КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Изучение мировой культуры, познание законов жизни, по которым существовали наши предки – то, без чего не состоится настоящий художник. Архитектура и мифология, поэзия и фантастика – творческие поиски Светланы Зориной уводят нас в глубину веков, в другие страны, во времена праязыка и пракультуры. В Московском выставочном зале «Богородское» открылась персональная выставка художницы.
Светлана Зорина называет себя «учителем рисования в квадрате». Это из-за образования: она училась мастерству десять лет, окончила два института. Но так и не стала преподавать: говорит, нет у нее права быть эталоном для детей, ведь педагог должен нести в себе нечто совершенное. Зато сама художница не перестает образовываться. Философия и религии мира, сказания и мифы – вот что составляет ее мир, отражённый в картинах.
Светлана Зорина: «Есть две силы, владеющие человеком — разум и материя. Разум помогает вырваться за пределы материи. Наверное, это то, что мы и называем «Богом в душе человека, Божьей искрой». Это она об иллюстрациях к фантастике Стругацких, где изображает совершенного человека, попавшего в наш несовершенный мир.
Она редко путешествует по другим местам — ее притягивают путешествия по различным культурам. Для Светланы Зориной миф — реальность, ведь это ключ к нашей глубинной памяти, способ приблизиться к себе самим. Светлана Зорина: «Миф помогает понять, что двигало людьми той эпохи, почему они так странно себя вели, какими религиозными принципами руководствовались. Ведь о таких древних временах нам могут рассказать только мифы, других вразумительных источников, если можно так сказать, не осталось».
Рисуя, художница пытается не только отразить людей древних эпох и мифологических героев, но и объяснить их. Светлана Зорина: «Это картина «Женщины судьбы». Можно сказать, что это дочь, жена и мать — не просто женщины в нарядах викингов, а силы, которые направляют мужчину, двигают его поступками, мыслями, даже делают его жизнь такой, а не иной. Эти три существа – это даже не просто сила мужчины, это сила жизни. Но можно сказать, что это и богини судьбы, у северных народов они назывались Норды, что-то вроде Парок у древних греков».
Картина наполнена смыслом и в мелких деталях, например, прекрасная ткань.
Светлана Зорина: Они считали, что нити – это нити жизни, сплетенные определённом порядке, а сама ткань – поле деятельности, миниатюрное отражение мировых связей».Скандинавские мифы любимы за эту тему женской силы и ее могущества, индийские — за образы совершенства, но есть и в окружающей жизни эталоны красоты, говорящие о целом пласте культуры. Художница любит бывать в районе ВДНХ. Созерцания зданий, построенных по канонам архитектуры, придает сил. Она так и называет такие места в Москве – «места силы».
Светлана Зорина: «Те дома, которые там построены, при всём своем сталинском имперском стиле, соразмерны масштабу человека. И эта соразмерность приятно удивляет. Мы все имеем определённый рост, и циклопические здания, которые нас окружают повсюду: коробки жилых домов, стеклянный офисы, не соответствуют человеку, они его подавляют из-за большого размера. А вот эти небольшие дома и павильоны строились по классическим канонам архитектуры, при соблюдении пропорций, в которых человеку будет уютно. Их создавали мастера, которые ещё не забыли то, как нужно строить классические здания. Эти мастера жили в девятнадцатом веке, и прошли классическую школу, а в Царское время архитектуре учили добросовестно. Это огромный пласт знаний, кстати, тайных, которыми, в принципе, надо владеть не только архитектору, но и живописцу, скульптору».
Любому художнику мало того мира, в котором мы живем. «Мы слишком привязаны к окружающей нас реальности», — говорит Светлана Зорина. Попытка осмыслить родство европейской и восточной культур, показать совершенного героя, отразить настроение городской среды, наверное, и есть желание выйти за границы повседневности. То, ради чего существует любое творчество.