КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
На днях прошло последнее в истории собрание акционеров РАО «ЕЭС России», на котором перед собравшимися выступили руководители компании Анатолий Чубайс, Александр Волошин и другие. РАО ЕЭС прекратит свою деятельность с 1 июля 2008 года, акции РАО ЕЭС будут конвертированы в акции генерирующих и сетевых компаний.
Есть мнение, которое выражено широко известным присловьем: всё хорошо, что хорошо кончается. Однако хорошо будет или плохо от того, что РАО ЕЭС России скоро прекратит своё существование, все мы, видимо, поймём, спустя н-ное количество времени после того, как этот исторический акт свершится. Но, читая прессу о последнем собрании акционеров этой компании, я ощутил, что мне уже сейчас становится всё более и более грустно.
Газеты дружно цитировали г-на Чубайса по поводу того, что цели, которые он ставил в начале реформы, достигнуты: «создан рынок электроэнергии, привлечены масштабные частные инвестиции». В публикациях отмечалось, что инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» на ближайшие пять лет предусматривает инвестиции в размере 4,3 триллиона рублей. Сообщалось и о том, что акционеры, уже второй год не получавшие дивидендов, получат зато бумаги бывших «дочек» электрогиганта и акции двух новых холдингов – РАО «ЕЭС Востока» и «Холдинга МРСК». «Главный электрик страны» пообещал также, что в сумме новые бумаги будут минимум на 50, а то и на 60 процентов дороже акций реформированной корпорации…
Но ни в одной газете мне не удалось найти ни одного сообщения о том, ЧТО из себя представляет на сегодняшний день некогда единая мощная энергосистема страны? Способна ли она после всех этих «экспериментов» бесперебойно снабжать электроэнергией жилые дома и больницы, детские сады и школы, заводы и фабрики? Чего от этих нововведений ожидать простому потребителю? Увы, речь на собрании шла только об инвестициях и акциях, о прибылях и «дочках», о процентах и о том, кто, когда и сколько ещё получит. Итоги проведённой «реформы» электроэнергетической компании страны я попросил прокомментировать заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Госдумы 4-го созыва Виктора Тюлькина.
Виктор Тюлькин: «Надо признать, что Чубайс – большой мастак на выдумки. Другое дело, что все его выдумки, направлены на борьбу за пополнение кошельков толстосумов. В вопросе, где взять он никогда не изыскивает лучшего способа, чем залезть в карман большинства наших людей, у которых там и так ветер гуляет. Данная конкретная операция, как и любая другая его выдумка, имеет одну и ту же суть: надо попробовать ободрать людей там, где им невозможно обойтись без этих услуг. Без электричества жить невозможно, вот они и играют с этим, и создают всё новые и новые правила. При этом они всячески стараются в общественном сознании стереть те времена, когда киловатт в час стоил четыре копейки.
Эти руководители много слов высказали, издеваясь над тем, что раньше всё было общее, а значит – ничье. Так вот, из-за того, что мы воспринимали все своим: это был мой завод, моя фабрика, моя электростанция, именно поэтому мы и платили копейки за воду и за электроэнергию – всё это было по потребностям нормальных простых граждан.
Объявив всем нам, что общего для всех ничего больше не будет, эти руководители всё очень успешно приватизировали. Проводя так называемые реформы под видом повышения эффективности, оптимизации, реструктуризации, они просто стабилизируют свои источники доходов, усиливают собственную монополию и вводят те правила, согласно которым ограничивается свобода – свобода возражения, свобода борьбы простого человека. Ничего нового принципиально здесь не видно.
Николай Холявченко: Утверждается, что невозможно продолжать реформу в энергетике, что оборудование изношено, что нужны на это деньги, но почему эти деньги надо вынимать только из кармана налогоплательщика? Когда Чубайсу и компании надо было протолкнуть свою партию – СПС, в Госдуму они легко снизили на полгода энерготарифы для населения в пяти регионах. Как только с Думой ничего не получилось – цены снова поползли вверх.
Виктор Тюлькин: Вывод из всей нашей беседы может быть только один: двигаться надо к государственной собственности всех энергосистем и мощностей. Весь путь человечества – движение к централизации и к плану. Наиболее эффективно эти проблемы могут быть решены только общими усилиями. В данном случае, если государственная монополия поставлена на службу людям, это уже элемент социализма. Для того люди и объединяются в большие сообщества и вводят элементы регулирования, чтобы всему обществу было легче жить, чтобы всё общество могло использовать те ресурсы, которые есть. Если эти ресурсы растаскиваются на какие-то частные куски, ничего за этим, кроме частного интереса не просматривается».
В арсенале одного моего знакомого балагура есть такая шутливая прибаутка: «если хочешь быть здоров – ешь один и в темноте». Так вот после прочитанных публикаций и отчётов о собрании акционеров расчленённой… прошу прощения, реформированной РАО ЕЭС, мне живо представилась картина, будто бы в зал вкатили огромный торт, утыканный горящими свечами, быстренько его распилили и участники вечеринки, расхватав причитавшиеся им куски, скрылись в соседних комнатах. И есть подозрение, что пока каждый из них будет кушать свой кусок в одиночку, все те, кто остался без сладкого (хотя и имел на него право), будут потихонечку погружаться в темноту.
Если бы мне не довелось в своё время прочитать кучу детективов, то, может, и не появилась бы в моём воображении ещё одна картинка: на воровскую сходку вернулись после успешно проведённого дела матёрые «медвежатники». Им удалось умыкнуть из главного банка страны один из его самых больших сейфов. Пахан, рыжеволосый и весьма упитанный господин – вдохновитель и организатор этой операции, поблагодарил собравшихся за проделанную работу и пообещал, что отныне они заживут ещё лучше, чем жили до этого. После чего участники «малины», распотрошив содержимое сейфа, расползлись по своим лежбищам, уповая на то, что и это ограбление останется нераскрытым.
Когда в начале 90-х годов минувшего века, началось беспрецедентное разворовывание страны, то, чтобы никто не догадался об истинной сути этой грандиозной «зачистки», её назвали мало кому понятным тогда словом «приватизация». За прошедшие годы в «общаке» организаторов этой аферы оказалось практически всё народное добро. И если бы наши правоохранители и «око государево» в лице Генеральной прокуратуры обращали своё внимание не только на мелкого прохиндея, стащившего с соседского огорода мешок картошки, но и на премудрых приватизаторов, то, глядишь, не пришлось бы нам с вами с каждым годом всё туже и туже затягивать свои пояса, а Анатолию Борисовичу сотоварищи добреть, как на дрожжах.
Вспоминаю начало тех же самых 90-х годов, когда на одной из пресс-конференций я впервые живьём увидел великого реформатора (чуть не назвал его «великим комбинатором», но не захотел бросать тень на светлый образ Остапа Ибрагимовича). Так вот на той встрече он здорово напомнил мне безобидное растение из семейства сложноцветных, всем известное под названием подсолнух: тонкая шея, голова с оттопыренными ушами и рыжей шевелюрой. Но шли годы, тело нашего героя постепенно наливалось живительными соками, всё заметнее толстела и шея – на сегодняшний день она в диаметре практически сравнялась с головой. Человека, некогда напоминавшего хлипкий подсолнух, нынче можно было бы сравнить с баобабом, но не буду этого делать по одной причине: эти замечательные африканские деревья живут до пяти тысяч лет, так что – сами понимаете, мало ли что…
Словом, замечательные метаморфозы, произошедшие с приватизатором всех времён и народов – убедительное свидетельство того, что жизнь у него вполне удалась. И, тем не менее, не раз приходилось слышать о том, что он смертельно устал. Вот и на том собрании акционеров, о котором я упомянул вначале, г-н Чубайс заявил, что после расформирования (заметьте – не реформирования, а расформирования) РАО ЕЭС он намерен отсыпаться «минимум года два». От имени большинства сразу скажу: МАЛОВАТО! Анатолий Борисович, если вы предпочитаете работать на износ, не щадя самого себя, то пощадите хотя бы нас! Поверьте, если бы вы отдались Морфею лет, эдак, на 15-20, то, пожалуй, впервые за годы своей кипучей деятельности вы по-настоящему осчастливили бы большинство наших сограждан!