КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
04.02.2008 11:45
В Москве не видят иной причины для размещения элементов американской ПРО в Чехии и Польше, кроме как намерения следить за российскими системами сдерживания.
«Сегодня не существует причин, объясняющих необходимость развертывания этой системы, кроме как приглядывать за российскими системами сдерживания», — заявил замглавы МИД РФ Сергей Кисляк в интервью «Интерфаксу».
По словам замминистра, «если говорить о реальной гарантии ненаправленности системы ПРО против России, то лучшая гарантия — это отсутствие третьего позиционного района (ТПР) в Европе».
Отвечая на вопрос о том, может ли польская сторона согласиться на постоянное присутствие российских офицеров на объектах ПРО для гарантий ее ненаправленности против России, С.Кисляк сказал: «Не могу сказать, что польские коллеги нам это предлагают». Однако, подчеркнул он, «проблема гораздо глубже и серьезнее, чем присутствие наших офицеров на объектах ПРО». «Кстати, само по себе присутствие специалистов автоматически ничего не гарантирует. Система ПРО может быть и активирована, и нацелена быстро», — добавил высокопоставленный дипломат.
По сообщениям российской стороны, в ходе встречи глав оборонных и внешнеполитических ведомств РФ и США 12 октября в Москве представители Соединенных Штатов в устной форме сделали ряд предложений, в том числе касающиеся присутствия на постоянной основе российских офицеров на объектах ПРО в Польше и Чехии. Однако впоследствии, когда американцы предоставили свои предложения в письменной форме, этот элемент в них отсутствовал.
«Судя по всему, выдвинутые в Москве предложения шли дальше того, на что реально готова администрация США», — считает С.Кисляк. Он добавил, что письменное предложение, направленное США спустя полтора месяца, «было лишено тех элементов, которые и составляли бы сигнал о реальной готовности американской стороны слышать, а не только слушать нас».
Как отметил замминистра, само устное предложение США «для нас было скорее не решением проблемы, а казалось индикацией настроя американской администрации на серьезную работу с нами».
«Я сейчас не говорю о том, серьезны эти шаги или нет, достаточны они или не очень. Само по себе позитивно было другое — на уровне министров мы слышали сигналы, даже видели готовность работать над созданием условий, при которых ТПР против России работать не будет», — отметил С.Кисляк.
«Еще раз подчеркну: лучшая гарантия неиспользования ТПР против российских интересов — это его неразвертывание», — заключил высокопоставленный дипломат. /Интерфакс.
* * *
Российская сторона не согласится с тем, чтобы ее радиолокационные станции (РЛС) в Габале и Армавире использовались в качестве дополнения к американской системе ПРО, заявил замглавы МИД РФ Сергей Кисляк.
«США хотят использовать потенциал РЛС в Габале и, возможно, в Армавире не в качестве альтернативы третьему позиционному району (элементы американской ПРО в Восточное Европе — ИФ), а в качестве подкрепления своей системы. Но по-своему «выковыривая изюминки из булки», общее решение найти не получится», — сказал он в интервью «Интерфаксу» в субботу.
Идею использования РЛС в Габале (Азербайджан), а также ряд других предложений для страховки против возможного ракетного удара выдвинул президент РФ Владимир Путин на саммите «большой восьмерки» в Хайлигендамме. Тогда он, по словам С.Кисляка, «предложил стройную и логичную систему мер, на основе которой мы могли бы найти развязки (в сфере ПРО — ИФ)».
«Эти меры основываются на реальной оценке ситуации, на готовности искать такие виды взаимодействия, которые привели бы к созданию предсказуемости в этой сфере и не наносили бы ущерб интересам безопасности сотрудничающих партнеров», — отметил замминистра.
Он подчеркнул, что «это серьезное предложение, которое является конструктивной, а самое главное — работающей альтернативой третьему позиционному району».
По словам С.Кисляка, «эти предложения по-прежнему на столе переговоров». «Сказать, что американские коллеги серьезно над ними работают, не могу», — констатировал он.
«Изначально идея использования РЛС в Габале была направлена на то, чтобы совместными усилиями обеспечить предсказуемость ситуации и, если надо, все технические страховки против ракетного распространения иметь, но без того, чтобы наносился ущерб российским интересам безопасности», — сказал замминистра.
При этом, подчеркнул он, «предложение было сформулировано не в пику американцам, а с рукой, протянутой для сотрудничества».
Комментируя опасения некоторых аналитиков о том, что Азербайджан и США могут напрямую договориться об использовании Вашингтоном РЛС в Габале, С.Кисляк сказал: «Не думаю, что у этих опасений есть основания».
«Это серьезный и сложный комплекс, а не, скажем, автомобиль, который можно передавать из рук в руки. Поэтому такие опасения считаю надуманными», — сказал высокопоставленный дипломат.
Что же касается политической стороны дела, то, как подчеркнул замминистра, «все, что мы делали и выдвигали в качестве инициатив по сотрудничеству в диалоге с США, полностью согласовано с нашими азербайджанскими друзьями».
«Мы постоянно в контакте с коллегами из Баку, признательны за их поддержку нашего предложения», — заключил С.Кисляк. /Интерфакс.