КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
26.05.2008 22:37
Совет министров иностранных дел ЕС первым пунктом повестки дня без обсуждения утвердил в понедельник мандат на переговоры о новом базовом соглашении ЕС-Россия, сообщил на экспресс- брифинге председательствующий на заседании министр иностранных дел Словении Димитрий Рупел.
Это означает, что старт переговорам будет дан на саммите ЕС-Россия в Ханты-Мансийске в конце июня.
Ранее все 27 стран Евросоюза достигли согласия о директиве на переговоры ЕС-Россия по новому базовому соглашению о стратегическом партнерстве.
Последнее препятствие — вето Литвы было официально снято на заседании комитета постоянных представителей ЕС в прошлую среду.
Около года назад Варшава заблокировала переговоры между ЕС и Россией, так как Москва запретила импорт польской мясной продукции. Тогда поляки получили поддержку литовцев.
Когда Россия отменила эмбарго, Польша сняла свое вето, однако Вильнюс продолжал настаивать на блокировании переговоров. На состоявшемся в начале мая в Люксембурге заседании Совета ЕС по общим делам и внешним сношениям Литва, единственная из 27 стран, не поддержала предложение начать диалог между ЕС и Россией о новом договоре о стратегическом партнерстве.
Только в середине мая, по итогам переговоров с Д.Рупелом, глава литовского МИД П.Вайтекунас заявил об отказе Вильнюса от вето при условии учета в ходе переговоров позиции Литвы. /Интерфакс.
* * *
Новые инициативы стран ЕС по сотрудничеству в зоне непосредственных интересов России должны координироваться с российской стороной, считает вице-спикер Госдумы Александр Бабаков, который курирует межпарламентские связи с Польшей.
Польша и Швеция намерены вместе форсировать в Евросоюзе проект "Восточное партнерство", которое предлагает более тесное сотрудничество стран ЕС с некоторыми странами СНГ.
"Для сохранения партнерского настроя, который был заложен во время визита премьера Польши в нашу страну в начале этого года, лучше было бы, если такие новые инициативы зарождались, если не в партнерстве с Россией, то хотя бы при условии предварительных консультаций с Москвой", — сказал Бабаков журналистам в понедельник.
Он считает, что "Восточное партнерство" является "чисто польской идеей" и соавторство шведской стороны является "некой формальностью и прикрытием".
"Амбиции Польши в направлении Восточной Европы — не новшество, за последние годы следы Варшавы часто были заметны на постсоветском пространстве, особенно на Украине ", — сказал Бабаков.
То, что страна руководствуется национальными интересами во внешней политике, — это совершенно нормальное явление, отметил он.
"Но хотелось посоветовать так называемым "польским ястребам" учитывать от факт, что в восточно-европейском регионе и , конечно, на пространстве СНГ, не стоит игнорировать законные и вполне обоснованные уже традиционные российские интересы", — сказал Бабаков.
Реализация проекта "Восточное партнерство", по мнению авторов проекта, должно привести к отмене визового режима ЕС с такими странами как Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан и Армения, а также к созданию зоны свободной торговли сельскохозяйственными услугами и товарами. Кроме того, проект предусматривает подписание договора о сотрудничестве с каждой из сторон по образцу договора, о котором в настоящее время ЕС ведет переговоры с Украиной.
Руководство Украины рассчитывает, что в сентябре 2008 года будет подписан, новый расширенный договор с Евросоюзом, в котором для нее появится "четкая перспектива членства в ЕС".
Украина и Грузия поставили перед собой стратегическую цель — интегрироваться в НАТО и ЕС, однако на прошедшем 3-4 апреля саммите НАТО в Брюсселе эти страны не включили в План действий по членству в альянсе и решение вопроса перенесли на декабрь. /РИА Новости.
* * *
Утверждение Евросоюзом мандата на переговоры о соглашении между Россией и ЕС способствует выходу диалога из тупика, но вопрос в том, к чему придут обе стороны, считает политолог, заместитель директора Института Европы РАН Сергей Караганов.
"Разумеется, определенный толчок к активизации диалога между Россией и ЕС такое решение дает. В последнее время обе стороны пошли на серьезные действия по изменению нынешнего полутупикового состояния дел в отношениях между ними. Но я не считаю, что результат можно ожидать скоро", — заявил С.Караганов в понедельник "Интерфаксу".
26 мая Совет по общим вопросам и внешним связям на уровне глав МИД стран ЕС утвердил в Брюсселе мандат на переговоры с Россией.
По мнению политолога, это связано с разными предложениями России и ЕС о формате двустороннего документа.
"У Евросоюза и России совершенно разные мандаты на переговоры. ЕС хочет создать всеобъемлющий договор, где есть все, в то время, как Россия предлагает общеполитическую декларацию, в рамках которой будут действовать секторальные соглашения по визовым вопросам, по энергетике, торговле и так далее", — говорит С.Караганов.
"Мне кажется, российское предложение более реалистично и практично. Но европейцам будет трудно отказаться, особенно на первых порах, от уже утвержденной концепции переговоров", — считает политолог.
По его мнению, существует и другая проблема, связанная с особыми позициями ряда стран ЕС в переговорах с Россией, в частности, Польши и стран Балтии.
"Даже если договор будет подписан, такие страны, как Польша, Литва, Эстония по свой воле, либо по подсказке из-за рубежа представят к документу такое количество неприемлемых для России дополнений и поправок, что договор, в случае его последующего представления на ратификацию, просто будет угроблен", — сказал он
Выход из такой ситуации, по мнению С.Караганова, будет найдет, если ЕС поддержит позицию Россию и даст согласие заключить соглашение, которое "не требует ратификации".
"Но впереди — длинная дорога. Поэтому не стоит обольщаться быстрыми успехами или огорчаться в случае их отсутствия", полагает зам.директора Института Европы.
Уже сам переговорный процесс можно использовать для того, чтобы начать серьезно думать, какими должны быть отношения между Россией и ЕС, которые при всей их экономической интенсивности, топчутся на месте", — сказал С.Караганов. /Интерфакс.