КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Вслед за экскурсом в секреты пастели и акварели Третьяковская галерея предлагает окунуться в искусство рисунка пером. Выставка Маэстрия пера из фондов графики восемнадцатого – двадцатого веков продолжает цикл экспозиций, посвященных технике рисунка.
Эти малознакомые слова звучат завораживающе для специалистов: галловые чернила, которые делались на основе железа, или бистр – одна из разновидностей коричневой краски. Казалось бы, художники скованы толщиной, точнее тонкостью штриха, цветом – все же в основном рисунки черно-белые, тем не менее, из-под пера в прямом смысле выходили шедевры.
Братья Матвей и Сократ Воробьевы не оставили после себя значительных акварелей. Но сделанное им пером и чернилами достойно восхищений. Это полноценные пейзажи и городские виды, только черно-белые, в них дерево словно как с фотографии, а в уголке даже прописан мельчайший силуэт человека.
А для гения вообще неважно, красками ты рисуешь, или пером: все получается ярко и точно, как у Карла Брюллова. Главное – владеть техникой: ведь рисунок пером входил в обязательный курс обучения в Академии художеств. Говорит куратор выставки Анна Антонова: «Брюллов — гений, отмеченный Богом. Вот посмотрите рисунок «Отъезжающий рыцарь. Он не закрашивает, оставляя на бумаге пустые места, перьями и бистером он рисует блестящие латы, делает разнообразные штриховки. В этом истинно брюлловская артистичность, по живописности это полотно не уступает его акварельным работам».
Рисунки пером – часто эскизы будущих картин, они показывают путь художника, развитие его мысли. И порой именно эти небрежные черновики интереснее, чем законченные произведения. Вот практически копия «Последнего дня Помпеи, вот наброски полотна Иванова.
Анна Антонова: «Мы попытались приблизить эти эскизы, освободить их от обрамлений, расположить ближе к посетителям. Это же настоящие рабочие моменты художника – первые замыслы, то, что раскрывает художника глубже. Тот же Бруни – в эскизах он темпераментный, эмоциональный, чего не скажешь о его живописи»
А уж сколько незаконченных произведений представлено на этой выставке: Репин и Перов, Левитан и Шишкин – мы, действительно, словно заглядываем в мастерскую, пытаемся угадать неосуществившиеся замыслы.
На выставке представлены все возможности техники пера, которые использовались нашими художниками. Масштабные исторические экспозиции, архитектурные проекты, книжные иллюстрации. В начале двадцатого века эстафету подхватили мирискусники и символисты. Их графические эскизы становились театральными декорациями. Выставка «Маэстрия пера» продлится до 1 марта: дольше в открытом доступе такие ценные экспонаты находиться не могут – не позволяют условия хранения.