КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Скачать запись программы в Медиа-архиве
Игорь Шишкин: Добрый день, уважаемые радиослушатели. У микрофона Игорь Сергеевич Шишкин. В студии «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Здравствуйте, Николай Васильевич.
Николай Маслов: Добрый день.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, я предлагаю в сегодняшней передаче обратиться к следующей теме «История и современность», даже не современность, а «История, современность и будущее». Кому-то может показаться эта тема излишне академичной. Но на самом деле, как мне кажется, она напрямую связана с нашей жизнью. Я предлагаю послушать сюжет, который подготовил редактор «Народного радио» Алексей Пичугин.
Алексей Пичугин: Фальсифицировать историю начали ни сегодня и ни вчера, и даже ни 100 лет назад. Еще в Древнем Египте известны документы, когда в различных документах деятельность фараонов изображалась весьма гипертрофировано, что позволяло Египту возвышаться среди прочих государств того времени. А историю, между прочим, изучают во многом именно по тем документам. Историческая наука всегда тесно соприкасалась с политическими реалиями. Кто-то хотел устранить неугодных конкурентов, другие пытались возвеличить свою страну. Дальше всех заходили люди, которые хотели написать более древнюю историю своего народа, возводя его напрямую к исчезнувшим цивилизациям. Так недавно ряд незалежных историков в патриотическом порыве произвели украинцев от древнего племени укров, якобы, живших по берегам Днепра. А по соседству с ними поселили неких буддинов, которые дали миру ни много – ни мало самого Будду. И если существование буддинов в верховьях Дона учеными более-менее доказано за исключением Будды, конечно же, то с украми наши соседи стали посмешищем на просторах всего русскоязычного Интернета, где моментально появились статьи на тему пирамиды, построенной украми. Смех смехом, но у всех еще свежа в памяти история с украинским голодомором, когда на всевозможных выставках, в том числе и за рубежом, украинской стороной были представлены ужасающие фотографии погибших от голода в 30-е годы на Украине. Специалисты же утверждают, что большинство снимков сделано в 20-е годы в исконно российском Поволжье. Нет, никто не говорит, что голода на Украине не было. Просто в данном случае налицо очередная фальсификация на сей раз документов. Был и более серьезный прокол, когда под видом фотографий голодоморов, представленных украинской стороной, были показаны снимки американских детей времен Великой Депрессии. В этом году мы отмечаем 300-летие Полтавской битвы, которую, как многие помнят, шведы с Карлом XII и украинским гетманом Мазепой вчистую проиграли. Но нельзя же сейчас говорить о поражении Украины, поэтому праздник в начале лета широко отмечался под Полтавой. А назывался он – внимание! 300-летие событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключения украино-шведского союза. Правда, смысл праздновать свое поражение остается неясным, но, видимо, есть мазохисты-любители. Из самых последних попыток фальсифицировать мировую историю стоит отметить заседание ПАСЕ от 3 июля. Символично, что проходило оно в Вильнюсе. Было предложено возложить вину за развязывание Второй мировой войны на Советский Союз наравне с Германией, а также уровнять сталинизм и фашизм. Виной всему пакт Молотова – Риббентропа. Как мы видим, попытки фальсификации истории продолжаются и будут, по всей видимости, продолжаться в дальнейшем. Так что решение о введение ответственности за фальсификацию истории в России не такая уж бесполезная идея.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, действительно о сражениях, боях, мелких стычках на историческом поприще мы сейчас слышим беспрерывно. Приводился пример с ПАСЕ, с празднованием 300-летия Полтавской победы и так далее, и тому подобное. В чем причина такого интереса к истории? Что, другим делом заняться нечем? Отвлечь народ от реальных, насущных событий? Или борьба за историю – это борьба серьезная. И она напрямую связана с нашей сегодняшней жизнью. Как вы это видите?
Николай Маслов: Человеческая физиология устроена так, что для того чтобы что-то сделать, что-то предпринять, у человека появляется сначала мысль, потом человек обращается в свою память и ищет в памяти ответ, если он там есть. Если его там нет, он где-то читает, находит. Поэтому история это память, память событий, память всего того, что он видел, слышал, действовал. И история это наша жизнь. И историю мы часто подразумеваем как какую-то книгу на пыльной полке. Вообще-то история это то, что с нами будет. Это очень важный…
Игорь Шишкин: Уточните, история – то, что будет.
Николай Маслов: Да, потому что будет то с человеком всегда, то, что он действует. Наши действия это мгновения, и тут же они превращаются в историю. То, что будет, мы знаем только из истории, потому что мы знаем, если человек что-то нарушает, то обязательно получит наказание. Это мы знаем из истории. Мы из истории знаем все законы, знаем, что бывает за их нарушение и так далее, и тому подобное. Зная очень хорошо историю, можно всегда предопределять свои даже поступки и действия. И в этом смысле в философском мы знаем хорошо, что история – это то, что будет. Например, человек знает, что огонь, если его взять в руки, то потом придется идти к врачу. То есть ты определяешь все, что будет завтра. И ты не делаешь или делаешь умышленно.
Игорь Шишкин: Потому что это делали до тебя или делал это ты. И уже ты знаешь.
Николай Маслов: Да, да. История это такой прибор с одной стороны, который делает оценку всему и вся. Причем, делает оценку ни в прошедшем времени, а в будущем, в настоящем. Вот мы с вами уже здесь находимся 4 или 5 минут, уже 4 минуты в истории.
Игорь Шишкин: То есть можно сказать, что единственное, что реально, это история?
Николай Маслов: Единственное, что реально, это история. Все что делается там мгновение, оно буквально уходит в прошлое. И ведь знание истории своей личной, знание своей семьи это то, что дает человеку правильно действовать. Ведь история она квалифицируется там, большая у нее классификация. Но я бы разбил вот на такие вещи, как, например, что такое история. Есть история для человека, для родословной его. Есть история там для его города, где он живет, страны, народа.
Игорь Шишкин: Профессии, которой он принадлежит.
Николай Маслов: Да, например, той же профессии. Поэтому история включает в себя и такие вещи, как письменная, такие предания. История там все время напоминает, кто мы и зачем мы. Главное значение истории напомнить, чтобы человек не прервал связь с тем, откуда он появился, зачем он появился, с какой целью он живет на земле. Вот это главная задача истории, напоминать человеку, кто он, зачем он, почему он…
Игорь Шишкин: Наверно, задает планку его?
Николай Маслов: Чтобы не прервалась связь с Богом, потому что люди, которые переписывают историю, они были всегда практически. Их задача… Вот переписывать историю это, значит, ее искажать. Искажение это ложь и клевета. И здесь всякая ложь, клевета и искажения они появляются от гордости человеческой, от злобы на что-то, на кого-то, от зависти. И иногда эти все три недостатка превращаются в такие же укоренившиеся поступки. И человек все время так поступает. Поэтому, например, церковь говорит о чем? Что ложь и клевета – это производные дьявола. Дьявол ложь клеветы. А те, кто клевещут и лгут, искажают, это его дети, дети сатаны. Задача сатаны всегда была исказить правду. И ведь Ева в раю была искушаемая дьяволом. И он ей сказал, что нет, Бог неправду сказал. Видите, первое, чем воспользовался дьявол в отношении наших прародителей, это ложью, потому что он, как говорится, отец лжи. Он обманул, исказил заповедь божью, что не ешьте от этого древа, значит, так сказать, помрете. А дьявол говорит, нет, вы станете Боги. И вот ложь приводит всегда к хаосу. К сожалению, сегодня ложью пользуется все больше и больше людей, потому что все больше людей живет не по заповедям Бога, а по заповедям их бога – сатаны. Посмотрите, человек имеет свою историю какую-то в зависимости от того, где он живет, как живет, в каком обществе. Вот я часто слышу, встречаешься с человеком, и тебе говорят: а вот вы – Маслов, вот у вас отец Иоанн там, «Глинские чтения» там еще что-нибудь, какие-то тебе эпитеты говорят, красивые слова. И человек вынужден как-то приспособиться, войти в это общество. И он говорит, а знаете, у меня ведь прабабушка была монахиня, а прапрадедушка вообще там воевал на Чудском озере с Александром Невским. Понимаете, человек пытается себя присоединить к некоему историческому событию, тем самым поднять свой статус, получить пропуск в то общество, в которое он хочет войти. Или наоборот, человек приходит там, его посадили в тюрьму. Он заходит и сразу начинает подыскивать слова или ссылаться там на каких-то людей знакомых, авторитетных в криминальном мире, чтобы его там не отлупили, чтобы ему дали койку там или кружку чая сразу там и так далее. То есть история это пропуск, если взять историю конкретного человека, это пропуск в жизнь.
Игорь Шишкин: И не только конкретного человека, но и народа.
Николай Маслов: Нет, я имею в виду, я взял специально историю как бы одного человека, но это, естественно, относится и к народу, и к нации, ко всему мировому сообщество. То есть, в общем-то, история является таким предметом оценки. Ты себя оцениваешь, ты свою страну оцениваешь, детей. Не зря же говорят, например, вот раньше, когда кто-то брал там кого-то замуж, и говорили, ты вот дочку не бери. У нее бабка дурная была, где-то гадала там. Да и прабабка мы знаем, в общем, не имела детей. То есть какое-то клеймо, понимаете, такой ярлык на человеке висит. Или, например, о какой-то родословной. В историческом плане на них вешали ярлыки, что это народ вороватый, там трусоватый. Или там, наоборот, умный, там человек, знаете. Или, например, дети даже дразнятся: ты там Иудушка, предатель, какой-то, значит, плохой. Или там ты – жид. Это не значит обязательно, что ты еврей, но ты – жид. Это значит, ты жадный там какой-то, скупой, я не знаю, себялюбец там и так далее. То есть история это же все. История нам что оставляет? Законы. Еще раз говорю, самая главная задача истории это сохранить нить человека с его Творцом. Сохранить в тех законах, традициях, вере и так далее, и тому подобное, чтобы человек это знал. Это всегда передавалось из поколения в поколение. Поэтому, конечно же, например, нам говорят: мы всегда были православными. То есть русские, уже тысячелетие русский народ был православным. Да, были там разные отщепенцы, там прочие, которые входили в какие-то секты, там еще чего-то. Но всегда, когда куда-то приедешь и скажешь, что ты — русский человек, а, это ортодокс, то есть это православный народ. Другим народам там трудно сказать. Но вот сейчас говорили, там Украина. Там чего только не было, такая шатающаяся, так сказать, нация. Поэтому вот история родословной очень важное значение имеет. Не зря же многие наши соотечественники 90-х годов, их называли раньше бандитами, писали себе родословные, покупали себе княжеские титулы. Почему? Чтобы как-то вписаться в цивилизованное общество, ореол предать себе князя. Кстати, платили за это большие денежки. Поэтому знать историю для того, чтобы правильно действовать. Подражание, ведь опять же история подражания. Мы говорим: наши предки там, вот сейчас Александр Невский, да, идеал России. Вы посмотрите, маленькие дети подражают ведь. Увидят там какой-то фильм, им расскажут что-то в школе, и он уже чувствует, что он тоже из этого племени, племени Александра Невского. Он принадлежит вот к роду, русскому роду там преподобного Сергия или Суворова. Кто может по героизму превзойти полководца Суворова. Это же ободряет человека, это же человека настраивает. Можно еще массу примеров привести, что такое история. История это все. Это традиция, например, церковь поминает усопших. Мы вспоминаем события, памятные даты. Государство и вообще общество установило специальные праздники. Такое понятие есть – праздник, праздность, уход от всяких мирских сиюминутных дел. Зачем? Чтобы вспомнить то или иное событие. День рождения – это история человека? Да. Он пытается его каждый год праздновать. Для чего? Для того чтобы, прежде всего, собрать близких каких-то своих людей, и они ему дали оценку исторической жизни уже. Всего говорят: вот здравствуйте, Иван Иванович, вы нас сегодня пригласили. Какой вы хороший, вы там… И человек сидит, умиляется этим словам. Ему это приятно слушать. А некоторые не собирают на дни рождения по разным причинам. Но есть такая причина, что ему не хочется. У него плохое положение в обществе. Он остался бездомным, безработным, его там бросила семья или наоборот там что-то. Ему нечем похвастаться уже в историческом плане. Его родословная получила черное пятно. И, в общем-то, многие не хотят прийти к нему на день рождения, понимаете. Поэтому во всем нас учит история. Это книга жизни. История это, в общем-то, книга жизни. И какая кухня, и какая одежда, и какое оружие. Ведь посмотрите, есть школа. Что такое школа? Это тоже история. Но она история, которая готовит будущее. То, что я в самом начале сказал, история это наше будущее. Школа фигурного катания, например, или школа русского балета. Или, например, взять две семинарии духовных – московскую и санкт-петербургскую. Сразу видно по форме одежды, ты закончил московскую академию или питерскую. Я, например, могу любого отличить, если он приверженец той или иной школы, по форме одежды. Я уж не говорю по глубине знаний, по философским отклонениям, по направленностям и так далее. То, как человек служит службу, литургию, то, как он, даже здесь можно. Армия, флот, какие традиции имеют? Что, если бы не было истории в традициях на флоте? Сегодня ты в шароварах там служишь, завтра ты в какой-то бескозырке, а послезавтра ты в телогрейке и так далее. История это книга жизни. Хорошая история, правдивая история это правдивое и хорошее будущее.
Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. А я напомню, в эфире «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, следовательно, если история это будущее, то, когда сейчас то тут, то там разворачиваются баталии вокруг исторических событий, это баталии не о древности, это баталии о нашем будущем.
Николай Маслов: Безусловно.
Игорь Шишкин: И не просто так, не оттого что этим людям заниматься нечем, они там в Вильнюсе собираются и объявляют о том, что Советский Союз развязал Вторую мировую войну. Не просто так Ющенко вбивает в сознание украинцев, что они воевали против русской армии под Полтавой. Все это программируется наше будущее.
Николай Маслов: Конечно. Это отношение. Или мы враги, или мы друзья. Понимаете, подружились два человека, два соседа. Но они знают, что в историческом плане их отцы воевали. Но они хотят вместе быть. И они говорят своим детям, что да нет, это не так. Это там бабушка неправильно сказала вам, еще что-то, им хочется дружить. У них есть какое-то совместное дело и так далее. Понимаете, история, знание истории это и права человека, и обязанности. Например, еврейский народ, когда распинали Иисуса Христа, сказал, что кровь на нас и на наших детях. Это обязанность уже. Они взяли на себя это проклятие. Значит, права. Наши предки, условно говоря, всегда побеждали. То есть наши предки всегда были миротворцами. Наши предки всегда несли правду, защищали более слабых. Это русские предки. У них есть право всегда сказать о милосердии, о правде, у них есть это право. А если ваш народ в историческом прошлом каком-то всегда представлял группу разбойников, или, например, представьте себе, что сейчас было бы обращение цыганского народа о том, как надо честно трудиться. Нашел ли бы хотя бы один человек, который бы поверил? Все знают, что цыгане там живут по своим законам. У них, наверно, грех, когда ты работаешь. Только укради там, где-то обмани, погадай и еще чего-то. Поэтому история человека или история народа это еще его право. Вот эта вот печать, есть ярлык, есть клеймо, а есть вот печать. Вот печать дает право человеку, право народу диктовать другим, потому что оно это историческое прошлое, например, русского народа светлое. Когда я приезжаю, например, в Болгарию и вижу всю страну, уставленную памятниками русскому солдату, русскому полководцу, русскому царю. Там за каждой службой понимают. И у меня есть право сказать: да, дайте мне так чашку воды, потому что когда-то, вероятно, мой прапрадед отдал жизнь, защищая вашу жизнь, вашу землю, ваш народ. Я это даже говорить не буду. Но у болгар есть обязанность, у меня есть право, а у них обязанность. Они помнят это. И так можно говорить о разных событиях. Например, Полтавщина даже. Украина должна быть благодарна за Полтавское сражение, потому что она приросла территорией, она приросла могуществом. Швеция до сегодняшнего дня является нейтральной страной после Полтавской битвы, потому что получила по всем направлениям как следует и так далее. То есть история дает одним право по одним событиям, а другим обязанности. И очень важно, как история изложена в учебниках. Поэтому историю должны писать только те люди, которые относятся к титульной нации этого народа. Это мое глубокое убеждение.
Игорь Шишкин: Но у Достоевского есть хорошая фраза: «Прежде чем писать русскую историю, сначала стань русским».
Николай Маслов: Да. А сегодня фамилии на учебниках очень далеки от русских фамилий часто. Поэтому все время у нас в стране волнения, не обязательно революционные, а какие-то внутренние. Мы все время воюем то с зурабовщиной, то с чубайщиной, потому что приходят люди, которые к власти, к политике, даже к такой простой вещи, казалось бы, как написание истории. И вытирают ноги о наше великое прошлое, клеймят историю, специально унижая ее, чтобы себя на ней возвеличить.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, а вот здесь как раз очень интересный поворот. Для чего в Брюсселе, в ПАСЕ там и в прочих организациях переписывают историю, ясно. Это фундамент для передела мира.
Николай Маслов: Зависть, злоба, гордость.
Игорь Шишкин: Для чего на постсоветском пространстве переписывают Ющенки и прочие, тоже понятно. А вот то, о чем сейчас вы говорили, что здесь, чем мотивированы эти люди? Что ими движет? Ведь включаешь телевизор…
Николай Маслов: Те же люди, с моей точки зрения, это те же люди, что и за границей, только они внутри. Их называли там «пятая колонна» всегда и так далее. Они не просто подражают им, они выполняют одну и ту же линию. Я думаю, что они и финансируются из одного и того же источника. Вот поэтому ни с того, ни с сего в Китае возмутилась там какая-то народность. И не дают Китаю там уже неделю прийти в чувство. Конечно, китайцы не те люди, которые будут мириться с этим. Они будут там жестко давить инакомыслие, потому что они понимают, что это написание истории в виде будущего. Расчленение Китайского государства, которое единственное имеет сейчас там экономический рост в мире и так далее. Поэтому враги не дремлют. Это опять же злоба и зависть. Поэтому нет, чтобы поучаствовать вместе с китайцами тем же американцам или французам, или нам даже в развитии. Нет, мы лучше злобой и завистью наполним содержание нашей жизни и будем мстить и клеветать. Тот, кто злится, клевещет, завидует, тот лжец. А, значит, отец его дьявол. Вот и все.
Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. А я напомню, в эфире «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, и еще один вопрос. А скажите, в принципе, вот, по вашему мнению, может ли быть разрушение без очернения прошлого? Вот интересно вспомнить 17-й год – 20-е годы. Сколько ушатов грязи выливалось на дореволюционную историю. Даже писались трактаты, что лучше было бы поиграть в войну 12-го года. Более прогрессивный буржуазный строй бы пришел. 91-й год, опять сплошные ушаты грязи. Это же не случайность.
Николай Маслов: Нет, нет. Это единственный прием эволюции, действий каких-то реформ это опорочить прошлое, потому что если прошлое хорошее, то зачем его разрушать.
Игорь Шишкин: Причем, до основания.
Николай Маслов: Если курица несет золотые яйца, зачем ей рубить голову, и она будет стоить килограмм мяса, когда можно за золотое яйцо купить 10 куриц? Поэтому, конечно же, чтобы сломать что-то хорошее и справедливое, нужно сначала подвергнуть это сомнению. Я уже сказал, как Ева Адама ввела в смущение. И через действие сатаны, что Господь вас обманул. Вот и все. То есть они в сомнение ввели правду. И вот правда она правда о силе русского народа, о его доброте, о его милосердии, конечно, она многих выбивает из колеи, потому что сегодня мир строит свои уже будущие планы и развитие на лжи. Мы не видим сегодня ни одной встречи дипломатической. Мы не видим ни одного договора, который подписывается, чтобы он построен был на правде. Все на какой-то изощренной лжи построено. Ведь не зря сказано, что, когда подпишут договор о мире, на следующий день будет война. Доктрина завтрашнего дня это ложь, ложью погоняемая. Здесь люди, понимающие это, это люди доброй воли, православные люди, должны этой лжи, клевете этой противопоставить правду-добро. Как бы трудно нам не было, это есть наш человеческий христианский подвиг. Поэтому, конечно, история, еще раз говорю, это завтрашний день, это не прошлое. Так как мы представляем историю сегодня, также мы формируем свое будущее. Представьте себе простую вещь. Сегодня кто-то взял и переписал молитву «Отче наш». И положили ее где-то, в какой библиотеке, в хранилище. Никто на это не обратил внимание, посмеялись и ладно. А завтра или прошло там несколько лет, уничтожили все и нашли эту древнюю книгу с печатью лжи и говорят: да нет, «Отче наш» это другая молитва. А люди, которые не знали, они этому поверят. Или приходит младенец в школу, он же поглощает все с чистого листа. Все, что ему говорят, он этому верит, все абсолютно. Что напитали ребенка, напитали, чтобы он был злым, гордым, завистливым, он таким и будет, к сожалению, все, что в детстве пожинает. Поэтому история, учебники, школа, еще раз говорю, это не просто. Это новый человек. Этот человек может оказаться зверем для своей страны, там, где он родился. Он может ее ненавидеть. Ведь как его научить, как ему показать историю его предков. Вот не зря же проблема отцы и дети существует, потому что средства информации показывают, что так, как жили ваши отцы, это первобытный строй. Это так не надо жить. А вот надо жить вот так, вот так. Не зря же мы, помните, джинсы завезли нам какие-то, значит, мы готовы были за джинсы родину продать многие. Но никто же не помнит, что джинсы сделаны из костромской мануфактуры, и из Костромы джинсы пошли. Но не сами джинсы, а источник, материя. Материя была и Кострома. Вот, понимаете, все упирается в одно. Любовь. Любовь к России, к Отечеству. Если вы будете любить Россию, у вас преград не будет ни в развитии собственном, ни в развитии своего государства. Нужно только полюбить Россию. Об этом писали величайшие наши и писатели, и философы. Музыку творили и все. Любите Россию. Любовь к России, любовь к человеку покрывает все. Все недостатки, все изъяны уходят на второй план. Так же как любовь к своим родителям, к своим близким, к своим подчиненным, ко всем.
Игорь Шишкин: Но не зря же еще, вот опять вспомним Достоевского, в середине прошлого века в уста одного из разрушителей он вложил такую фразу: «Кто проклянет свое прошлое, тот уже наш». Без того, чтобы проклинать деяния своих отцов и своих дедов, ты не сможешь быть разрушителем, врагом своей страны.
Николай Маслов: Естественно. Ты должен отказаться от своей веры, от своего языка. Русская рубаха косоворотка это вообще вчерашний день. Кухня наша это мерзость и запустение и так далее. Ты должен от всего отречься. И вот эти вот последние лет идеологических преобразований вся идеология была на это и нацелена.
Игорь Шишкин: Все плохо, все выбросить.
Николай Маслов: Да. Нужно сделать приватизацию, значит, нужно сделать язык новый, там машины, чтобы были другие. Все нужно сделать другое, наше все плохое. Это была идеология демократов именно. Она была всегда. И в XIX веке и в XVIII, когда они приходили, все плохо, все не так. Но результат их реформ всегда приводил к ухудшению ситуации. Всегда, никогда не было лучше. Было видимое улучшение, может быть, год – два там вот все стояли в очереди там за МММ или за ваучерами, но результат всегда был плачевный. Это падение экономики, нравов, разгул преступности и, как следствие, сегодня уж о нашем состоянии дел и в экономике, и в благосостоянии отдельного человека, и экономики всей страны, да и мира всего говорить не приходится. Это вот плоды анархий, когда вчера цемент стоил 200 рублей, сегодня уже 300. Вот за неделю, например, там подорожал цемент там процентов, наверно, на 30. Что случилось, чтобы он должен был подорожать? Просто сговор идет.
Игорь Шишкин: И бензин в Москве.
Николай Маслов: Да, и никто за этим не следит. Вот в чем проблема.
Игорь Шишкин: Вот захотелось и все.
Николай Маслов: Да, количество безработных растет, значит, зарплата уменьшилась там на 4,6% даже по статистике официально. А цены растут. Как это может быть?
Игорь Шишкин: Свобода.
Николай Маслов: Понимаете, свобода хороша, когда это свобода от греха. А когда эта свобода ради греха и свобода греха… Вот сегодня свобода греха, свобода лжи. И вы знаете, мы не находим себе места. Мы ведь, вы понимаете, мы сегодня в такой круговорот вступаем, когда подумать, правильно ли ты живешь, подумать о душе, о воспитании своих детей, о будущем, о той же истории, как мы говорим, у нас просто уже нет времени. Люди стоят часами, месяцами, а иногда годами, чтобы оформить дачный участок. Люди собирают справки, ездят, тратят на это колоссальное время, отпрашиваются с работы. А что это значит, ты отпросился с работы? Значит, что-то он не сделал. Нет производительности труда, люди не успевают воспитывать своих детей. Почему? Потому что везде в очередях, на работах, с авоськами, какие-то проблемы решают житейские. И сегодня нас так закрутило всех. А плюс эта неимоверная коррупция, когда ты без денег ничего не можешь нигде получить. Очередь нужно купить, справку нужно купить. Значит, ложь, клевета, коррупция становятся уже нормой жизни. Это очень страшно, потому что это грех. А страшно почему? Потому что грех без казни не бывает. Вот в чем проблема. Вот сегодня наблюдаем, да, что урожай на зерно у нас падает. Саранча съедает там подчистую поля, сотни гектар съедает там за часы. Это тоже элементы ведь кризиса. Все думали, что кризис это только куда деньги делись. Да нет. Может быть, зимой будут вспоминать куда зерно делось и хлеб. Но кто-то из нас серьезно подумал, что об этом надо покаяться? А теперь вернемся к истории. Это было в истории или нет? Конечно, было. Можно Иосифа взять или египетский плен, когда было 7 лет урожая, а потом 7 лет голода и так далее. Господь всегда наказывал за грехи. И не было еще случая, чтобы грех остался безнаказанным. Так вот для этого история и нужна. А как бы хорошо сейчас, чтобы по телевидению, по радио везде по газетам показали, что кризисы это за падение нравов, за то, что мы обманываем друг друга, за то, что мы живем и друг на друга клевещем, завидуем, предаем и так далее. Сколько бы людей, может быть, одумалось. Сколько пошли бы, примирились друг с другом, где-то поставили свечку покаяния, где-то пошли исповедовались и так далее. Так и кризис бы отступил. Ведь это никто еще не сказал ни разу с экранов телевизоров. Все говорят, что Обама виноват. Обама говорит сам, что где-то кто-то еще виноват. Какого там посадили Мавроди в Америке, и все. А что такое, Мавроди? Это продукт этой лжи. Это продукт системы, которая целью поставила обогащение, ничего не делая. Казино, вот пример последний, закрыли. И что? Это еще хуже станет. Почему? Уже детей в школе учат в покер играть. Уже считают, что это скоро будут олимпийские состязания по картам. А ведь вы только вдумайтесь, что такое карты. Вот если взять карту игральную, которой играют. Там есть 4 знака на ней. Это сердце, крест, потом ромб, потом есть еще что-то еще.
Игорь Шишкин: Квадрат. Я не знаю, я не играл.
Николай Маслов: Короче, это есть все орудия, которыми распинали Бога. Крест, на котором его распяли. Копье это пики так называемые. Бубны, как вы сказали, это губка с уксусом. Вы понимаете, что такое карта? Карта это орудие дьявольское, которым распяли Бога. И это сейчас в России преподносят как олимпийский вид спорта. Вот мы увидим, что пройдет несколько еще лет, а, может быть, месяцев, когда это внесут в учебную программу. И я не сомневаюсь, что скоро школьный урок будет начинаться с покера, как преподаватели будут вместо физкультуры с детьми часа 2 там играть в покер.
Игорь Шишкин: Разминаться.
Николай Маслов: Понимаете, как постепенно грех превращается в некие виды спорта, в законную атрибутику уже в системе образования? Вот что такое закрытие казино, когда закрывали казино по лжи, а не по правде. Надо было просто бульдозеры пустить. И никаких покеров, и вообще ничего. Но вот когда есть правда, то – да. А когда ложь, вот покер.
Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. А я напомню, в эфире «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, но если существует закономерность, что разрушение без очернения прошлого, без искажения, фальсификации истории не бывает, то ведь и обратный процесс точно также идет, только с другим знаком. Вспомните 30-е годы. 30-е годы при всех свойствах того времени. Восстанавливается в своих правах историческая наука, открываются исторические факультеты. Начинают говорить о том, что до 17-го года, оказывается, не только один ужас был, беспросветность, а были и герои, были достижения. Снимаются фильмы и так далее, и так далее. Вот в связи с этим нынешняя ситуация, состояние, как вы его видите? Вроде бы тот разгул прошел 90-х годов.
Николай Маслов: Всегда в обществе есть разные люди. Поскольку существует добро и зло…
Игорь Шишкин: Я не про общество в целом. Я говорю про линию государства.
Николай Маслов: Я и говорю, что всегда в обществе существуют разные люди, в том числе и во власти. И если во власть по воле Божьей попадают люди совестливые, они пытаются некую политику правды провести и в решениях государства. Но им тут же будет противостояние людей злых, которые захотят, чтобы были казино, чтобы разрешить двоеженство, чтобы разрешить однополые браки, чтобы разрешить в законе парады геев, гей-парады, например, какие-то. Зачем нужны, например, парады эти? Живешь ты там однополым браком, ну и живи. Зачем? Все равно их мучает совесть. Поэтому они хотят, чтобы общество их признало, чтобы грех узаконился каким-нибудь актом, протоколом маленьким. Тогда их не будет мучить совесть так. Что да, он живет уже по закону. А то, что сегодня 90% даже нас, христиан, которые ходят в храмы, но живут без церковного брака, это является страшным законом – называется блуд, это многих уже не волнует. Все считают, что он в ЗАГСе расписался, и все. Вот как постепенно мы уходим в глубину греха. Это болото, которое засасывает. Разные стандарты у государства. Нашелся инициативный человек, он провел какой-то закон там по повышению пенсий, по тому, чтобы детей там беспризорных не было. Нет таких людей, и законы другие принимаются по тех людей, которые есть. Но у государства тоже имеется барометр. Это общественное мнение. Если оно высоко, если общество организовано, и мнение, например, за цензуру на телевидении, то постепенно этот процесс как-то рассматривается, и он в какой-то степени решается. Если люди не реагируют, то начальство у них соответственно их племени. Как мы говорили, если приходит человек в какую-то банду, он начинает рассказывать, что у него дедушка был вообще там головорезом. А если человек приходит в какое-то общество церковное, он говорит, что у него прадедушка был священником обязательно. То есть он делает себе пропуск в это общество. Так и здесь. Если власть предержащие видят, а страсти народа всегда довлеют над ним, желание там всяких игр и так далее, и они не любят Россию, они будут потворствовать народу и его страстям. Если они любят Россию, если им Бог дал эту любовь, то они будут, конечно, все свои силы тратить на укрепление этого государства, потому что, служа Отечеству, мы тем самым служим Богу. Очень важно, чтобы люди верующие приходили к власти. Чтобы люди верующие были в обществе узнаваемыми и были некими вождями этого общества, потому что их идеалы чисты, высоки, святы, и они всегда эти идеалы спасали наш народ в века лихолетья.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, но тогда ведь есть один такой хороший признак, как в целом относится власть к этому процессу. Юбилей. Вы приводили пример. Личный день рождения, юбилейный год и так далее, и так далее. Точно также и юбилей народный, юбилей государственный. И вот отношение к юбилейным датам у нас в стране сейчас, много, например, критиковали то, как преподносилась годовщина Крещения Руси в прошлом году на Украине. Но ведь ничего подобного даже близко, как государственный праздник, не было в России. Было обращение Собора о том, чтобы сделать день Крещения государственным праздником. Никто не шевельнулся.
Николай Маслов: В России еще очень крепка сегодня группа, так скажем, прослойка людей неких, которые нашу родину, нашу историю, православную историю, историю великую именно русского народа ненавидят. И поэтому пытаются противостоять любым положительным действиям группы людей, каких-то городских властей, региональных властей или общегосударственных каким-то праздникам, укрепляющим самосознание, укрепляющим веру, дающую стимул к развитию именно русского государства. Но сегодня кто хочет, тот может. Я всегда так отвечаю. Например, несколько времени назад я, в том числе был один из инициаторов. Давайте, я говорю, отпразднуем в сознании, в идеологии, хотя бы в идеологическом, не в материальном, хотя бы в идеологическом плане, например, 400-летие снятия осады Троицко-Сергиевой лавры. Это не просто была осада врагами государства. Это была осада врагами нашей веры. Это более главное. Польская интервенция хотела поработить русскую веру, навязать католичество. Мы помним Александра Невского, который именно за это боролся и победил, и дал курс на развитие, на объединение России и на ее развитие. И вы знаете, буквально вчера состоялась вот эта встреча рабочей группы. И там были государственные люди, общественные и культурные. В общем-то, утвердили уже план действий. И сейчас к этому готовимся. Это будут уроки в школах. Прочитают 600 семинаристов Московской духовной академии лекции.
Игорь Шишкин: В каких школах?
Николай Маслов: В школах Москвы, Подмосковья, в других регионах, там, где они захотят. Мы подготовим этот урок на дискете. Каждый сможет ее посмотреть в интернете. Мы подготовим специальный выпуск журнала «Русский инок» именно об этом событии. О значении события 400-летней давности имеет и сегодня. Будет восстановлено нашей молодежью событие осады, снятие осады, так же как это восстановлено в Можайске, на Куликовом поле и так далее. Нужно, чтобы наша молодежь знала героическое прошлое, значит, она будет творить героическое будущее. Человеку хочется, если его дед был великим, чтобы и он был таким. Если его дед или отец принимал какое-то огромное значение в каком-то событии, и ему хочется тоже. Понимаете, особенно маленькие ребята, знаете, они всегда с ружьем эти мальчишки. Вот эти события они должны воспитывать. Мы должны их помнить обязательно. Поэтому там есть кладбище в Сергиевом Посаде, на котором похоронены тысячи людей, убиенных во время этой осады, в борьбе с польской интервенцией, шляхтой этой. Мы хотим сделать клач мемориальным и собрать молодежь, вычистить его, выровнять, сделать аллейки, поставить мемориал-часовню. Уже договорились, что каждый год будет панихида по усопшим именно вот там, на этом кладбище. Я думаю, что туда будут съезжаться даже не сотни, а тысячи людей. Важно, чтобы наши дети знали историю наших великих свершений. Даже меня, когда я прочитаю любое, я все-таки взрослый уже человек, но прочитаю какое-то событие, например, и мне хочется его как-то повторить в своей жизни. Мы готовимся к празднованию 700-летию преподобного Сергия. Мы готовимся к дате 800 лет Александру Невскому. Таких имен нет ни в одном государстве. И вот, памятуя об этих именах, возвращая их в жизнь нашу, подражая их жизни, Россия не досягаема ни до кого. С нами Бог. Бог силен в правде. Вот будем за это бороться. Будем это отстаивать. И еще раз хочу это сказать. Каждый на своем месте, не обязательно сегодня быть президентом нашего государства, достаточно быть учителем в школе или старостой на улице, чтобы вести вот эту патриотическую деятельность. Главное сейчас умолять Бога, чтобы он сохранил нравственность русского народа. Сохранив нравственность русского народа, мы не просто сохраним в чистоте историю, мы сохраним и приумножим ее в сегодняшнем и в завтрашнем дне. А те, кто на нас сегодня поднимаем свои зубки, лгут, клевещут в отношении, искажают историю, это люди действуют по зависти. Злоба переполняет их жизнь. Но грех без казни не бывает. Господь все расставит на свои места. Главное, чтобы мы были здесь на высоте.
Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. Но наше эфирное время закончилось. Напоминаю, в эфире «Народного радио» выступал известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Вел передачу Игорь Сергеевич Шишкин. До свидания.
Николай Маслов: До свидания.