КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Купить мозаику — интернет-магазин Plitka.ua очень легко и удобно
Прежде чем перейти к теме нашей программы следует отметить, что кризисная ситуация в которой оказалась Россия не является исключением. Например, спад ВВП в США с начала года составил почти 6,3%, в России за то же время примерно 7,5%.
Следует так же отметить, что на сегодняшний день не существует сколько-нибудь объективных прогнозов о дальнейшем развитии кризиса. Одни доказывают, что он закончится к концу 2009 г,, другие утверждают, что он продлится 2-3 года, третьи, на основании сравнения с Великой Депрессией, прогнозируют, что кризис закончится мировой войной.
Отсутствует и четкое понимание о причинах кризиса и путях дальнейшего развития. По словам одного немецкого экономиста, с которым мне довелось общаться в прошлом месяце, европейское сообщество сегодня «не видит света в конце туннеля». Поэтому меры, предпринимаемые во всем мире для борьбы с кризисом, скорее носят декларативно-интуитивный, чем до конца осознанный характер.
При этом каждая страна опробует свои рецепты и меры борьбы с кризисом. Например, США стремиться накачать экономику деньгами для повышения внутреннего спроса, европейцы наоборот проводят более осторожную консервативную политику.
Россия обладает своими особенностями и именно их учитывает антикризисная программа правительства на 2009 г., которая является своеобразным развитием антикризисных мер конца 2008 г.
Прежде всего, в программе перечислены три основные проблемы Российской экономики:
— главная проблема – очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов;
— вторая проблема – недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику;
— третья проблема – недостаточная развитость финансового сектора. Кредиты российской банковской системы дороже, сроки кредитования – меньше.
Другими словами проблема России заключается в том, констатируют авторы программы, что «национальная экономика в последние годы развивались во многом за счет внешних источников – высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста».
Весьма ценное и самокритичное признание, демонстрирующее, что Правительство в полной мере отдает себе отчет о проблемах страны. Наиболее яркое представление об этих проблемах дает курс рубля: Представители Минфина подают удержание рубля в рамках валютного коридора, как свое достижение, говорящее о стабильности отечественной валюты. Но молчат о том, какой ценой это достигнуто. А ведь именно здесь наиболее наглядно видны все проблемы российской экономики.
Стабильность рубля достигнута за счет сжатия почти на 20% денежной массы, а так же резкого ужесточения бюджетной политики (бюджетные расходы в январе упали в 3,5 раза к декабрю). Статистика за февраль только подтверждает эти тенденции. Их наглядным выражением является учетная ставка Центрального банка в 13% годовых.
Что в итоге с одной стороны стабилизация курса, с другой удушение отечественной экономики. Во всем остальном мире финансовые власти проводят прямо противоположную политику, государство кредитует реальный сектор экономики в рамках антикризисных стимулирующих мер. Для России проблема состоит в том, что кредитовать нечего, отечественной экономики практически нет. Как раз этот факт и признает антикризисная программа правительства.
Какие же приоритеты в решении этих проблем выдвигает антикризисная программа?
Правительство, гласит программа, будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:
1. Усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, противодействия росту безработицы;
2. Сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала будущего роста;
3. Стимулирование внутреннего спроса. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов.
4. Модернизации страны. Главная модернизационная задача Правительства – смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал – образование и здравоохранение – будут ключевым приоритетом бюджетных расходов.
5. Освобождение бизнеса от давления чиновников.
6. Нормализации функционирования финансового сектора.
7. Поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития.
Как мы видим в программе снова самокритично и настойчиво повторяется, что тот путь по которому шла страна в предыдущие годы был неверен, нужен новый путь. Запоздалое признание, но лучше поздно, чем никогда.
Возникает вопрос, кто же будет вести по этому пути? Те же люди, формировали прежнюю модель экономического развития? Способны ли они на коренное изменение курса? Ведь, например призывы к переходу к инновационной экономике звучат наверно с 1991 г. С тех пор они превратились в некое ритуальное заклинание, которое произносится со всех высоких трибун, а воз и ныне там.
Чтобы не быть голословным и пояснить свою мысль, приведу конкретный пример, основанный на личном опыте:
Наше предприятие относится к малым инновационным предприятиям и занимается разработкой новых моделей медицинской техники. Никакой помощи от государства за все врем нашего существования, мы не получали, хотя порой приходилось туго. Но ни на одно обращение в органы федеральной и местной власти мы помощи не получали. Что ж затягивали пояса и шли дальше.
Но с началом кризиса приперло по настоящему. И в январе этого года я обратился в органы федеральной власти за помощью. Ответ за подписью одного из федеральных министров пришел довольно оперативно, месяца через полтора.
Ответ министра гласил:
— что наш аппарат «по техническим параметрам превосходит все существующие образцы аналогичной отечественной техники» и вполне конкурентоспособен с «импортными аналогами»;
— «практика ведущих стран мира подтверждает, что государственная поддержка развития национальной медицинской промышленности, как одной из наукоемких отраслей, является одним из наиболее эффективных инструментов, способствующих ускорению развития инновационной промышленности в целом»;
— «особенно актуальной эта поддержка является во время кризиса, в период которого она позволяет сэкономить значительные валютные ресурсы, обеспечить загрузку отечественных предприятий, а следовательно и сохранить рабочие места, а также способствовать переводу отечественной экономики на инновационные рельсы».
Во всем остальном ответ сводился лишь к цитированию известных законах о госзакупках 94 — ФЗ и их развитию 308 — ФЗ, а так же приказов Минэкономразвития.
Благодаря этим законам в той отрасли деятельности, в которой мы специализируемся, объем импорта достигает 80% всего объема госзакупок.На этом импорте за последние годы только дилеры-посредники заработали почти 3 млрд. долларов. Практически ни копейки из этих средств не пошло в разработку или производство подобной отечественной продукции. Имеющиеся вложения осуществлялись только за счет собственных средств отдельных энтузиастов и носили очень ограниченный характер, не превысив в сумме за все время 8-10 млн. долларов. (т.е. примерно 0,3% от доходов посредников). Другими словами существующая система закупок ориентирована, прежде всего, на посреднеческо-спекулятивную деятельность, а не на развитие отечественного научно-технического потенциала и повышение конкурентоспособности продукции российского производства.
Проблема 94-ФЗ в том, что создавая равные правовые условия, он далеко еще не создает равных конкурентных возможностей. В результате отечественные производители даже конкурентоспособной продукции оказывают в заранее проигрышной ситуации по сравнению с импортерами. И именно цитированием этого закона ограничивается вся поддержка правительства?
О чем это говорит? – о том, что система, сложившаяся в предшествующие годы благоприятной экономической конъюнктуры, сопротивляется даже не пассивно, а активно любым попыткам ее изменения. Одновременно, на память невольно приходят саркастические слова постаревшей Рины Зеленой о своих беседах с молодежью: сначала я не знала ответов на их вопросы, а теперь не понимаю, что они спрашивают.
Конечно, это мелкий частный пример, который может быть не показателен, для всей остальной экономики и страны в целом. Но он касается реальных конкретных проблем связанных с выживанием и развитием российской экономики и поэтому заслуживает внимания.
Перейдем к другому примеру. Согласно старой доброй поговорке надейся на лучшее готовься к худшему. Провал политики государства по модернизации экономики вполне может привести к подобным итогам.
Если Вы не знаете что приготовить на ужин, Вам необходимо обязательно посетить сайт happycook.ru, где собраны сотни отличных рецептов.