Народное радио

Интернет-вещание

 

15.05.2009


В студии известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов

Скачать запись программы в Медиа-архиве

Игорь Шишкин: Добрый день, уважаемые радиослушатели. У микрофона Игорь Сергеевич Шишкин. И в студии «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук, магистр богословия Николай Васильевич Маслов. Здравствуйте, Николай Васильевич.

Николай Маслов: Добрый день.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, представляя вас, я совершенно не случайно указал, что вы являетесь не только доктором педагогических наук, но и магистром богословия, потому что я хочу, чтобы сегодня вы в нашей программе высказали не просто свое видение происходящих событий, а вот православный взгляд, христианский взгляд на современную Россию. Почему я считаю это важным? Вот сейчас, если открыть газеты, если посмотреть выпуски новостей, то у человека создается впечатление, что мы находимся, извините, в каком-то сумасшедшем доме, иначе трудно сказать. Либо какой-то калейдоскоп непонятных событий. Появляются лидеры государства или второго уровня, вице-премьеры, министры, и каждый говорит о вещах, которые волнуют наших граждан, прямо противоположные вещи. Вышел один в солиднейшем чине и заявил: ура, да здравствует сегодняшний день, мы достигли дна кризиса. С сегодняшнего дня начинается восстановление экономики. Через 5 минут выступает другой. Не говорит, что тот ошибся. Он просто говорит, что достигнет дна к декабрю месяцу, а в 10-м году начнем выходить. Следом выходит первый премьер, уже министр финансов или просто вице-премьер Кудрин и говорит, что через 50 лет будет у вас хорошо, а пока и не ждите ничего. Что делать человеку, когда такое он слышит? Это можно представить, как пришел человек на консилиум врачей. У него болит что-то. Один говорит: вы здоровы, второй говорит, что у вас болит ухо, третий говорит, что у вас болит нога, а четвертый говорит, что вас давно пора в морг. Ваш взгляд на это?

Николай Маслов: Этот взгляд очень сложный, потому что…

Игорь Шишкин: К сожалению, это не комедия. Это не рассказ Зощенко, это сегодняшние наши новостные ленты.

Николай Маслов: Знаете, в недавние времена было принято, когда ты что-то не знаешь, то лучше не высовываться и не показывать свою глупость. А сегодня мне кажется вот эксперты так называемые, вот министры наши там, которые друг перед другом выступают, зная, я в этом уверен, то, что им докладывают их пресс-службы, что на эту тему говорили другие.

Игорь Шишкин: Конечно.

Николай Маслов: Они это знают. И опровергают друг друга. Но это чисто человеческое такое недомогание какое-то. Они находятся в плену своих страстей.

Игорь Шишкин: Потому что детский сад?

Николай Маслов: Да, мне кажется, это пиар и отсутствие управления в государстве. Например, я точно знаю, что ни один член аппарата президента не выступает без разрешения руководства администрации Кремля. Запрещено даже. А здесь Путин, наверное, то ли ослабил ситуацию в правительстве, но выступают все, кому не лень. Я вообще-то впервые наблюдал такую картину недавно, когда лужковский канал телевизионный комментировал выступление Путина в думе. Знаете, более оппозиционного на сегодня такого содержательного, с большой критикой, не знаю, какие слова еще подобрать. Но так Путина отделал третий канал, который принадлежит Правительству Москвы. И я даже скажу, не везде объективно. То есть Путин говорит, например, мы там выделили столько-то денег детям на беспризорность. Тут же появляется картинка, там какой-то ребенок, умирающий там в подвале. Картинка не соответствовала, например, даже высказыванию там премьер-министра. И меня это вот то, что вы говорите, то, что я сейчас сказал про комментарии третьим каналом выступления Путина в думе, когда он представлял антикризисную, я четко отчитывался от лица правительства в думе, это совпадает. То есть в обществе происходят такие вещи, когда мы не получаем истинной картины. Разбалансировалась какая-то. И вот сейчас нет единой точки зрения правительства или единой точки зрения хотя бы государственной власти.

Игорь Шишкин: Точки зрения меняются постоянно. Если уж вы вспомнили третий канал, то за третьим каналом стоит мэр Москвы Лужков, который через сколько там, лет 18 прошло после начала приватизации, вдруг выяснил для себя, вышел на трибуну и сказал, что в результате приватизации капитанами нашей промышленности стали люди, никогда не видевшие моря.

Николай Маслов: Да, но я думаю, что Юрий Михайлович тоже никогда не видел моря, когда стал капитаном Москвы, а был всего-навсего директором овощной базы. Но, тем не менее, ему не помешало стать капитаном такого корабля, как Москва. Поэтому Юрий Михайлович известный политтехнолог, вовремя знает, куда ветер дует. Но это ладно. Конечно, мне кажется сегодня, вот если посмотреть с христианской точки зрения, то все выступления они говорят о чем? Они говорят о том, что никто из выступающих не знает, откуда произошел кризис, какие были мотивы у кризиса, что сломалось в системе финансов, в экономической модели мировой. И, естественно, они и причины кризиса не знают. Поэтому они и не знают, как из этого кризиса выйти. И они не знают, как он будет развиваться. То есть сегодня кризис это, знаете, как СПИД. Это новая болезнь, при которой все мрут.

Игорь Шишкин: Но никто не знает отчего.

Николай Маслов: И никто не знает, как он развивается, и как он будет развиваться. Или там какая-нибудь чума куриная или там, я не знаю, все бегают, какая-то язва. Кто-то заболел в вагоне железнодорожном. И все бегают, не знают, что делать. И вот это какая-то болезнь, но она произошла эта болезнь, также как и СПИД, от развивающихся пороков в обществе. Вот все знают, что СПИД – это наказание Божье, все знают, прекрасно все знают. И когда случаются какие-то катаклизмы, все говорят: Бог наказал. Но этого хватает на несколько дней. А как только немножко улеглись волны, бушующие в море, или прекратился там град с неба, или пожары утихли, все забывают потихоньку. И идут опять в пивные, каждый в свое казино там отправляется и так далее, и тому подобное. Поэтому люди, находящиеся у власти, они крестятся, некоторые из них. Некоторые ходят в храмы даже. Они являются людьми церковными. И вера их, видимо, ничтожна, потому что по делам можно узнать, когда вера у человека. А раз они не могут даже прогноз поставить по кризису, значит, понятно, что вера их ничтожна. А раз вера их мала, они о вере не говорят ничего, они не провещают идеалов этой веры и, естественно, живут в плену вот этих вот экономик, бизнес, капитализма этого всего. И они из этого плена выбраться не то, что не могут, а я вам хочу сказать, что и не хотят. Они не хотят выбраться из ситуации, когда деньги делают деньги, когда не надо работать на заводе. Вот люди, которые управляют, они не хотят из кризиса выйти. И поэтому они его и не понимают. Они, может, душой понимают, что это наказание, что надо сделать более социальной экономику, более справедливые суды, распределение зарплаты справедливой. Они, может быть, это и понимают, но они находятся в плену обстоятельств так называемых, которые не позволяют им принимать решения, потому что эти решения больно ударят по их, так сказать, самолюбию, по их карману. А с глобальной точки зрения, конечно, кризис этот понятен, я думаю, может быть, там нескольким сотен людей, живущих в этом мире. Эти люди должны быть высокодуховными, которым Бог откроет это или открывает уже. А остальным людям это не может быть понятно. Вот смотрите, у нас вроде все есть, и ничего нет одновременно.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы сказали, что они находятся в плену обстоятельств. Да, я согласен, что они, скорее всего, из плена «деньги делают деньги» вырваться и не хотят. Более того, они мечтают всегда находится в этом плену и всегда, как у нас это принято сейчас говорить так вежливо, контролировать финансовые потоки. Правильно, нас сажают на контроль финансовых потоков? Раньше на кормление отправляли, а сейчас назначают контролировать тот или иной финансовый поток. Этим они с удовольствием занимались и будут заниматься, сколько их душа пожелает. А вот тут случилось что-то непонятное. Некоторые финансовые потоки стали мелеть в отдельных. И они действительно ведь хотят найти выход. Но, как вы сказали, находятся в плену обстоятельств, которых они не понимают. А есть ли здесь выход тогда?

Николай Маслов: В плену, под обстоятельствами, с моей точки зрения, понимается слово грех. В плену греха, конечно. Просто я так светским словом выразился.

Игорь Шишкин: Они-то этого не понимают. Они считают, что это какие-то внешние обстоятельства.

Николай Маслов: Игорь Сергеевич, так многие не понимали и не понимали. А Бог предупредил народ, живший на земле, за 120 лет, что он его истребит наводнением. За 120 лет предупредил Ноя, и Ной делал ковчег. И строительство ковчега само было как проповедь народу: покайтесь. Если вы помните, в ковчег вошли только Ной и семьи его детей.

Игорь Шишкин: Не помогло.

Николай Маслов: Все. То же самое, когда Бог говорил с Авраамом, потом говорит: все, мы пошли, нам нужно разобраться с Содомом и Гоморрой, потому что грех и зло оно же имеет свое ощутимое действие. Грех и зло – это же не просто слово. Слово «грех» оно же имеет силу. И зло имеет силу. Как некоторые говорят там, отрицательную энергетику. На самом деле так оно и есть. Оно имеет очень большую силу. Так вот это вопиющий грех настолько доносился до Бога, что Бог решил покарать Содом и Гоморру. И Авраам просил его, Бога, а если там будет 50 праведников, ты оставишь этот город? Он говорит: оставлю. А если там 40? А если 30? Господь говорит: да. А если 5 будет, ты оставишь? Господи, оставь этот город, 5 праведников если? «Оставлю», — сказал Господь. Пришел и нашел только 4. Лот, его жена и 2 дочери. Даже пяти не нашел. И Господь, что? Уничтожает Содом и Гоморру и еще там несколько городов. Поэтому, конечно, мы находимся сейчас в плену обстоятельств под названием «грех». И столько греха, сколько имеет сегодня мировое сообщество, в том числе и наше государство, видимо, Господь должен был дать какое-то наказание. Но наказания бывают в двух типах, наказание божье. Это наказание, в общем-то, такое вразумительное, предупредительное, если можно так назвать, и наказание решительное.

Игорь Шишкин: То есть одно дело – предупреждение, а другое дело – уже кара? Вы это имеете в виду?

Николай Маслов: Нет, кара в том случае. Но кара…

Игорь Шишкин: Но кара предупредительная ведь, когда еще можешь остановиться?

Николай Маслов: Кара предупредительная, когда человек остается жив. А кара решительная, это когда смерть. Вот Содом и Гоморра – смерть. А человек умирает, это уже кара решительная. А вот если человек заболевает, то это предупредительная. Это вразумительная кара. Одумайся, человек. Вот кризис – это кара предупредительная, вразумительная. Но нужно эту кару еще тоже разделить, потому что грех без казни не бывает. Но человек наказывает, как человека отдельного за свои грехи, такие какие-то сообщества, и так все мировое сообщество в целом, потому что человек обязательно понесет наказание за свои грехи. Но необязательно на этом свете, на земле, потому что есть суд для человека, когда он умирает, и Бог может там спросить за него все.

Игорь Шишкин: Есть Высший Суд.

Николай Маслов: А вот если общество грешит, общественные грехи, большие, маленькие, но общие грехи, нескольких человек или род какой-то, семья, или вот как сейчас там, на планете скопилось много зла, тогда мы имеем сейчас случай, когда Господь посылает вразумительное наказание, но общества всего. Здесь могут пострадать как отдельные лица, может закончиться этот кризис для них, для многих уже закончился. Кто-то застрелился, кто-то еще чего-то. Я имею в виду олигархов некоторых в мире. А людям дается кара такая вразумительная. Вы подумайте, пересмотрите свои законы, говорит Господь, государствам. Он нам сейчас подсказывает, что нужно поменять свою жизнь, как каждому человеку, так и отдельному обществу в целом. Должны к этому голосу прислушиваться всегда.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, если находятся в плену греха, если вы говорите, что это вразумительная кара – кризис, так, то значит, что есть выход из этого плена? Вот как это вы видите именно с богословской точки зрения, и с общественной одновременно.

Николай Маслов: Но выход он всегда один. Ведь, понимаете, Господь сказал и Аврааму, и другим святым, и царю Давиду. Вернее, даже царь Давид как говорит: «Я мал был и состарился, но не видел праведника, оставленным Богом. И я не видел его продолжения (то есть его родственников этого праведника), никогда просящим хлеба». То есть Господь установил законы, что если человек живет праведно, и также он Аврааму говорил: будешь жить праведно, и я тебе дам долголетие, и я тебе дам богатство и много детей и так далее. Так оно и было. И так можно взять любого праведника, и мы увидим, что он никогда не был оставлен Богом. И родственники его никогда не просили хлеба, то есть не были нищими. И вот те, кто соблюдает это, целые города или целые народы, или целые страны, Бог благословляет своих избранных людей, но он требует от них соблюдать веру, соблюдать его законы. И делами это подтверждать. И это известно, и это доказано не только богословами и светскими учеными. Все можно проследить, но мы не хотим часто тратить на это время. И живем, а, все так живут, и я так буду жить. А вот сосед так поступает, и я так буду поступать.

Игорь Шишкин: Только когда гром грянет, а потом можно забыть.

Николай Маслов: Но если сосед прыгнул с 9-го этажа, то никто за ним не прыгает. Поэтому, конечно, любая кара говорит о чем? Даже земная кара, когда человека сажают в тюрьму, ловят его в надежде, что, первое, изолируют от общества, а второе, что он там исправится, и что в следующий раз не захочет.

Игорь Шишкин: Будет время на перевоспитание.

Николай Маслов: Конечно. Вот поэтому все эти случаи, и потопы, и Содом и Гоморры, и все, все, все остальное, другое, это должно нас вразумлять. Господь говорит как? Они погибли, это не значит, что они были более грешны, чем вы. Но если вы будете так поступать дальше, и с вами тоже будет, но еще хуже. Посмотрите, для того, чтобы сохранить веру, Господь в Египте держит еврейский род 400 лет в рабстве. 400 лет, чтобы сохранить веру. И сохраняет, и покровительствует своему народу. И после, когда прошел срок, выводят его. И посмотрите, египтяне отдают золото, животных немереное количество. Они уезжают оттуда, наверно, самыми богатыми людьми в мире. И как выходят! И море расступается, и войско фараона гибнет, и все остальное, и чудо за чудом, и облако освещает им путь, и манна небесная кормит их, пустыня дает воду, и все дает. Как только ропщет народ, да, наказывает. Еще как наказывает! Вы посмотрите, Моисей, который вывел еврейский народ из Египта и брат его Аарон, когда Бог установил, что дети Аарона будут священниками, первых четыре сына у Аарона были священниками, Бог четко установил все правила, как службу совершать, как жить и так далее, и тому подобное. Кто судьи, какие законы, заповеди дал им. И, смотрите, дети Аарона, Аарон, значит, сам с Богом разговаривал, они взяли кадильницы, и огонь зажгли в кадильницах не тот, который у жертвенника был, а свой, какой-то другой. И Бог тут же их поразил, они умерли, сгорели заживо у всех на глазах. Казалось бы, как жестко. Но нужно было четко установить правила. И чтобы люди вот в таких случаях запоминают эти правила на многие столетия вперед. Как Господь наказывает за неповиновение. А что мы хотим? Мы-то что хотим? Год назад приняли закон, слава Богу, добился народ, чтобы закрыть казино. Сейчас Фетисов подписал бумагу, бывший министр спорта, о том, что игра в карты – это спорт. Знаете, как можно…

Игорь Шишкин: И уже на телеканале показывают спортивные состязания по игре в карты.

Николай Маслов: Вы понимаете, как можно? Грех уже. Я помню, если бы мы в детстве, за карты нас ремнем лупили и так далее даже дома, что это недетская игра и так далее. Это грех. Принесете домой, горе будет от вас и так далее. Картежники такие были, так сказать, уязвимые люди. Это обычно была игра такая сатаны. А сейчас, извините, в карты людей же проигрывают. Это всегда была такая игра сатанистов. А сейчас это превращают чуть ли не в олимпийские игры. Видите, как постепенно, постепенно заменяется добро на зло, грех облекается в добродетель. А что нам ждать? После этого кризиса еще хуже будет.

Игорь Шишкин: Спасибо. А я напомню нашим радиослушателям, в эфире «Народное радио» и передача «Русский стандарт». И у нас в гостях известный общественный деятель, доктор педагогических наук, магистр богословия Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, вы сейчас приводили примеры, как можно воспринимать этот кризис с христианской точки зрения на примерах все же Ветхого завета. Кто-то скажет, это было все давно. Все это, конечно, существенно, но какое это отношение имеет к нашей стране, к России?

Николай Маслов: А что, у нас не было войн, у нас не было революций?

Игорь Шишкин: А вот я и хочу, чтобы вы тоже самое на примере нашей страны, как эти же: грех без казни не бывает, как выход из плена, но уже у нас. Откуда и за что дается богатство народу, и за что они отбираются, но только на примере нашей действительности. Это всегда доходчивей.

Николай Маслов: Нет, вы знаете, я бы хотел привести очень доходчивый пример. Я думаю, что немногие его знают, уже из Нового завета, но все-таки он касается избранного Богом еврейского народа. Поскольку мы с вами сегодня находимся уже в преддверии Пасхи, я бы хотел уже сюжет привести из истории Иерусалима. Ведь Господь, у нас недавно было Вербное воскресенье, вход Господень в Иерусалим, когда он зашел в Иерусалим, он плакал. Он плакал, потому что знал, что с этим городом будет. И через 4 дня, когда уже после того, как отлучали Бога от сана, через 4 дня уже Иерусалим довершает меру преступления своего. И Богочеловек умирает на кресте за род человеческий. И тогда Господь исполняет свое пророчество про Иерусалим, потому что вы помните, евреи сказали, что кровь его на нас и наших детях. И я хочу просто напомнить, кто знает, и тем, кто не знает, что произошло с Иерусалимом и с евреями. Уже прошло немного времени. И недолго Господь медлил с приведением праведного суда над богоубийцами. И начинается в Иерусалиме бунты евреев против римлян. Римляне стали обращаться с евреями, как с рабами, как с невольниками и так далее. И тогда посылает уже полководец Тит римский, который осаждает Иерусалим. Это было на 71-м году, 71-й год после Рождества Христова. То есть прошло 33 с половиной года Господних. Короче говоря, прошло где-то 30 с небольшим лет, 36 лет. И смотрите, что происходит. Рим в осаде. Войска римские осаждают Иерусалим. Начинаются ужасные бедствия, которые сопровождаются болезнями и так далее. 115 тысяч евреев только трупами вынесены за ограду, что могли вынесли, за ограду города. Люди начинают есть уже кожу своей обуви там, все что можно, уже едят всякое гнилое сено, падаль, мать съедает своего ребенка. Значит, начинаются страшные бедствия. Люди не знают, как и чем укрыться от этого бедствия. Миллион 100 тысяч евреев мужского пола зрелого возраста погибает от меча в самом Иерусалиме. Это не считая старцев, женщин и детей, умерших еще больше от голода, и огонь их поел и так далее. 100 тысяч пленных забирают на работы в амфитеатры на утешение зверей для увеселения публики. Сотни тысяч забирают молодых до 17 лет юношей и дев и продают их, как пишет писатель, по 30 человек за один сребреник. Чувствуете цифру? Иуда 30 сребреников отдал за Бога.

Игорь Шишкин: А теперь 30 юношей и девушек…

Николай Маслов: Да, за один сребреник продается. Цифра какая? Миллионы людей Иерусалим еврейский погибает, причем, погибают жестоко, гниют, в порабощение уводят и так далее. Всего несколько времени проходит, и снова беда приходит на Рим. Уже Цезарь Орианда доканчивает опустошение Иерусалима. 500 тысяч евреев погибает. Вокруг Иерусалима 500 крепостей, все разоряются. Тысячи мелких поселков и поселений разорены, сравняли их с лицом земли. И уже стоится новый город с языческим названием Елея Капитолия. И евреев в этот город, в бывший их центр пускают раз в год за большую плату, чтобы поплакать у Стены Плача на развалинах собственных домов и так далее. Попросили они у Бога, что кровь его будет на нас и наших детях. Я думаю, что так же, как они ходили 40 лет, и не могли войти в Землю обетованную, так и здесь были уничтожены все. Кто не поверил Богу, не вошел ни один. Итак, можно подчеркнуть, что Господь благоволит к тем, кто исполняет его законы, и всегда наказывает тех, кто их не соблюдает. Вы знаете, наши предки были праведными людьми в основе своей. Идеалом русского народа был монах, инок многие столетия. Сколько святых героев женского, мужского пола. Люди отдавали жизнь за отечество, за веру. Защищали жизнь в других странах. И как пишет опять-таки бытописатель, Бог дал за это русскому народу огромную землю с огромными богатствами. Но как только мы отступаем от Бога, мы ими воспользоваться даже во благо свое не можем, как мы видим это сегодня.

Игорь Шишкин: Спасибо. Николай Васильевич. А я напомню нашим радиослушателям, в эфире «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук, магистр богословия Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, вы сейчас показали, как Бог дает блага, и как и за что отнимает. И вы сейчас сказали о том, что богатства могут быть, вот они, есть, но при этом никто не может ими воспользоваться. Страна наша – одна из богатейших стран мира. Это признают все. Говорят, что там упали цены на нефть. Но по сравнению с тем, как они были раньше, например, они все равно очень высокие.

Николай Маслов: Они были 18, а сейчас 50.

Игорь Шишкин: Вот именно. Поэтому говорить о какой-то катастрофе… Во времена распада Советского Союза были цены на нефть вообще 8 долларов, сейчас 50.

Николай Маслов: И жили.

Игорь Шишкин: Накоплены огромные богатства, все эти стабилизационные фонды, которых вроде бы должно хватить, как говорили, на несколько лет безбедного существования. А опять-таки включаешь телевизор, смотришь ленты новостей и читаешь о том, что голодают в некоторых местах люди. Правящая партия объявляет, как достижение, что они собрали столько-то мешков сахара, еще что-то. Вот этот вот город на Дальнем Востоке.

Николай Маслов: Военные сводки.

Игорь Шишкин: Уже просто дико.

Николай Маслов: Военные сводки военных времен. Я хочу на одном еще аспекте заострить внимание наших радиослушателей. Вы сказали, а что же делать? Понимаете, первое всегда, что Бог требует от человека, и для чего он его создал, в принципе, это благодарность за то, что человек тебя создал, за то, что, человек, тебя Бог создал. За то, что Господь дает и урожай, и солнце восходит, и дождь льет на землю и так далее. И Господь избавляет и от врагов. Практически, наша страна испытала это на себе десятки раз. Но все, казалось бы, простые монастыри, монахи во времена лихолетья себя кормили и еще и других одевали и обували. И отправляли, если взять последние события там, например, и строили, и по несколько тысяч человек лечили, и на фронт отправляли и деньги, и все. И утешали людей и так далее. Поэтому это благодарность. И второе, это покаяние, потому что не бывает людей безгрешных. Я, может, говорю прописные истины, кто-то подумает. Или, может, кто-то не поверит этому, но это факт. Это факт, который прошел через миллиарды людей, через наши судьбы и семьи. Это все оставлено в письменном виде для нас, как жить, и зачем каяться, и зачем нужно Бога благодарить. Вот даже простой пример, когда опять же мы говорим сегодня о Пасхе, тем более, в преддверии Пасхи, когда Господь воскрес, и было его явление в Галилее при Тюрианском море, 7-е явление Иисуса Христа своим апостолам, то там был тот Фома, Иоанн, да все практически. Христиане наши православные знают, что когда апостол Иоанн говорит Петру: так это же Господь. И они приготовили рыбу, которую Господь помог им выловить. И Господь дает нам урок, как нужно каяться. И дает здесь такой простой урок. Все помните, когда Господь говорит Петру апостолу: Симоне Ионе, любишь ли ты мя. И апостол отвечает: ты знаешь, Господь, что я люблю тебя и так далее. Все эти слова: любишь ли ты меня больше, нежели чем они. И он, значит, Петр это подтверждает, что – да. И Господь говорит: спаси агнцев моих. Здесь несколько нужно заострить внимание. На чем? Первое, Господь говорит Петру: Симоне Ионе. Он не говорит, Петр. Почему? Это имя Симон было до того, как он стал апостолом. Почему Господь его называет Симоном, а не Петром? Потому что вот этот случай он очень интересен чем, как пишут святые отцы, толкуют? Вы знаете, что Петр отрекся трижды. Господь ему предсказал, что еще петух не пропоет, как ты от меня отречешься трижды.

Игорь Шишкин: То есть поэтому к нему и обращаются прежним именем?

Николай Маслов: Он к нему, поскольку Петр отказался от Бога, хотя потом пошел и плакал горько, он уже называет его не апостолом, именем до апостольского его вознесения в апостольский чин. И он трижды, троекратно говорит: любишь ли ты меня? Вот этим он его исповедует в присутствии других апостолов, понимаете? И он внушает, что, отрекаясь, он отрекся и от апостольства. И трижды спрашивая его перед другими апостолами, он, еще раз говорю, он как бы вызывает Петра загладить свое отречение троекратным выражением любви к Богу. Отрекся от Бога, человек. Но Господь понимает немощи, ситуацию знал, все предвидел. И Господь ему прощает и говорит: иди за мной и паси агнцев моих. И он восстанавливает его в апостольском звании. Вот что такое покаяние. Господь все прощает человеку, лишь бы он искренне покаялся. И вот сегодняшняя ситуация в экономике и так далее они мне напоминают такие события. Конечно, может быть, я немножко глубоко, так сказать, это затрагиваю. Но, тем не менее. Это вот как потоп был, знаете, как исход евреев из Иерусалима, ну да, из Египта. Это вот такие наказания, которые Господь посылает. Но это наказания вразумительные, чтобы мы одумались, покаялись, поблагодарили Бога за все. И вот сегодняшний пост великий, который мы проводили, это и есть как раз то время, когда нужно это делать более сугубо, от чистого сердца, потому что во время поста человек очищается, ходит в храм, больше исповедуется, старается делать больше добрых дел, проявляет любовь к ближнему в разных формах, в которых можно эту любовь проявить и так далее, и так далее. Это и есть времена покаяния. Господь сам через деву Марию приходит на Землю, отдает свою жизнь за нас. Этим самым утверждает формулу вечной жизни. Дает человеку возможность через покаяние прийти к нему. Но грех без казни не бывает. Мы должны это все уяснить, но я не знаю, как «Отче наш». Но не бывает грех без казни. Это нужно говорить нашим детям самым маленьким, чтобы они знали всю свою жизнь. Перед тем, чтобы что-то делать, они бы вспомнили, а грех без казни не бывает. Если что-то сделаю, завтра будет наказание или послезавтра. И мы должны помнить, что вот эта клятва еврейского народа за грехи, за распятие, и что кровь будет на наших детях. Как поступил Бог? Всех уничтожил до одного. Всех до единого. Да какой казнью? И в плен брали, и гнилое сено ели, и младенцев своих поедали и так далее. И чтобы этот пример стоял перед нашими глазами всегда, чтобы это было руководство, как конституция. Ага, только захотел что-то плохо сделать другому, ага, будет наказание, дай-ка я повременю. А если что-то помыслил, пойди к священнику покайся, потому что мысль скоро может воплотиться в слово, а то еще и в дело. А за это уже начинается тоже кара, наказание. Поэтому, конечно, чтобы у нас наказания были вразумительные, а не решительные через смерть и так далее.

Игорь Шишкин: Спасибо. Николай Васильевич. А я напомню, в эфире «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук, магистр богословия Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич,вы сказали, что выход — покаяние.

Николай Маслов: Это начало – покаяние. Начало, но потом нужно усугубить молитву, веру, потому что вера дает человеку разум. Вот я хочу еще это тоже подчеркнуть – разум дает. Первый человек безгрешный общался с Богом. Он был прорицательным. Некоторые говорят, он прорицатель или ясновидящий. Так вот первый человек был ясновидящим. Он был прорицателем. Разум был светлый. И он все знал. Он видел сущность природы, зверей, значит, знал законы природы многие, которые Бог ему открывал. И он не делал никаких лишних ошибок, потому что разум был светлый. Так вот вера восполняет человеку разум. Это вторая часть нашего ответа. Сначала человек покаялся, очистился. И вот когда он к Богу идет, приближается, Господь ему помогает, вера восполняет недостаток разума у человека. И он тогда видит, почему кризис. Ведь если вы приходите в больницу, если у вас ничего не болит, а врач говорит, вы знаете, у вас ничего не болит, но вот тут я смотрю, у вас здесь скоро может заболеть, там у вас маленький камушек где-то в почках появился. Вам надо попить такое-то лекарство и так далее. Называется профилактика, предупреждение от серьезных болезней. Так и здесь. Если человеку открывается разум, то он знает, как профилактику делать. Покаялся, пошел, загладил грехи. Все, наказания нет, потому что человек покаялся. Петр, вы посмотрите, принес покаяние. Бог его восстановил в апостольском звании, и он был главным практически из апостолов всех. Он просветил весь мир, сказал, как правильно жить. Они прошли апостолы. И главное, что они сделали, это первая заповедь, которую Бог дал: идите, научите все народы, как жить правильно. Научите, как правильно жить. И те, кто шел в этом фарватере, те правильно устраивали и семью. Вы посмотрите, какие были семьи? Наших женщин мечтали взять и зарубежные императоры, кто только не хотел. Почему? И сейчас говорят, лучшие женщины русские. Не то, что они по красоте своей внешней хороши. Они действительно хороши, потому что внутренность другая. Один царь пишет другому, говорит в Европе, слушай, вот надо женить сына, где бы мне взять жену? Он говорит, возьми русскую, православную, кроткие, смиренные. Лучшей, говорит, супруги ты не сыщешь на свете. Сам я его читал. Кротость, кротость была присуща женщинам нашим. И вот эти вот христианские добродетели, которые пронизывали человеческую сущность, они, естественно, пронизывали всю жизнь человека, и семейную, и общественную, и государственную. Естественно, все это суммировалось и береглось в нашей церкви. Так извините, у нас такие времена были, когда у нас не было такого понятия, как нищий, не существовал. Когда была высота религиозной жизни, так не было и проблем. Как только опускались, так все, опущение.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, а вот знаете, что могут вам возразить сразу?

Николай Маслов: Так возразите. Богу возражали, а я-то что? Я – человек немощный.

Игорь Шишкин: Покаяние, да, все правильно, все нужно. Но вам скажут, да, мы будем каяться, а вот те, кто сейчас выставляет нам диагнозы не профилактические, а те, кто выставляет прямо противоположные диагнозы, которые ведут в пропасть в большинстве своем, те, кто вел это общество туда, куда оно сейчас попало, они, мол, каяться не будут. Они будут продолжать то же самое. Мы, мол, не будем с ними бороться, а будем только каяться. Вот это то, что часто приходится слушать от радиослушателей.

Николай Маслов: Вы знаете, Господь говорит: слушайте, что вам говорят, но по их делам не поступайте. Можно привести десятки примеров, сотни, тысячи примеров, когда человек живет по Божьим законам. Он может жить, как Лот, в Содоме и Гоморре, но у него все было. Или Ной, или Авраам. Вокруг был языческий мир, голодовки, все. А у них и стада ходили и так далее. А когда назревала у них плохая ситуация, Господь их отводил. Или Египет тот же. И там Иосиф был практически первым человеком после правителя египетской земли. Все имел и туда же перевел и своих братьев и сестер. Никогда Бог не оставит праведника. Не надо обращать внимание на их грехи. Надо обращать внимание на собственные грехи. А, как мы знаем, всякое начальство поставляется от Бога и по достоинству нашему.

Игорь Шишкин: Вот, Николай Васильевич, вот здесь подождите. Здесь скажут, вы что же, призываете к тому, чтобы православные люди отделились от общественной жизни и занимались только как бы своими общинами, малыми стаями? А все остальные будут…

Николай Маслов: Нет, наши добрые дела, мы же трудимся везде. Вот если мы будем показывать пример на работе, если мы будем показывать на улице пример, везде, и дома, мир будет изменяться в лучшую сторону. А как иначе? Почему хотят русских женщин взять замуж все другие? Потому что понимают, что они несут добро, и семью будут сохранять, и все остальное. Конечно же, от нас всегда брали пример. Откуда у России стало там больше ста национальностей? Когда мы были высоки, русские православные люди, к нам и народы всякие приходили: и башкиры, и татары, и мордва, и все остальные. А сейчас не знают, как от нас избавиться.

Игорь Шишкин: А сейчас они зачем нам здесь? Чтобы визу дали бесплатную?

Николай Маслов: Нет, а сейчас не знают, как от нас избавиться. То чеченские войны, то дагестанские и так далее. Наши правители тоже должны это понять. Но их Господь тоже вразумит. Но для того, чтобы вразумить, нужна сила духовная у народа высока. Мы должны заслужить у Бога хорошего правителя. Мы его не изберем никогда. Вон в Молдавии избрали, например, а они все равно не верят. Вот набрали коммунисты большую часть, а им все равно не верят. И будут погромы. И в Грузии также будет, и на Украине, везде будет. Слава Богу, что у нас нет неразделенной церкви. Слава Богу, что мы еще, так сказать, большое количество у нас и храмов, и монастырей. И все это власть и предыдущая, и настоящая поддерживает и развивает. Это, может быть, еще сохраняет нас от крупных катаклизмов страну. Но если мы будем продолжать уничтожать систему образования свою, если мы просвещение, которое должным образом было всегда. Даже при коммунизме было Министерство просвещения. Если мы будем телевидение свое, потворство ему давать, и оно будет разлагать наше молодое поколение, то этим самым мы повторяем «подвиг» в кавычках еврейского народа, который распял Иисуса Христа. Наши грехи – это распятие Бога снова, — так трактует церковь. Но я уже сказал, чем закончилась жизнь в Иерусалиме после распятия в 71-м году от Рождества Христова. Практически все были, кто в плен, кто порабощен, кто сгнил где-то от ран и так далее. Грехи народа это то же самое повторение распятия Бога 2000 с лишним лет назад. Если грех частный, он частной казнью казнится, а общественный – общественной казнью казнится. Хотим мы этого – не хотим. Говорить, что тот плохой, тот плохой. Нет, только начинать с себя, только с себя. И сегодня лучшее для этого время – Пасха наступает. Скоро Пасха. И мы все должны принести сугубо покаяние. Сейчас Страстная седмица. Кто еще не успел попоститься, попоститесь хотя бы эти 3 дня оставшиеся там. Кто не успел покаяться, покайтесь. Кто не успел примириться с детьми, примиритесь. Кто не успел сделать доброе дело, сделайте что-то. Есть еще у вас день – два. Кто его знает, когда наша жизнь с вами закончится. Все равно придет конец. Никуда ты не денешься. Еще никто на земле не остался. Земля ты еси, — сказано человеку, — и в землю отриши. И чтобы человеческое тело отойдет в землю, душа-то уйдет к Богу. И она же за все даст ответ. И что ты скажешь? Что ты на митинги ходил? Или ты там что-то делал плохое? Или осуждал кого-то? Нет. Вот добрые дела, если мы начнем делать в собственной жизни, начнем с исправления собственной жизни, посмотрите, как уменьшится сила зла в обществе, по крайней мере, за счет нашей личной жизни. А это значит, чем большее количество людей будет исполнять волю и законы, тем больше будет связь наша с небом. И тем больше Господь будет благоволить к нашему народу, к нашей стране, к нашим детям, к нашему благополучию.

Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. Но наше эфирное время истекло. Напоминаю, в эфире «Народного радио» выступал известный общественный деятель, доктор педагогических наук, магистр богословия Николай Васильевич Маслов. Вел передачу Игорь Сергеевич Шишкин. До свидания.

Николай Маслов: Всего вам доброго.


   К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10