КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Скачать запись программы в Медиа-архиве
Игорь Шишкин: Добрый день, дорогие радиослушатели. У микрофона Игорь Сергеевич Шишкин. И у нас в студии известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Здравствуйте, Николай Васильевич.
Николай Маслов: Добрый день.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, в программах «Русский стандарт» мы с вами регулярно обсуждаем те или иные проблемы, важные проблемы нашей русской, российской жизни. Но вот мне кажется, что есть одна проблема, которая трудно сказать, что ключевая. На такую роль многие могут претендовать. Но одна из центральных проблем, не решив которую, нельзя решить все остальное. Одна из главных наших бед, на мой взгляд, заключается в том, что мы до сих пор не осознали на уровне государства, на уровне общества нет единого мнения, кто мы и куда мы идем.
Николай Маслов: Мы – русские, с нами Бог.
Игорь Шишкин: О-о-о, сразу же во власти все закричат, что это ксенофобия, разжигание межнациональной ненависти, что мы многонациональное государство. Или тут же начнут дискуссию о том, кого считать русским. Что, мол, русским является и негр, лишь бы у него было гражданство российское и прочее, прочее, прочее.
Николай Маслов: У евреев много национальностей, но они говорят, что они еврейское государство.
Игорь Шишкин: И их тоже запишут всех евреев в русские здесь обязательно. Скажут, любишь русскую культуру, значит, русский. Обязательно это пойдет. Вот в древности было такое очень интересное определение: познай самого себя, и будь самим собой. Вот это считалось идеалом. Человек должен познать, кто он, и быть самим собой. Вот для нас, я считаю, это одна из главных проблем – понять, кто же мы такие, и кем мы хотим быть. Вот как вы видите эту проблему?
Николай Маслов: Понимаете, познать самого себя это задача в целом жизненная любого человека.
Игорь Шишкин: И народа.
Николай Маслов: Познавать себя и свой народ, познавать свой народ очень тяжело, потому что обычно люди рождаются в какой-то народности, в каком-то народе, в какой-то родословной. И они уже берут в историческом прошлом те правила, те законы, ту культуру, тот язык, ту веру, в котором они родились в народе. И здесь познавать самого себя… Просто у человека никогда не было времени. И только отдельные люди, отрешаясь от мира, но это были всегда избранные люди, которые познавали не только самого себя, но и определяли судьбы целых народов. Это обычно были монахи-отшельники, вообще люди одинокие, которые посвящали жизнь именно философии, религии, углубленно занимались законами сотворения мира, определяли судьбы нации, предсказывали их. И это были и пророки. Но это были единичные люди, которые могли познавать не только самого себя, но и познание, еще раз говорю, и природы, и природы человеческой и многих, многих других. Быть самим собой? Нужно понять, что это такое – быть самим собой. Можно трактовать это: вот ты такой есть, ты таким и останешься.
Игорь Шишкин: Нет, познать себя, и быть тем, кем себя осознал. Осознал свою суть и выразил ее. Ведь именно такой смысл вкладывался.
Николай Маслов: Знаете, ведь что… Если вы считаете, что такой смысл вкладывался, то тогда… А ведь тоже, что такое «познать самого себя»? Ну, познал. Ведь есть, например, языческие племена сейчас. Но остаться языческим племенем без будущего, без образования, без познания Бога, в общем, человек не имеет, так скажем, хорошего настоящего. И у него полностью отсутствует будущее как в этой жизни, так и в загробной жизни. Поэтому вот останься самим собой, будь самим собой здесь тоже…
Игорь Шишкин: А если это не срабатывает, потому что он, значит, еще не познал себя как божье творение.
Николай Маслов: Понимаете, так я еще раз говорю, с какой стороны посмотреть на это: познать самого себя. Ведь мир будет существовать до тех пор, пока каждый народ не прочтет Евангелие, так сказано.
Игорь Шишкин: Да, конечно. Иначе можно трактовать так, что познай себя как бандита, и будь идеальным бандитом.
Николай Маслов: Да, да. Поэтому такая формулировочка достаточно примутненная, ее можно трактовать по-разному. Вот я люблю формулировки, которые нельзя трактовать. Они имеют четкое и определенное значение. Христианская вера, христианская традиция четко говорит, кто ты такой, кто тебя сотворил, зачем ты на этой земле. Все расписано, какой был человек до грехопадения, какой он стал после грехопадения. И цель человека – вернуть себе то естественное состояние, которое Бог даровал ему при сотворении. А человек намного отличался от того, что мы сейчас имеем. Это был совершенно другой человек. Это был человек, которому подчинялась природа, звери, птицы и все остальное. И после грехопадения Бог наказал человека и проклял природу, всю землю. Поэтому природа, которую мы видим, она другая, и человека сегодня есть, он другой. И задача вообще государства, педагогики всей, всей сферы культуры, вообще задача человека это вернуть себя в то естественное состояние, которое и дал Творец человеку. Он дал ему образ свой, божий образ. Поэтому вот познай самого себя. Чего познавать, если с точки зрения православия здесь можно изучить. Познать самого себя можно только в чем? Насколько ты греховен, насколько ты неестественен, насколько тебе нужно еще потрудиться. А все, что нужно делать, как нужно жить, как избавиться от грехов, — все дает наша многовековая история. И я думаю, что эта история может быть единственная в своем роде Русского государства за тысячу лет, которая отличается от всех остальных, потому что мы при крещении, в общем-то, и начали формировать свое государство. И при крещении мы получили четкую и ясную идеологию нравственную. А мы имеем одну практически религию, господствующую в государстве, на всем протяжении тысячелетия. Поэтому русскому обществу познавать себя и быть самим собой, в общем-то, ничего не надо выдумывать. Все у нас есть. За исключением того, что мы должны четко представлять, что это было. И это не потерять в сегодняшней сумасшедшей жизни нашей при обилии информации, при обилии агрессии на человека со стороны всяких там интернетов, телевидения, радио, газет, при отсутствии внятной идеологии государства самого и так далее, и тому подобное.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы говорите, что в русском обществе такой нужды нет…
Николай Маслов: К русскому православному обществу.
Игорь Шишкин: А-а-а, тогда ведь это нужно оговаривать.
Николай Маслов: Четко, русскому православному человеку все понятно. Есть церковь, она утверждает все истины, она их сохраняет, и есть четкие и ясные законы, как жить. Как формировать семью, какие отношения. Ведь сегодня, вы знаете, я каждый день с кем-нибудь встречаюсь, с какими-то разными людьми, в основном это люди государственные. Знаете, вот год назад этот зам. министра, с которым я сегодня встречался, он, как бы сказать, был немножко другим человеком, более светским. Сегодня у него кто-то дома умер, он видел, как такой же его коллега по старой еще работе, военный человек, который занимался разведкой за рубежом, мучается, умирает там от страха. И он стал узнавать смысл жизни. Но когда он станет церковным человеком, ему не нужно будет познавать много. Ему нужно будет жить по заповедям, по законам церкви. И ты будешь отличным гражданином своего общества. Ты будешь четким семьянином понятным. Ты будешь хорошим отцом или матерью. И вопросов и трат времени, кто ты, чего ты, зачем ты, они отпадают, потому что само таинство церковное облагораживает человека. Вера восполняет недостаток разума. Верующему человеку достаточно, глубоко верующему, значит, на службу, причаститься, исповедоваться, и у него сразу уходят многие, многие проблемы. В своей жизни он становится более тихим, более спокойным и так далее. И не надо ему читать десятки книг, фантастик там и так далее. А вот человек, который живет без Бога, пусть он будет русский или татарин, или кто, ему сейчас будет тяжелее жить в мире. Он вынужден перерабатывать весь мусор, который на него валится, чтобы найти какие-то ответы, потому что душа все равно мучает. А ответов нет, пищи души нет. Ведь среди верующих православных людей, я не знаю, есть ли там самоубийства. Я думаю, что нет. А среди этой публики, она же безбожная публика наносит вред всему обществу. Это и казнокрадство, это убийства, это порча природы, все, что хочешь. Человек богобоязненный он живет по-другому. Он полезен всем.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, но вместе с тем и для глубоко верующего человека, и для тех, кто только приобщается, и для тех, кто вовсе не приобщился, а таких очень и очень много, все же проблема осознания собственного «я» всегда была, есть и будет. Без этого нет человека, когда он не осознает себя. И точно также целый народ. Вот если взять Россию. Что такое Россия? До Петра было ясное, четкое осознание в народе и у представителей вот той самой мыслящей части, интеллектуальной части…
Николай Маслов: Святая Русь.
Игорь Шишкин: Вы правильно говорите, что всем и не нужно. Но это всем не нужно в традиционном обществе. Когда рождаешься среди людей, придерживающихся исторической традиции, тут это само собой разумеется. И только отдельные люди действительно занимаются этим самым познанием.
Николай Маслов: Писатели, поэты – они и формируют общество.
Игорь Шишкин: А вот когда разрушены эти традиции? Да, в московской Руси было ясно, кто мы – Святая Русь, Третий Рим. Затем императорская Россия. Там с этим образом уже не такая ясность. Потом советская Россия, теперь демократическая Россия. За 100 лет какие большие изменения.
Николай Маслов: Нет, а что вы остановились? Была демократическая Россия, потом была Россия Лени Голубкова, потом, значит, сформулировали Россия – социальное государство. А сейчас Россия криминальная, потому что нельзя же показывают все время фильм «Бандитский Петербург».
Игорь Шишкин: Но с таким же успехом можно показывать «Бандитская Москва», «Бандитский Воронеж».
Николай Маслов: Не знаю, почему-то показывают «Бандитский Петербург». Поэтому, смотрите, тысячу лет была Святая Русь, потом советский период 70 лет, и 20 лет уже 5 разных направлений Россия поменяла и ни на чем не остановилась.
Игорь Шишкин: Вот именно в такой период и очень важно понять, кто мы такие, потому что, смотрите, вот возьмем. Образовалось ведь на постсоветском пространстве всецело огромное количество государств. Но у них есть ясность, чего они хотят. У них есть миф, который они под это создают, кем они являются. Посмотрите на их идеологию. В Казахстане, в Таджикистане, но там из-за войны меньше это продвинуто, на Украине у того же Ющенко. У нас такое впечатление, что страна без руля и ветрил. Куда мы идем? Мы говорим, что мы идем на Запад, да? Но при этом сообщаем, что приближение Запада к нашим границам это угроза нашей безопасности. Мы опять клянемся в любви тому же Западу, но одновременно, когда та или другая страна СНГ заявляет о пути туда, мы говорим, что это недружественный шаг.
Николай Маслов: У нас такой достаточно затянувшийся переходный период, очень печальный был период правления Ельцина, например, дальше сегодняшний период. Понимаете, с одной стороны Ельцина задача была самая большая это отказаться от коммунистической идеологии. Но при этом мы понесли огромные жертвы. Рухнул Советский Союз. Значит, стоил ли отказ, например, от коммунистического влияния, и сравнить с развалом Советского Союза. С точки зрения может быть чисто такой идеологически-церковной может быть, что коммунизм не стал довлеть, это может быть, да. А с точки зрения тех бед, которые понесли люди, миллионы людей. Ведь мы видим, как сейчас живет все постсоветское пространство.
Игорь Шишкин: Много людей погибло в междоусобных войнах.
Николай Маслов: Это – да. Это, наверное, не стоило, но это произошло. Это, к сожалению, произошло неизбежно. И произошло это, все империи рушатся от падения нравов, от лжи. Ведь, понимаете, с одной стороны еще много говорят, и я с этим согласен, было хорошего, например, при советской власти. Вот люди там говорят, были там пионерские лагеря, была какая-то идеология. Да, это мы все помним. Было много недостатков и было много плюсов, по сравнению, скажем, с сегодняшним хаосом, например. Тогда была другая милиция. Ее не боялись. Сегодня большинство…
Игорь Шишкин: Она не ходила с автоматами, кстати.
Николай Маслов: Но не было такого разгула бандитизма и так далее. Но эта система почему-то рухнула, точно так же, как рухнули предшествующие 4 империи.
Игорь Шишкин: Никто не вышел защищать ее.
Николай Маслов: Все, нет, почему, ГКЧП было, но ее не поддержали.
Игорь Шишкин: Вот я об этом и говорю. Где были народные массы, которые бы ее поддержали?
Николай Маслов: Все народные массы, ученые и так далее говорят одну простую истину, один вывод. Падение крупных государств и империй это результат падения морали этих народов. Вот и все. Ведь мораль заключалась не только, например, ходили ли милиционеры с автоматами или с пустой кобурой, как в Советском Союзе. А мораль заключалась еще в лживой идеологии, которая проповедовалась. И вот это, ведь грех без казни не бывает. Когда миллионам людей внушалось, что они предки обезьян.
Игорь Шишкин: Потомки.
Николай Маслов: Да, потомки. И что Бога нет. Это богохульство. И мы видим, как сегодня Господь наказывает за грех. Как он наказал, и как сегодня наказывает даже. За крупный грех, извините, город Содом и Гоморра, на месте которого сейчас Мертвое море, прошло около 3 тысячелетий, но там даже червячки не водятся. Как Бог уничтожил территорию вместе с людьми за грех. Это был рассадник греха всего мира. Там даже, еще раз говорю, комары не летают. Мертвое море, мертвая зона. Мы должны на это обращать внимание. Мы должны помнить, что за грех это будет. Также и советская власть. Когда комсомольцы или кто рушили храмы, выносили святыни, топтали ногами иконы, это же делали ни кто-то. Это же делали наши прадеды, там я не знаю, кто. Это же не чужие люди пришли к нам. Мы это же допустили. Мы это попустили. Мы это растоптали. Прошло время. Конечно, 70 лет много. Это прожило несколько поколений. Но и Иерусалим Бог уничтожил, практически весь еврейский народ через 35 лет только после того, как Бога распяли. А потом еще через 30 лет было доуничтожено. И все евреи были в рабство взяты и выгнаны из Иерусалима. Это был языческий город. Он много лет был языческим городом. А евреев пускали там 1 раз в год за большую плату поклониться там своим местам. И так можно о многих городах говорить. Поэтому результат падения, катастроф это все-таки безбожие. Это первое. Это касается России и не только ее. Что касается сегодняшнего времени. Это такое безвременье, знаете, когда Россия и туда, и сюда, и туда, и сюда. Одни силы хотят и отстаивают жизнь в казино, другие силы отстаивают преподавание православной культуры. Борьба добра со злом, борьба одних с другим – это нормальное явление жизни человека на земле. Поскольку на земле присутствует сила зла, то мы должны ей противопоставить, мы, те, кто понимает, силу добра разными способами: и законным порядком, и в системе образования, и государственная власть и так далее. Но часто, часто силы добра безмолвствуют. Они понимают, что это плохо, но не хотят этому противодействовать по разным причинам. И вот отсутствие идеологии государства, если вы помните, Ельцин даже указ издал, что в течение там такого-то времени была создана комиссия какая-то, разработать идеологию государства. Идеологию государства можно разрабатывать, нужно, но мы так и не подошли к ней по разным причинам. И это на сегодняшний день, в общем-то, достаточно большая, я бы сказал, беда для нашего будущего, потому что, в общем-то, корабль в море, но без штурвала. Куда ветер дует, куда волны, его туда-сюда бросает. И мы, к сожалению, то с Америкой, мы все время кого-то догоняем. То с Америкой спорим по поводу ПРО в Европе, то с Евросоюзом мы друзья, то с Китаем мы друзья. То со странами СНГ мы налаживаем контакт, то не налаживаем. И есть некоторые победы наши политические, как бывшей такой большой империи. Это, например, там Кавказ, Абхазия, Осетия.
Игорь Шишкин: Но это, когда нас загнали в угол.
Николай Маслов: Но это был тупик практически.
Игорь Шишкин: У нас не было выхода.
Николай Маслов: Наверно, да. Поэтому и порох в пороховницах есть еще. И государство пытается как-то патриотизм наполнить содержанием. Но опять могу, как человек ученый, сказать, наполнение патриотическим содержанием ложное. Нельзя на эгоизме некоторых отдельных побед таких, как, например, хоккей или футбол, или кто-то спел на непонятном «Евровидении» где-то, говорить, что это есть идеал для России. Ведь сегодняшняя политика государства, какая бы она ни была, она есть. Она может быть умышленно витиеватая. Расходится в поисках идеологии, расходится с мнением и устоявшимися традициями самого русского народа. И не только русского, всего народа России. Объясню: народ говорит, что его идеал – Александр Невский, Столыпин, Сталин – тройка ведущая. А нам говорят: нет, ваш идеал Киркоров, кто еще там у нас, Хазанов. Это я перечисляю там народных артистов, там Леня Голубков. Вы понимаете, идет бой, невидимый бой между властными структурами, которые должны сформулировать и вести свой народ, и народом, который имеет в глубине своей другую идеологию, устоявшуюся веками. И вот ее двумя мазками не растоптать.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, если бы во власти была просто другая идеология, другая система ценностей, там Леня Голубков и Киркоров. У них прямо противоположная система ценностей. Вы сейчас перечислили: Александр Невский, Столыпин, Сталин. Да, это победители, за кого проголосовал народ. Так? Так. Но ведь все эти люди делали прямо противоположное тому, что делает нынешний правящий слой в своей основной массе. Они ему просто-напросто ненавистны. Они ставят цель – прийти на Запад, а Александр Невский разгромил западную агрессию. Он как раз не допустил прихода западных ценностей сюда.
Николай Маслов: Ценностей культуры и религии не допустил.
Игорь Шишкин: Да. Он сделал то, против чего они сейчас сражаются.
Николай Маслов: Нет, за что они сражаются.
Игорь Шишкин: Да, совершенно верно. Они сражаются за то, чтобы эти ценности теперь были здесь. А он их сюда не пустил тогда. Поэтому для них не крестоносцы – враги, для них враг он. Сталин для них враг, Столыпин для них тоже враг. Они постоянно рассказывают про столыпинские галстуки, как он подавил всех этих либералов. Вот и получается, что у нынешнего правящего слоя идеалы, прямо противоположные народу.
Николай Маслов: Так я об этом и говорю.
Игорь Шишкин: Поэтому речь даже не о том, что разбит руль, а о том, что никто не знает, куда и плыть, даже если бы руль был. Народ желает плыть в одну сторону, а они желают плыть в другую сторону.
Николай Маслов: Вот сегодня задача гражданского общества более четко высказывать свою политику вот такими действиями, как, например, голосование за идеалы России, за то, чтобы имена таких великих людей, о которых мы сегодня говорили, имена Суворова или Сергия Радонежского входили в систему идеалов России, входили в систему образования России. Вот мы вчера рассматривали с группой людей, государственных в том числе, религиозных, вопрос о том, чтобы в 2014 году праздновать 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Понимаете, если бы, например, я огромное количество времени отдаю общественным делам, общественным и государственным делам в том числе. И именно в вопросах просвещения, потому что это корневые вопросы. Вопросы просвещения делают людей разумными. Они дают человеку возможность ответить на его вопросы, что делать, когда делать и как делать. Человек непросвещенный он будет 10 раз переделывать даже свой фундамент на даче. Сделаю этот фундамент, потом буду его разваливать. Потом, значит, будет там 10 раз, я не знаю, менять жену. Потом, я не знаю, усыновит ребенка, получит там деньги, потом его отдаст обратно. Человек с несформировавшимися такими нравственными принципами он, в общем-то, очень подвержен влиянию со стороны этих телевизионных каналов, радио, газет. Человек с сформировавшейся идеологией, вот, в частности, верующие люди, да, они тяжело переносят, когда смотрят те же какие-то фильмы или новости. Тяжело переносят, но их тяжело сломать. Тяжелее намного сломать, потому что они, во-первых, защищены благодатью Божьей, а, во-вторых, они имеют у себя внутри уже такие качества, которые фильтруют эту информацию, отсеивают от себя, отгоняют. У них, в-третьих, есть способы с этой информацией расстаться. Это церковное таинство, покаяние и так далее. Человек, незащищенный Богом, таинствами, он более подвержен этому. И вот почему нужно просвещение? Чтобы люди знали, как правильно жить. Они должны иметь правильный понятийный аппарат, чтобы отличать добро от зла, потому что некоторые говорят: а, покер, подумаешь, покер. А завтра уже не нужно даже уроки истории школы, будут уроки покера. К чему мы придем? Мы придем к тому, что сын будет убивать мать, страну будут продавать налево и направо, и народа не будет. Падет остаток России. Поэтому за нее нужно бороться, за Россию. Но бороться нужно правильно. Это есть главное. А правильная борьба она выражается в следующей фразе: могущество государства это нравственность его народа. Люди нравственные, они патриотичные. Они в любой ситуации, отдав жизнь, но будут отстаивать свое государство, свою семью, свою веру, свою историю. И будут приумножать это государство. Все остальные будут только алчно открывать зарубежные счета, переводить туда деньги. Здесь мы видим систему коррупции, которая перевалила уже, наверное, все грани, которые только есть. Люди боятся в милицию обращаться, потому что проще обратиться к каким-нибудь крепким ребятам. Они более правдиво расценят какую-то ситуацию, чем обратиться в свою милицию. И так далее, и тому подобное. Хотя я не могу сказать, что милиция, например, полностью поражена. Нет. У меня, например, недавно случай был там с ГАИ. Знаете, приехали такие молоденькие ребята. Мне гаишники сразу, вот у меня такой стереотип, что это жулики. Вы знаете, приехали ребята. Я даже их угостил в конце пряником своим, который мы там выпекаем в Кореной пустыне. Такие светлые лица, знаете. Вы знаете, четко составили какие-то акты там, знаете, ни ругательных слов, ничего. Вот удивительно. Редкость, может быть, но она есть.
Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. А я напомню, в эфире «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, вы сейчас говорили о том, что патриотизм является, точнее, человек нравственный, человек с духовным стержнем является патриотом. Сначала духовный стержень, сначала нравственность, затем патриотизм.
Николай Маслов: Не совсем. Нет, не совсем так. Любить и служить Отечеству, это значит, что любить и служить Богу. «Служа Отечеству, мы тем самым служим Богу», — говорит Серафим Саровский. Люди верующие они никогда не предадут. Есть патриотизм ложный, он не духовный. Тоже есть такой патриотизм. Но вот, например, победила наша команда в хоккей. И как будто, знаете, всех в будильник завели одновременно. Все там беснуются, пьют, бьют машины. Это хорошо, у нас тихо там. А когда мы проиграли? Вы понимаете, нельзя строить патриотизм только на успехе азарта какого-то. А если завтра в хоккей проиграли или в футбол? И что?
Игорь Шишкин: Патриотизм без любви не может быть. А, значит, нужно что-то любить.
Николай Маслов: Патриотизм ложный.
Игорь Шишкин: Они предлагают успех, а не любовь.
Николай Маслов: Вы понимаете, да, это в какой-то степени я согласен. И вообще сделан сегодня акцент, но так он виден, на спортивную составляющую. Там олимпийская, всякие там концерты, завлечь молодежь, отвлечь ее от каких-то обыденных там проблем, с которыми сталкиваются там каждый день, с кризисом и так далее, чтобы… Но вы понимаете, лично мне обидно смотреть, например, футбол и хоккей, потому что там играют люди, которые часто не имеют гражданства российского даже, которые часто играют только за большие деньги.
Игорь Шишкин: Это чисто коммерческое предприятие.
Николай Маслов: Конечно. Мы же помним, когда Путин приезжал в Китай и говорил: давайте, выигрывайте, я вам там в 2 раза увеличу премию. Когда человек сидит в колхозе и думает, что он боролся с непогодой, выращивал там урожай, чтобы накормить свою семью, чтобы накормить там какой-то город еще, о нем никто же не вспомнил. А на 2 сантиметра прыгнуть в песочнице дальше, это что – герой России? Да прыгай сколько хочешь, кому от этого польза? Или он там забил шайбу в ворота. Это ложный патриотизм. Так же как была ложная советская доктрина, значит, с Карлом Марксом. Хотя Дарвин или там дарвинизм, который у нас в школе преподавался, никогда не писал, что человек произошел от обезьяны. Недавно мне звонила преподаватель, очень известный преподаватель заслуженный из Чувашии. Она обучалась в английской школе, то есть проходила переподготовку, повышение квалификации в Англии, в какой-то там английской школе. И она прочитала Дарвина в подлиннике. Она говорит, там этого нет вообще. Это уже у нас придумали, что человек произошел от обезьяны. Мы, наверно, единственная страна, которая до сегодняшнего дня проповедует, при всем том, что все правительство ходит в храм, крестится и признает то, что человек произошел от Бога. Но детей своих почему-то мы еще учим, что мы произошли от обезьяны. Но парадоксы. Но здесь же где-то должен быть, кто-то этот узел разрубить. Вся мировая общественность, начиная там от загнившей Америки, Европы, все говорят, да, Бог создал мир, все признают разные религии, разные веры. Но все признают, что Бог создал мир, человека и все остальное. Только мы остались, значит, сироты, бедолаги на земле, которые произошли от обезьяны. Может быть, из-за этого вся беда.
Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. А я напомню, в эфире «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, когда вы говорите про ложный патриотизм, а ведь это не случайность. Это вполне закономерно. Когда наши власть имущие осознали, что в полном раздрае существовать нельзя, на Западе их не приняли. Нужно строить капитализм в отдельно взятой стране, так скажем, используя старую терминологию. А тут элита туда, народ – сюда. Что может объединить: единая система ценностей? Не существует. Вот они и хватаются за внешние такие формальные признаки, которые якобы объединяют и того, и другого, и третьего. Вполне может объединить победа на футбольном поле. А то, что они каждый смотрит в разные стороны, и считает себя разным народом фактически, это не важно.
Николай Маслов: Они боятся с одной стороны и не могут сформулировать идеологию моральную и нравственную.
Игорь Шишкин: Скорее, боятся, а ни не могут.
Николай Маслов: Они боятся и не могут, потому что их внутренний мир не позволяет им это сделать. Только внутреннее состояние дает человеку сделать то, что внутри, а все остальное это можно сделать один раз, очень сильно напрячься. Вот поэтому они это боятся и не могут. Но вы посмотрите, как боятся русских подвигов, например, военачальника Суворова. Вы пойдите, как его, через Альпы переходил Суворов? Там везде, как Швейцария за этим следит, как она таблички везде на русском языке. Тысячи туристов, но, практически, ни одного из России, восхищаются. Альпинисты не могут, вернее, с большим трудом спускаются по тому маршруту, как проходил Суворов. А они, еще помимо того, что спускались, еще пушки спускали, лошадей…
Игорь Шишкин: Еще воевали.
Николай Маслов: Еще потом воевали, побеждали и так далее. Понимаете? А сегодня они спускаются по этим маршрутам и удивляются, как это тысячная армия, тысячи людей прошли, но с собой, еще раз говорю, провели пушки и оружие, лошадей, полевые кухни и все остальное. Как? Невероятно, но они это сделали. Почему Черное море называлось раньше Русским? Потому что только русские могли переплыть его на веслах. И вся Европа помнит Россию, потому что она за нее воевала, защищала правду и так далее. Но это был русский православный дух.
Игорь Шишкин: А он разве приемлем для тех, кто разрабатывает идеологию?
Николай Маслов: Но, как мы видим из практики, наверно, не всем приемлем.
Игорь Шишкин: Давайте предоставим слово и нашим радиослушателям. Алло, вы в эфире.
Марина: Здравствуйте, уважаемые Николай Васильевич и Игорь Сергеевич. Это Марина. Вот я вас понимаю. Все мне понятно. Но для того, чтобы это понять, и, самое главное, это простейшие истины, я постоянно… Вот вы говорите, я постоянно опираюсь на сюжеты, на факты из Евангелие. И мне это становится понятным. Один раз у меня самой был такой случай, что я объясняла. И человек мне говорит: вот вы скачете, ваш мозг скачет с одного на другое. А я говорю логические вещи. Так вот скажите мне, пожалуйста, вот Горкин был очень умный. Это персонаж из Ивана Шмелева. И он всегда говорил: русский православный человек он верующий, но не легковерный. И действительно православный человек, который познал истину или познает ее, и стремится, и себя может познать только через истину. Это вы правильно сказали, это сама истина. Но скажите, как донести до людей, чтобы они стали это понимать? И осознали, что понимание это придет только через их волевое стремление к истине? Как это сделать? Спасибо.
Николай Маслов: Но ответ очень простой. Он сказан всеми святыми. Это можно сделать только личным примером. А можно это, если вы, например. Если у вас есть какие-то другие способы, например, есть газеты, или вы где-то работаете на телевидение или на радио, вы государственный чиновник, каждый должен делать на своем месте то, что он может делать. Если вы работаете на радио, вы делаете нравственные передачи. Если вы работаете педагогом, ведь сегодня никакой закон не запрещает вам рассказать о дне рождения преподобного Сергия и то, что он сделал. И они рассказывают, например, о дне рождения Карла Маркса, что он сделал. Вот и все. Если вы ни того не можете делать, вы пенсионер, вы можете помолиться за Святую Русь. Помолиться за власть, чтобы Господь им дал разум и так далее. Подвиг он очень многогранен, но он подвиг.
Игорь Шишкин: Алло, вы в эфире.
Слушательница: Добрый день. Передача очень интересная. Хочется высказать свою мысль. Две у меня. Я много времени не займу. Я старая уже, но какие-то мысли в голове еще есть.
Николай Маслов: Не старая, старая может быть телом. Но душой-то мы все молодые.
Слушательница: Да. Но душа еще православная и рвется, как говорится, к истине, к правде. Первое, мне кажется, что нашей страной руководят не профессионалы. Я имею в виду, что такое профессионалы? Вот наши цари. Это же выращивали их не одним поколением. Они имели определенный взгляд на все. И на окружающие народы, и вообще как надо вести себя в обществе и все, и любить. Но все они, конечно, были православные. И второе, мне кажется, что наше правительство сегодняшнее боится своего народа, потому что народ наш очень мудрый, очень талантливый и очень, очень хороший народ. А они вот не соответствуют его уровню, вот как мне кажется.
Николай Маслов: Знаете, то, что наш народ талантливый, умный, добрый, я с вами соглашусь, конечно же, потому что еще Достоевский говорил: «Судите наш народ не по тому, что он есть, а каким он хотел бы стать. А идеалы его высоки и святы». Но многое от людей зависит, от самого человека. Все практически от него зависит. Но уж больно огромная ноша на него свалилась и экономическая, и финансовая каждодневная. И детишки, и все это. Не хватает у него, бедного, сил все это, конечно, изменить и так далее. Но нужно понять, что всякая власть попускается и определяется Богом за нашу с вами жизнь. И чем больше людей, чем больше простых людей будет жить честно, стремиться жить по вере, стремиться идти в храм Божий, стремиться делать добрые дела. По крайней мере, человек не ходит даже в храм, но живет по совести, а совесть это закон Божий, написанный в человеческой душе при его сотворении еще, при рождении каждого человека, даже желание человека сделать что-то доброе, но не имеет возможности, засчитывается. И будет облегчаться наша жизнь земная. Поверьте, это было всегда. Об этом можно говорить со ссылкой на исторические даты, на события, на святых людей и так далее. Поэтому только наша жизнь, вот личный пример. Перед этим девушка говорила, наш личный пример всегда может сподвигнуть на все, что угодно. Когда-то я советовался у одного старца. И говорю, вы знаете, у нас там какое-то дело, мы производственно делаем. И требуют взятку. Я уже готов был сказать своим подчиненным, что же, надо давать, иначе развалится дело. А он мне говорит: вы же идете на поводу. Вы же согрешите. Как же так, вы православный христианин и так далее. Вы знаете, он меня настолько пристыдил, это было несколько лет назад. В конечном итоге он сказал, как нужно сделать. Что нужно прийти честно, пристыдить того человека, который это делает и так далее, и тому подобное. Мы сделали точно, как нам было сказано, как бы выполнив послушание. Вы знаете, дело, которое не решалось условно около двух лет, трех даже, решилось буквально за 3 – 4 месяца. Это такое длинное дело, поэтому, конечно, когда говорят гаишники там, поборники, не нарушайте, не давайте. Ведь тяжело. Нам проще откупиться, согрешить и так далее. Или нарушить и так далее. Поэтому от нас очень многое зависит, очень многое.
Игорь Шишкин: Алло, вы в эфире.
Слушательница: Здравствуйте. У меня наболевший вопрос на душе. Я читала высказывание еще в начале, когда появилось «Народное радио» в эфире когда-то, там была «Ларчик» какая-то передача. Вот у меня такой вопрос. Я прочитала в книге, вот которая Марфо-Марьинскую обитель обосновала, Елизавета говорила такое предсказание, что Российская империя погибнет, ее не будет, а Святая Русь останется. То есть я поняла так, это так возмутились те, кто вел передачу, но это же не мои слова. Я понимаю, не знаю, как вы, что верующие всегда будут. Это и есть Святая Русь. Хотя антихриста дух везде гуляет. А империя, ну что же, это совсем другое, наверно, все-таки дело. Это подсоединенные к нам страны. Спасибо за ответ.
Николай Маслов: Я таких пророчеств не читал. И вообще пророчеств плохих в отношении России я тоже не знаю. Я знаю, когда-то один человек задал одному глинскому старцу вопрос в отношении Москвы. Вот батюшка, говорит, Москва, понимаете, столько зла здесь. Наверно, будет землетрясение или говорят, что она уйдет под воду. А старец ответил, что чудачка, говорит, как что-то может произойти с Москвой, когда здесь столько святынь, столько святых людей здесь молилось, монастырей. Ведь понимаете, пророк Давид говорит: я молод был и состарился, но никогда не видел праведника оставленным и семя его просящим хлеба. Очень важно для нас с вами, что мы имеем огромный потенциал небесной защиты в лице наших святых предков, их ангелов. И Господь, конечно же, покрывает Россию. Но не будем уподобляться Содому и Гоморре. Можно жить, конечно, на том багаже, который нам оставлен. Но грех без казни не бывает. Москва может остаться, но останется ли каждый из нас. И как он жизнь свою закончит. Поэтому для того чтобы жизнь была и на земле благополучной, Господь не оставляет никогда праведника. Это нужно знать. Всегда дом будет благополучным. Поэтому нужно стремиться к честной жизни, к чистой жизни. Не забывать церковь, его таинство. И многое наладится. И правительство будет благосклонным, или там мэр города, или там, я не знаю, участковый. Все зависит от нас.
Игорь Шишкин: Мы, наверно, успеем принять еще один последний телефонный звонок. Алло, вы в эфире.
Слушательница: Добрый день. Бог в помощь вам, Николай Васильевич, и всей радиостанции «Народное радио». Вы знаете, я с вами вот согласна о происхождении нашем. Я бабушка, двух внуков вот сейчас учу. И с одним проходила то же самое в школе, и с другим. Душа болит. Такое кощунство, мы им объясняем дома, в храм их ведем, что мы от Бога, а там до сих пор. Может быть, нам в каждом православном приходе написать письма. Только подскажите, на имя кого нам писать все это, потому что столько лет ведь изменений нет.
Николай Маслов: Но изменения есть. Они очень, очень, очень мелкие. Вы знаете, конечно, нужно, чтобы и президент знал, и депутаты знали, нужно высказываться. Да, нужно письма, письма нужны, как ни странно. Некоторые говорят, они бездействуют письма. Да нет. Я точно могу сказать, что нет. Если люди наверху видят, что народ озабочен, а им все-таки нужно, чтобы было спокойствие, они будут реагировать. Ведь понимаете, может быть, маленькая группа людей, но объединенная злым намерением, это вот банды всякие, они же очень организованы, и достигают цели. А их быстро настигает наказание, но не своих целей, а кого-то убить, кого-то ограбить. А вот мы немножко разобщены. Поэтому, конечно, нужно действовать. И не зря Россия всегда была таким соборным государством, всегда считалась и за рубежом, и внутри нас. Поэтому не в силе Бог, а в правде. Если мы защищаем правду, это очень тяжелый труд, защищать правду. То и к нам будут небеса благосклонны. Многие вещи мы можем решить, только уповать на Бога, а не на свои силы. Наша задача благодарить за все Бога, каяться вовремя и трудиться на благо Отечества. Все получится у нас самих, в наших семьях, в нашем государстве.
Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. Но наше эфирное время истекло. Напоминаю, в эфире «Народного радио» выступал известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Вел передачу Игорь Сергеевич Шишкин. До свидания.
Николай Маслов: До свидания.