Народное радио

Интернет-вещание

 

27.04.2008

Лидеры поместных православных церквей и православные всего мира отмечают Пасху

27.04.2008 15:13

Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская православные церкви, монастыри Афона и все христиане, живущие по Юлианскому календарю, отмечают в воскресенье величайший праздник — Пасху — Воскресение Христово.

Во всех храмах Русской православной церкви в Отечестве и за рубежом проходят праздничные ночные богослужения. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил около 23.30 службу в храме Христа Спасителя в Москве.

В полночь совершается крестный ход: под звон колоколов духовенство и прихожане с зажженными свечами, славя Господа, выходят из храма, как бы навстречу Спасителю. Обойдя храм, они останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Под пение «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

С этого момента и до праздника Вознесения Господня, который отмечается на сороковой день после Пасхи, верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!»

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса — особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

После пасхального богослужения верующие разговляются (прекращают пост) освященными накануне куличами, творожной пасхой и крашеными яйцами.

Пасхальное яйцо напоминает о крови, пролитой на Кресте Иисусом, и символизирует появление новой жизни. Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила ему простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо: яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Во второй половине дня в праздник Воскресения Христова в православных церквях совершается Великая пасхальная вечерня. В храме Христа Спасителя в 16.00 службу возглавит патриарх Алексий II. После Великой вечерни здесь же состоится поздравление духовенства.

За Пасхой следует Светлая седмица (неделя). В эти дни духовная радость верующих не должна ослабевать. Однодневные посты в среду и пятницу отменяются. На протяжении всей недели богослужения ведутся по пасхальному чину, после каждой Божественной литургии совершается крестный ход. Царские врата остаются открытыми, потому что в эти дни православным как бы открывается светлый Небесный мир.

В понедельник Светлой седмицы предстоятель Русской православной церкви совершит Божественную литургию и крестный ход в исторически главном храме столицы — Успенском соборе Московского Кремля (начало — в 9.30 мск).

Согласно Новому завету, Иисус Христос воскрес на третий день после крестной смерти. Это евангельское событие знаменует победу Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного страданиями Спасителя.

На рассвете дня, следующего за субботним, Мария Магдалина и другие жены-мироносицы пришли к пещере, в которой в Страстную пятницу было погребено тело Христа. Тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, оказался отвален. «И вошедши не нашли Тела Господа Иисуса», — гласит Евангелие от Луки.

Перед ними предстали «два мужа в одеждах блистающих» и сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес».

Когда же, по Евангелию от Матфея, жены-мироносицы возвращались от Гроба Господня, чтобы возвестить об увиденном другим последователям Христа, Иисус встретил их на дороге и сказал: «Радуйтесь!» /РИА Новости.

* * *

Лидеры поместных православных церквей распространили послания к верующим, поздравляя их со светлым праздником Пасхи.

Несмотря на то, что ряд православных церквей живет по старому, а другие — по новому стилю, Пасху все православные отмечают в один день, в этом году 27 апреля.

«Мы видели, как Христос, в безмерной любви своей к нам, страдал на кресте, умирал и был погребен за нас и за наше спасение. Поклонившись ему, восставшему от мертвых, мы услышали от него: «Радуйтесь!» и «Мир вам!» — пишет в пасхальном послании Константинопольский патриарх Варфоломей, носящий почетный титул Вселенского патриарха.

«Мы молимся прилежно Христу, чтобы он даровал мир миру, просвещение истины и справедливости душам людей, терпение и укрепление каждому находящемуся в испытаниях, предвкушение спасения и жизни вечной всем верующим», — добавляет патриарх Варфоломей.

Миру посвятил свое пасхальное послание и второй по чести православный иерарх — Блаженнейший папа и патриарх Александрийский и всея Африки Феодор.

«Благо мира среди людей, в семье, в обществе, между народами, во всем человечестве мы и сами осознаем. Никто не хочет беспорядка в своем доме. Но мы, люди, не можем сами дать себе мир. Так что одна из целей присутствия Христа в нашем мире — сделать возможным мир с верой, любовью и моральной силой, которые мы черпаем из его жертвы», — сказал патриарх Феодор.

Иерусалимский патриарх Феофил написал свое поздравление верующим на древнегреческом языке.

«Предстоя с немалым благоговением и молясь глубоко в печали в этой светоносной ночи, в этом святом месте, посреди земли, где Бог сотворил спасение людям, мы не только воспоминаем, но и участвуем в тайне тридневного из мертвых воскресения Сына Божьего», — пишет патриарх Феофил.

«Во времена, когда тьма пытается охватить человеческую жизнь, я чувствую необходимость обратиться к вам, как отец к детям и как брат к братьям, и пригласить вас в наш дом, в церковь, чтобы разделить свет и радость воскресенья», — пишет верующим архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним. /РИА Новости.

* * *

Около 30 православных китайцев из Пекина, Харбина и Шанхая отметили Пасху мирским (без участия священника) богослужением в католическом соборе Архангела Михаила в столице КНР, передает корреспондент РИА Новости.

Китайская Автономная Православная церковь, образованная в 1957 году, в данный момент не имеет действующих священнослужителей. Считают себя православными около 13 тысяч граждан Китая — как представители русского этнического меньшинства, проживающего в КНР, так и китайцы.

Согласно законам КНР, иностранные священнослужители ограничены в возможностях совершать богослужения для граждан Китая на территории страны. Поэтому службы совершалась специальным чином для мирян без участия священника.

Поскольку у православных верующих Пекина нет своего молитвенного помещения, храм им предоставили на время службы католики.

В богослужении принял участие специально приехавший из Шанхая 81-летний диакон Китайской Автономной Церкви Евангел Лу, который родился и принял сан на территории Русской духовной миссии в Пекине.

Большую часть собравшихся на пасхальную службу верующих составили потомки казаков-албазинцев, принесших православие на территорию Китая в конце 17 века, когда группа пленных казаков, защитников крепости Албазин, была уведена в Пекин.

Китайский император, восхищенный храбростью воинов, предоставил им поселение, жен-китаянок и позволил открыть церковь.

Это стало поводом для учреждения Петром I Русской духовной миссии в Пекине, которая долгое время играла роль диппредставительства России в Китае и просуществовала до 50-х годов 20 века, когда была закрыта. На обширной территории Русской духовной миссии теперь располагается посольство России в КНР.

К 1918 году в Китае насчитывалось около 10 тысяч православных китайцев.

Революция 1917 года в России вытеснила в Китай сотни тысяч русскоязычных беженцев. Эмигранты построили более сотни храмов в Пекине, Харбине, Внутренней Монголии, Синьцзяне, Гонконге, Ханькоу, Тяньцзине. В 1957 году православная Церковь в Китае получила статус автономии.

«Культурная революция», ознаменовавшаяся массовым разрушением храмов и кладбищ, осквернением мощей и икон, гонениями на верующих, поставила под угрозу существование православия в Китае. Богослужения на территории Китая не совершались более 20 лет.

Возрождение православия в Китае началось в 1980-е годы, когда был открыт один храм в Харбине и построен храм в Урумчи. /РИА Новости.


   Возврат к списку новостей        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10