Народное радио

Интернет-вещание

 

14.06.2008

Нил Хамильтон: Глобальное изменение климата — не единственная угроза Арктике

14.06.2008 13:29

Объявление Северного полюса международным природным заповедником, которого добиваются многие экологи, не будет являться "осмысленным природоохранным действием", заявил РИА Новости в пятницу руководитель Арктической программы Всемирного Фонда дикой природы Нил Хамильтон (Neil Hamilton).
Северный полюс — статус и территориальные претензии
"Объявление международных вод вокруг Северного Полюса защищенной морской территорией было бы хорошим поводом для правительств приарктических стран попробовать собраться и о чем-то эффективно договориться. Это было бы интересным управленческим экспериментом, но это не было бы осмысленным природоохранным действием", — сказал Хамильтон, отвечая на вопрос РИА Новости на борту корабля "Алексей Марышев", совершающего экспедицию в Арктике.
Эколог отметил, что "сегодня поездки на Северный полюс даже и ледоколов с туристами стали обычным делом".
Хамильтон считает, что на эту территорию, в настоящее время являющуюся территорией международных вод, имеет право претендовать та или иная страна.
"В прошлом году, когда российский политик (Артур) Чилингаров организовал экспедицию на полюс и водрузил там российский флаг, поднялся несусветный шум. В то же время, Чилингаров — очень известный полярный исследователь и защитник природы, который прекрасно знает, что полюс не может принадлежать какой-то одной стране. Своей экспедицией он очень удачно и даже красиво, обратил внимание мирового сообщества на нелепость территориальных претензий каких-либо стран на полярные территории", — сказал Хамильтон.
"Это была международная экспедиция, которая прошла на американском корабле, с австралийским и новозеландским экипажем, но все, что увидели пресса и политики по всему миру, был российский флаг", — отметил Хамильтон. По его мнению, такая реакция "показала, насколько анекдотичны переживания деятелей во многих странах по отношению к территориальным претензиям в Арктике".
По мнению Хамильтона, в Арктике невозможно международное соглашение об управление территорией наподобие тому, которое действует в отношении Антарктики и территорий Южного Полюса.
"В Антарктике имел место совершенно уникальный набор обстоятельств, которых в Арктике нет, там ситуация иная", — сказал он.
Хамильтон считает, что международная конвенция о Северном Ледовитом Океане требует пересмотра в ряде положений, связанных с переменой климата в Арктике и во всем мире.
"Существует международное соглашение о защите полярных (белых) медведей, однако, это соглашение было составлено до того, как стало известно о глобальном потеплении и мы стали наблюдать его эффекты, в то числе то, что медведи как популяция не могут жить там, где нет льда, а лет тает", — отметил он.
По мнению эколога, "в ближайшие годы полярные медведи могут полностью исчезнуть с территорий Шпицбергена а также с арктических территорий России, и условия для существования этих животных останутся только в районе запада Гренландии и Северо-восточной Канады".
"Сегодня у нас, у международного сообщества, еще есть время на то, чтобы как-то отреагировать на эти изменения, есть потенциал для появления новых, эффективных международных соглашений по Арктике", — говорит Хамильтон.
"Однако, это "окно возможности" закрывается, и у нас осталось, максимум, лет десять", — добавил он.
По данным эколога, менее чем 1% водного пространства Арктики является юридически защищенной территорией, в то время как общая площадь территории составляет 17 миллионов квадратных километров.
"Суша, входящая в состав Арктики, довольно неплохо защищена законодательно, в первую очередь потому, что эта земля мало кому и для чего нужна", — сказал Хамильтон.
"В то же время, именно водная часть Арктики наименее защищена и наиболее нуждается в защите", — добавил он.
По мнению Хамильтона, "единственный эффективный пусть защиты Арктики, в первую очередь, замедление, а затем и остановка процесса глобального изменения климата".
Нефтегазовые месторождения в Арктике
Эколог также отметил, что глобальное изменение климата — не единственная угроза Арктике. В качестве прочих источников опасности для региона, Хамильтон отметил разведку и разработку нефтегазовых месторождений, рыболовство в объемах, превышающих скорость естественного воспроизведения популяции отдельных видов рыб, использование северных морей в качестве транспортных артерий для международных перевозок и вымирание отдельных видов редких животных.
"До недавнего времени большая часть нефтегазовых разработок в Арктике была сосредоточена на суше, но в последнее время нефтяные и газовые компании во всем мире оказывают все больше давления для того, чтобы начинать разведку и разработку месторождений в водных районах, где раньше это считалось слишком трудоемким или слишком опасным", — сказал Хамильтон.
По словам эколога, "некоторые эксперты североамериканского геологического общества подсчитали, что около одной четвертой всех неразведанных запасов нефти и газа, в первую очередь — газа, находятся в Арктике".
"Забавно, что льды в Арктике тают из-за глобального изменения климата, вызванного использованием ископаемых видов топлива, и это таяние открывает новые районы, из которых можно добывать большее количество этого топлива", — сказал Хамильтон.
Он добавил, что "в мире сегодня не существует технологий, позволяющих ликвидировать последствия нефтяных разливов в Арктике".
"Ни один из методов очистки нефтяных разливов, применяемых в мире, неприменим, не работает в этих климатических условиях. И даже если бы работал, большую часть года туда все равно невозможно послать, например, команду для такой очистки", — сказал Хамильтон.
В то же время, по его словам, "одной чашки нефти достаточно для того, чтобы убить белого медведя или нарушить способность моржа хранить тепло".
Эколог отметил, что Всемирный фонд дикой природы добивается моратория на разведку и разработку нефтяных месторождений в Арктике до того времени, когда методы очистки нефтяных разливов в этом регионе будут изобретены и опробованы.
Рыболовство и транспортные перевозки
Руководитель арктической программы WWF также отметил, что Арктика не защищена и от обычных экологических угроз, не специфических для ее климата.
По словам Хамильтона, "более чем половина рыбы, потребляемой в Северной Америке, выловлена в Баренцевом и Беринговом морях", в то время как "рыболовство в этих регионах ведется неустойчиво (то есть, таким образом, что его темпы опережают воспроизведение видов рыб)".
"В этом регионе наблюдается не особо большое видовое разнообразие и очень значительные по численности популяции отдельных видов рыб, и этот обманчивый эффект приводит к чрезвычайно избыточной рыбной ловле в регионе", — сказал Хамильтон.
По словам эколога, значительная часть угроз для Арктики также исходит от проложенных через северные воды транспортных маршрутов, проходимость и использование которых увеличиваются по мере того, как арктические льды тают в процессе глобального изменения климата.
"Арктика — короткий путь между Западом и Востоком, и на пути из Азии в Северную Америку или Европу можно, проплыв по Северным морям, сэкономить до 30-40% топлива и времени пути по сравнению с традиционными южными маршрутами", — сказал Хамильтон.
"Необходимо помнить о том, что пути миграции китов проходят через многие транспортные маршруты в Арктике", — отметил он.
По словам Хамильтона, современные технологии "позволяют создать системы навигации, которые помогут судам избежать столкновений с китами".
"Мы продолжаем работать с профессиональными ассоциациями морских перевозчиков для создания обязательного для их участников кода поведения судов в Арктических водах, в том числе для исключения опасности для китов и предотвращения разлива топлива на судах", — сказал эколог.
Международная молодежная Арктическая экспедиция "Вояж будущего" (Voyage for the future), проходящая в Северном Ледовитом Океане с 11 по 18 июня, организована Всемирным Фондом Дикой природы. В экспедиции вместе с экологами принимают участие 18 студентов из разных стран, победивших в конкурсах работ на экологические темы. /РИА Новости.


   Возврат к списку новостей        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10