КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
На прошлой неделе вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил, что Россия в ближайшие десятилетия будет вынуждена сокращать государственные расходы. К 2023 г. долю расходов консолидированного бюджета в ВВП планируется снизить на 7%, по сравнению с в 2010 г. а федерального – почти на 13%. Снижение расходов по словам главы Минфина, предопределена снижением доли доходов консолидированного бюджета в ВВП на 36% к 2023 г. по сравнению с 2007, а федерального почти на 45%. Глава Минфина, связал, эти тенденции с долгосрочной бюджетной стратегией Минфина до 2023 г., которая выявила долгосрочные дисбалансы в экономике страны.
зависимостью экономики России от нефти…, — заявил глава Минфина, — Мы жили в благоприятный период, но благополучие это было определено, прежде всего, ростом цен на нефть». По словам Кудрина, период с 2000 по 2007 год можно охарактеризовать как попытку компенсировать недофинансирование бюджетных отраслей в 90-х годах и «нащупать приоритеты». С 2008 г. «Мы вступаем в большой период снижения доходов федерального бюджета«, — сказал Кудрин.
Главной причиной, по словам вице-премьера является даже не снижение цены на нефть, а падение доли нефтегазового сектора в ВВП. «Даже если у нас цена на нефть будет 120-150 долларов за баррель, этот тренд практически не изменится», — заявил вице-премьер. По словам Кудрина: нефтегазовые доходы РФ к 2023 году снизятся втрое.
Второй дисбаланс – это фактический крах существующей пенсионной системы. «Главной проблемой всей финансовой системы страны является дефицит пенсионного фонда. Мы должны признать, что сегодняшний уровень пенсий неудовлетворителен.. Я считаю, что сейчас ситуация подошла к критической» — заявил Кудрин. Сейчас средняя пенсия чуть более 4 тысяч рублей в месяц. В 2000 году средняя пенсия к средней заработной плате, составляла 31%, а в прошлом году — 23%. «Действующая налоговая система не обеспечивает поддержание этого соотношения даже в ближайшие годы» — утверждает Кудрин. К 2023 г. если ничего не делать коэффициент замещения составит — 12,5%.
Минфин предлагает решать проблему за счет:
— повышения единого социального налога (ЕСН) до уровня 2005 г. — с нынешних 26% до 35,6. «Если не будем повышать ЕСН, то пенсионная система его съест», — объясняет вице-премьер.
— повышения подоходного налога на молодых, т.е. граждан моложе 40 лет, на 3%, т.е. с 13 до 16%. с части доходов, не превышающей 1,1 млн в год. По словам представителей минфина это не налог, так как средства будут зачисляться на накопительные счета граждан и оставаться их собственностью.
— однако одного повышения налогов по мнению Минфина будет недостаточно для обеспечения выплат пенсионерам на достойном уровне. Поэтому будет введен постоянный трансферт из Резервного фонда и Фонда Национального Благосостояния в размере 0,6% ВВП на время переходного периода от перераспределительной к накопительной системе пенсионного обеспечения вплоть до 2027 г. Для этого Минфин предлагает снизить размер Резервного фонда с 10 до 6% от ВВП. Ресурсы резервного фонда Кудрин предлагает перебросить в Фонд Национального Благосостояния, который полностью закрепить за Пенсионным фондом. Кроме того, предлагается выделять дополнительный трансферт из федерального бюджета на поддержку Пенсионного фонда в размере более 1% ВВП.
— просчитывается возможность увеличения пенсионного возраста до 62,5 года и для мужчин, и для женщин. Пока же Минфин предполагает отмену финансирования из бюджета с 2013г. профессиональных пенсий за счет увеличения ставки ЕСН в отраслях с досрочным выходом на пенсию, а так же требует провести инвентаризацию списков профессий, по которым полагается досрочный выход на пенсию.
В результате данной реформы Министерство финансов рассчитывает, что средняя пенсия к 2013 г. в 2 раза превысит прожиточный минимум пенсионера, к 2030 г. — в 5 раз, к 2050 — в 10.
Обратная сторона медали.
Кудрин собирается сокращать бюджетные расходы, за счет чего?
По словам Кудрина, огромным ресурсом в данном плане является бюджетная сфера, где по отдельным направлениям наблюдается избыток численности занятых, к примеру, количество милиции на душу населения «уже в разы превышает количество в других государствах». Кудрин подчеркнул, что в Российской Федерации расходы на оплату чиновников в этих сферах ненамного меньше, чем в сопоставимых показателям прибыли на душу населения государствах в Европе, где фонд оплаты труда ориентировочно 8,5-8,7% ВВП. «У нас эти зарплаты в бюджетной сфере распределяются на большое количество занятых», — заметил министр. По данным Минфина, в РФ на оплату труда из бюджета в 2007 году ушло 7,3% ВВП. Но число занятых в бюджетной сфере в РФ в 1, 5 — 2 раза больше, чем в других государствах.
С другой стороны Кудрин выступая против снижения налогов заявил, что Россия — единственная страна, обеспечивающая ядерный паритет с США, и это стоит больших денег. По его оценке, около 30 % бюджета страны или около 5% ВВП приходится на национальную оборону и правоохранительную деятельность. У России есть такая миссия — нести эту нагрузку, добавил министр. Расходы на оборону на 2009-2011 гг. планируется увеличить.
Что станет с ресурсами накопленных в нефтегазовых фондах? Средства в ФНБ перестанут расти в 2015 г., а в резервном фонде — в 2018 г., посчитал Минфин. А с 2017 г. Россия начнет жить с дефицитом. В консолидированном бюджете (без внебюджетных фондов) дефицит появится в 2013 г., в федеральном — в 2014 г. К 2023 г. долг бюджетной системы составит 1,3% ВВП. Т.е. начиная с 2017 г. Россия начнет проедать накопленные на высоких ценах на нефть и нефтегазовой промышленности доставшейся в наследство от СССР ресурсы.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), объединяющий крупный бизнес РФ, считает что: «Проект бюджетной стратегии до 2023 года является неприемлемым для бизнес-сообщества и в случае принятия ставит под угрозу возможность реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ и, соответственно, зафиксированных в ней целей развития страны». На одно лишь заявление Кудрина, что возможности РФ снижать налоги исчерпаны российские рынки отреагировали падением, опустив индекс ММВБ до уровней середины января 2006 года .
По словам независимых экспертов, например — экономиста инвестбанка «Траст» Е. Надоршина и директора аналитического департамента ФК «Открытие» Х. Шехмаметьева «Не будучи готовы к конкретным мерам, к пенсионной реформе, Минфин просто латает дыры», как может, но «не решает проблему как таковую».
По словам представителей бизнеса в случае реализации предложений Минфина 97% фонда заработной платы будет облагаться по максимальной ставке налога (26%). Это фактически означают введение плоской шкалы данного налога практически для всех основных доходных групп. Установление такой ставки побудит работодателей проводить часть оплаты труда по различным «серым» схемам.
Но главное утверждают представители бизнес сообщества повышение налогов приведет снижению эффективности и объема инвестиций. Что в свою очередь сделает невозможным реализацию основных положений правительственной концепции развития России предусматривающей рост ВВП к 2023 г. в 2,7 раза, для чего среднегодовые темпы роста инвестиций в основной капитал должны составлять не менее 10%. И тем более будет невозможен опережающий рост опережающий рост неэнергетического экспорта, по плану — 9 % в год.
Вопрос можно ли верить большому бизнесу. В 90-х годах он приватизировал страну, и завел ее в нефтяной тупик, сейчас он стремится приватизировать госбюджет, а захочет ли он при этом совершить прорывное развитие, а если захочет, то сможет ли? Ведь здесь нужны совершенно другие навыки, совершенно другой менталитет, по сравнению с тем, который требовался во время приватизации или возлежания на нефтегазовых перинах.