КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Президентское послание Федеральному Собранию, с которым впервые в роли главы государства выступил Дмитрий Медведев, остаётся в центре внимания российской общественности. И пока полемика продолжается в средствах массовой информации и на различных дискуссионных площадках, некоторые аналитики уже делают выводы о том, что тезисы Дмитрия Медведева, озвученные в послании, заставляют по-новому взглянуть на возможности для общества и государства, а также о том, что это послание принципиально отличается от всех предыдущих президентских посланий, так как в нём прозвучала принципиально важная вещь: в центре политики – человек. Попробуем разобраться – так ли это на самом деле?
Есть мнение, что если у вас появилась боль, то, во-первых, надо принять обезболивающее средство, а во-вторых, вызвать врача или навестить его, если вы в состоянии это сделать. В противном случае, она (эта самая боль) может вызвать необратимые процессы и оказаться губительной для вашего организма. Вот, например, в кремлёвской аптечке, которую власть предусмотрительно держит под рукой, чтобы в нужный момент придти к вам на помощь, всегда найдутся такие, хорошо апробированные средства, как интерактивное общение с народом с помощью телемостов; масштабные пресс-конференции, на которые слетаются журналисты со всего света, или, скажем, выступление президента перед народными избранниками. И тут невольно подумаешь: всё-таки хорошо, что в соответствии с нашей Конституцией президент обязан ежегодно докладывать Федеральному Собранию о положении в стране и о том, что надо делать, чтобы это положение год от года улучшалось. Если бы такого документа, как «Послание президента» не существовало, его надо было бы непременно придумать. В противном случае народ наш так и жил бы наедине со своими унижениями и потрясениями, которыми заботливая власть бесперебойно его обеспечивает.
А так, проходит год. Народ, как всегда мучается, мыкается, объявляет голодовки, митингует и… совсем уже теряет надежду на то, что власть его слышит, но тут наступает время «Ч», и с высокой трибуны ему говорят: «Всё слышим, родной, всё видим, всё понимаем, всё чувствуем! И сделаем всё возможное (и даже невозможное), чтобы в ближайшее время жить тебе стало лучше, жить тебе стало веселей!». И пациент, то бишь народ наш, только что испытывавший тяжкие муки, словно получив обезболивающую инъекцию, прекращает ропот и стоны, погружаясь в осмысление услышанного и в ожидание обещанной лучшей жизни. Однако период этот, как правило, длится недолго. Как только «заморозка» отходит, всё снова начинает болеть.
Правда, на этот раз доза «новокаина» была увеличена настолько, что даже вечно недовольные оппозиционные лидеры выглядели почти умиротворёнными. Достаточно сказать, что речь президента, которая длилась 75 минут, прерывалась аплодисментами, аж, 56 раз, и можно представить себе, как трудно было Дмитрию Анатольевичу нести в массы свои мысли, ежеминутно заглушаемые бурей оваций. Сразу видно, что обезболивающее средство оказалось сильнодействующим и, видимо, по замыслу кремлёвских «фармацевтов», дозы этой должно хватить по крайней мере до следующей инъекции под названием «Послание президента».
Однако нашлись политики, у которых давным-давно уже выработался иммунитет от подобного снадобья. Одним из них оказался известный ученый, бывший заместитель министра образования, депутат Госдумы четвертого созыва Борис Виноградов. Комментируя "Послание" он сказал: «Хотелось бы знать, как будет решаться вопрос, который обозначен в 6-й статье Конституции, где сказано, что Россия – это социальное государство. Например: сколько будет создано рабочих мест и в какое время; как будет обеспечено коренное население России работой; как будут выстраиваться отношения с мигрантами; какими будут трудовые пенсии с учетом реальной жизни, каковы будут сроки, цифры – вот это всё было бы по делу», – подчеркнул Виноградов.
«Дмитрий Анатольевич удивляется, в каком плохом состоянии школы, – продолжает эксперт, – но он же сам вел национальный проект по образованию и должен бы знать, что это следствие той образовательной политики, которую проводил на посту министра г-н Фурсенко. Красивых слов много; мне это не очень нравится, я их слышал и в предыдущих посланиях, за все годы они уже надоели, как Ксюша Собчак. Сказано по всем направлениям о многом понемногу, а хотелось бы наоборот: о немногом, но подробно». Или, как говорил один из классиков научного коммунизма: «лучше меньше, да лучше», добавлю я от себя. Борису Виноградову вторит другой известный политик, заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Виктор Илюхин, которого я попросил прокомментировать некоторые пассажи из президентского послания.
Николай Холявченко: В послании президента, в той части, которая была посвящена коррупции и бюрократии, говорилось, вроде бы немного, но, тем не менее, проблемы эти сегодня наиболее злободневны и, в связи с этим, как вы думаете, сдвинется их решение когда-нибудь с мёртвой точки и будет ли эта работа вестись системно и планомерно, или путём «сабельного наскока», как это у нас часто бывает?
Виктор Илюхин: По поводу послания президента могу сказать, что на своём веку депутата Государственной думы я слушаю эти выступления на протяжении многих лет, и отмечу, что в каждом послании звучат такие посулы, такие предложения, реализация которых позволила бы России уже давным-давно выйти на передовые позиции в мире по всем направлениям – и в экономике, и в социальной сфере, и в обеспечении безопасности и обороноспособности нашего государства. Однако чаще всего происходило так: послание произнесли, а уже через неделю про него забывали. Вот и в этом послании посулы шли по всему фронту. Но, если посчитать и оценить всё, что он говорил, то надо отметить, что это послание окажется таким же блефом, но только произнесённым с большей помпой, чем все прежние, и о котором будут говорить несколько дольше, чем об остальных. Вот и всё отличие. Финансовых и материальных возможностей, чтобы реализовать намеченное, в государстве сегодня нет. А если нет денег, то ни одну программу выполнить сегодня невозможно».
Однако, читая послание президента, я невольно вспомнил «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. У героя этого романа Остапа Бендера в отличие от нашего правительства действительно не было денег, когда он обещал чуть ли не манну небесную доверчивым жителям Васюков, рассказывая, какое блестящее будущее ждёт их захудалую деревушку. Кто не читал, советую почитать 34-ю главу этого замечательного произведения. Удовольствие получите неописуемое!
Почти с таким же наслаждением читал и я следующие строки президентского послания: «Наши нравственные ориентиры и ценности, наши устои, общее понятие о которых делает нас единым народом, – это справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей, реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции, добивающаяся достойного места для каждого человека и для всей российской нации в системе международных отношений. Жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов…» «Наш приоритет – это производство, а в перспективе и экспорт знаний, новых технологий и передовой культуры, а значит, достижение лидирующих позиций в науке, образовании и искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит даже в непростой финансовый период».
Ну что тут скажешь? Наверное тот, кто сочинял президентское послание, прежде чем приступить к этой кропотливой работе, тоже ознакомился с темпераментным выступлением «великого комбинатора» перед васюкинскими любителями шахмат. Какая боль может устоять перед таким обезболивающим средством, каковым являются сладостные обещания, данные, между прочим, не кем-нибудь, а главой государства, да ещё с высокой трибуны? А поскольку, мы помним, что принятие обезболивающего – это для нас всего лишь первая медицинская помощь, неплохо было бы теперь дождаться и врача.