украины, а не России. И это не будет связано с правильностью или неправильностью действий той или иной стороны. Просто в этом есть некая заданность", — полагает политолог.
Заместитель директора Центра политических технологий (ЦПТ) Алексей Макаркин гораздо более оптимистичен и полагает, что последние события укрепят диалог между Россией и ЕС.
"ЕС показал свою способность выполнять посредническую функцию. Если обратить внимание на то, как в прошлом году во время председательства Франции ЕС предпринимал посреднические усилия в связи с событиями на Кавказе, а сейчас решался вопрос, хотя и не политический, то можно сделать вывод, что такие усилия улучшают диалог между Россией и Евросоюзом", — заявил А.Макаркин "Интерфаксу".
По мнению политолога, газовый кризис показал, что Брюсселю значительно проще придти к конкретным договоренностям с Россией, чем с Украиной. "ЕС может добиться взаимопонимания с Россией быстрее, чем с Украиной, поскольку в Киеве есть свои интересы у президента и свои интересы у премьера. И ЕС не совсем понятно, с кем конкретно решать вопросы", — сказал А.Макаркин.
"С Россией Евросоюзу говорить проще, потому что есть консолидированная позиция российской власти. Им понятно, что если премьер выступает с заявлением, то президент с ним согласен, и если президент говорит, то и премьер-министр с ним согласен", — отмечает политолог.
Что касается газового кризиса, то, по словам А.Макаркина, Евросоюз на данный момент озабочен исключительно возобновлением поставок газа, а не выявлением конкретных виновников срыва поставок "голубого топлива" в Европу. "Европу сегодня не волнует вопрос о том, кто ответственен за срыв поставок. Им важно, чтобы поставки были возобновлены, а уже потом конкретные европейские компании будут разбираться с виновниками. Уже есть иски в отношении Украины со стороны отдельных компаний из ЕС", — отмечает политолог.
Со своей стороны, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что газовый кризис застал Евросоюз врасплох и Брюссель усилит работу по поиску новых источников энергоснабжения Европы.
"ЕС не ожидал, что кризис зайдет так далеко. Думаю, что Евросоюз не знал толком, как себя вести. Европа была напугана", — заявил А.Малашенко "Интерфаксу".
Дальнейшее поведение Евросоюза, по мнению политолога, легко прогнозируемо. "То, что все в ЕС будут еще более лихорадочно искать новые варианты энергоснабжения, совершенно однозначно. И в этой ситуации России нужно торопиться, проводить потоки, чтобы не было транзитных проблем", — сказал он.
Вместе с тем, политолог отмечает, что в Брюсселе прекрасно понимают, что срыв поставок газа произошел не по вине России. "Фактически в ЕС понимали, что виновата Украина, поскольку через нее газ идет. И они понимали, что Россия не хочет портить отношения с европейцами", — отмечает А.Малашенко.
* * *по теме* * *
РИА НОВОСТИ: Запад не принял сторону Украины в "газовом конфликте" с Россией, как это было в 2006 году, когда ЕС и США обвинили Кремль в "политическом давлении" на Киев, считает Джефри Мэнкофф, эксперт по России Совета по внешним отношениям (Council on Foreign Relations).
"Интересно отметить, что ответ европейцев на этот раз выглядит более сбалансированным, представляя попытку обвинить обе стороны, включая Украину, в сложившейся ситуации. В этом отличие от 2006-го года", — написал Манкофф в интервью для официального сайта одного из самых влиятельных американских аналитических центров.
По его мнению, занятая Западом позиция во многом мотивирована тем, что Украина, обеспечивающая 80% транзита в страны ЕС, тайно отбирала газ, предназначенный европейским потребителям. Компромиссная тональность одновременно облегчает Брюсселю дипломатическую роль, ибо без посредничества проблема между Киевом и Москвой не может быть разрешена, полагает эксперт. "По этой причине на этот раз европейцам будет несколько легче использовать свои структуры для того, чтобы при их посредничестве найти решение в споре, и поскольку сами европейцы были намного сильнее задеты этим напрямую, чем в 2006 году, они имеют значительно больший интерес в завершении его (газового спора)", — сказал Мэнкофф.
По его мнению, политическая подоплека в нынешнем конфликте также имеет место, так как Москва недовольна стремлением украинского президента Виктора Ющенко сделать страну членом Северо-атлантического альянса, что РФ рассматривает как военную угрозу. Эксперт отмечает, что население Украины, исторически и культурно расколотое на восток и запад, в большинстве не поддерживает идею вступления в НАТО.
Однако главной причиной спора между Киевом и Москвой Мэнкофф считает неурегулированность вопроса цены и возврата долга за российский газ, как и порочную практику субсидирования РФ своих соседей в Союзе независимых государств, что не подталкивало модернизацию украинской промышленности, являющейся одной из самой высокозатратных в мире.
"У Украины много проблем, и в своем большинстве они связаны с энергетическим сектором из-за затратной экономики. Это одна из самых высокозатратных экономик в мире в расчете энергоемкости на единицу валового внутреннего продукта, иными словами, она потребляет больше энергии на единицу продукции, чем почти все остальные страны мира. Частично, это сложилось потому, что Украина пользовалась доступом к субсидированому российскому газу. Энергетический сектор Украины при этом высоко коррумпирован", — считает Мэнкофф.
Он отметил, что цена за тысячу кубометров российского газа для европейских потребителей составляет около 500 долларов, Украина пыталась установить цену немного выше 200 долларов за тысячу кубометров. Вначале Россия предложила цену в 250 долларов, однако по мере эскалации конфликта подняла до уровня около 450 долларов за тысячу кубометров, что все равно ниже средневропейской.
Россия вечером 7 января вынужденно приостановила поставку транзитного газа на территорию Украины после того, как генеральная сверка в "Газпроме" показала, что поставляемый в эту страну газ не доходит до европейских потребителей. Российская сторона ранее заявляла, что готова возобновить поставки газа в Европу через Украину сразу после того, как к работе в РФ и на Украине приступит международная экспертная мониторинговая комиссия в составе представителей "Газпрома", "Нафтогаза Украины", Минэнерго России и Украины, компаний — получателей российского газа в Европе и независимой мониторинговой организации.
Россия и Евросоюз в субботу подписали протокол о создании контрольного механизма за транзитом российского газа через территорию Украины.