КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
18.01.2008 12:00
В сочельник и в праздник Крещения — только два раза в году — во всех православных церквях традиционно совершается Великое освящение воды. На Крещение после богослужения священнослужители многих храмов освящают и близлежащие источники — озера, реки, пруды.
Христиане верят, что крещенская вода приносит духовное и телесное здоровье. Ежегодно в Крещенский сочельник у храмов выстраиваются длинные очереди верующих, которые приходят запастись крещенской водой на целый год. Ее пьют понемногу утром натощак. Ею освящают дома и рабочие помещения, чтобы призвать благодать Божью в помощь людям.
«Но главный смысл не в том, чтобы взять в эти дни воду, а в том, чтобы присутствовать на молебне во время освящения, потому что Господь дает благодать для исцеления святой водой недугов, изгнания бесов — именно по молитве. Благодать и целебная сила крещенской воды — это ответ на наши молитвы, наше религиозное чувство», — сказал РИА Новости секретарь по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых.
По его словам, не обязательно стоять в очереди за святой водой в Крещенский сочельник или в Крещение. «Можно помолиться на богослужении и уйти домой, а за крещенской водой прийти на следующий день. Вода в храмах раздается в течение нескольких дней после Крещения», — пояснил Рябых.
Бояться, что ее не хватит, по его словам, не стоит: в каждом храме освящается достаточный объем, не говоря уже о прорубях (Иорданях) на водоемах.
Есть определенные основания и для народных поверий, по которым любая вода в Крещение считается святой: во время освящения говорится, что освящается вод «естество», то есть сама водная стихия.
«Благочестивая», по словам священнослужителя, традиция купания на Крещение существует во всех христианских странах, в том числе установилась с принятием христианства и на Руси. Верующих не останавливали даже суровые морозы. В Крещенский сочельник из многих храмов священник и прихожане отправлялись на водоем, где заранее прорубался лед, обычно в форме креста. Прорубь называется Иорданью — в память о реке Иордан, в водах которой крестил Иисуса Христа Иоанн Предтеча.
После того как священник совершит чин освящения воды (чтением соответствующих молитв и троекратным погружением креста), желающие троекратно погружаются в воду с головой. При этом каждый крестится и произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!» Считается, что купание на Крещение также способствует исцелению от различных недугов.
«Смысл этой благочестивой традиции омовения в дни Крещения — свидетельство готовности последовать за Христом, который вошел в воды Иордана», — отметил Рябых. «При этом здесь нет никакой обязанности окунаться в купель. Причастие в этот праздник — это лучшее проявление любви к Богу», — подчеркнул священник.
Кроме того, он предостерег от погружения в ледяную воду без твердой веры и молитвы. «Если человеком руководит не религиозное чувство, так можно и свое здоровье попортить», — считает собеседник агентства.
«И надо все-таки быть рассудительными. Если есть какие-то проблемы с сердечно-сосудистой системой и терзают сомнения, не надо искушать Господа, погружаясь в холодные источники. Бывали и трагические случаи», — отметил Рябых.
В условиях русской зимы окунаться в Иордань священник советует только после молитвы, по религиозному чувству, а не просто прыгать в воду в полночь для здоровья или на спор, как делают многие россияне. «Такое «купание» вовсе не является религиозным актом», — добавил Рябых.
По его словам, обычно освящение Иордани на открытых водоемах совершается священнослужителями около 23.00, после чего желающие с молитвой погружаются в воду. В частности, сообщил собеседник агентства, священнослужители и прихожане московского Троицкого храма в Хорошеве, где он служит, ежегодно прорубают Иордань в Серебряном бору.
Крещенским сочельником заканчиваются Рождественские святки — праздничные дни после Рождества Христова, когда православные не постятся по средам и пятницам. Сам же Крещенский сочельник является днем строгого поста, и название его происходит от слова «сочиво», обозначающего постное блюдо из пшеничного или рисового взвара с медом и фруктами.
В сам же праздник Крещения верующие вспоминают о том, как в возрасте 30 лет Иисус Христос из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водою от Иоанна Предтечи. Церковное предание гласит, что когда Иисус вышел из вод Иордана, небеса разверзлись и Дух Святой в виде голубя сошел на Него. «И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», — говорится в Евангелии от Марка.
Таким образом, миру была явлена Пресвятая Троица: Бог-Сын, Бог-Дух Святой, сошедший на Христа в виде голубя, и Бог-Отец, свидетельствовавший о Христе с небес. Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением.
Иоанн Златоуст говорил, что Иисус Христос крестился в Иордане не для покаяния (ведь Он не грешил) и не для получения дара Святого Духа (Он был причастен Духу от рождения). Иисус принял крещение, чтобы стать известным народу, которого собиралось множество у берегов Иордана, и чтобы, как сказано в Евангелии, «исполнить всякую правду». «Правдой», по словам Златоуста, было повиновение Богу, пославшему Иоанна Предтечу крестить людей водою. /РИА Новости.