КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Депутаты Государственной думы отклонили законопроект, который был направлен на борьбу с коррупцией в органах власти, но обещали вернуться к нему несколько позже.
Похоже, что Депутаты Госдумы не только сами так и не решатся когда-нибудь по-настоящему бороться с коррупцией, но и другим вряд ли дадут это делать. Ведь для системной работы в этом направлении перво-наперво нужен соответствующий закон. Но его до сих пор нет, хотя попытки его принятия предпринимались ещё парламентариями первого созыва. Одним из инициаторов этих попыток был Виктор Илюхин, возглавлявший в ту пору Комитет по безопасности, а ныне заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству.
Виктор Илюхин: «О коррупции как о крыше организованной преступности, как о крупном национальном бедствии мы заявляли еще в 1994 — 1996 годах. Комитет по безопасности Государственной Думы, который я тогда возглавлял, первыми законами для рассмотрения предложил именно законы о борьбе с коррупцией и организованной преступностью. Но почему тогда к нам не прислушались? Хотя мы не только предлагали эти законы, но и аргументировали необходимость их принятия. Ведь круглые столы, парламентские слушания по этим проблемам мы проводили с участием работников Генеральной прокуратуры, Верховных судов и других профильных структур. Почему же сейчас столько об этом говорят? Болезнь уже пришла в такое состояние, что ее невозможно лечить. И это, на мой взгляд, всего лишь продолжение популистской демагогии, которая развернулась сегодня по всей России».
Это и понятно – разве до коррупции было в те годы, о которых вспоминает парламентарий и которые нынче не случайно называют «лихими 90-ми». Тогда по стране широким фронтом катилась приватизация и руки власть имущих были заняты совсем иными делами: полным ходом шёл делёж общегосударственного пирога. И для того, чтобы урвать от него куски пожирней да повкусней, вряд ли можно было обойтись без такого действенного инструмента, как коррупция. В те годы она достигла невиданного размаха: в законах специально оставлялись лазейки в интересах зарождавшихся бизнес-структур и связанных с ними госчиновников; коррупция стала активно проникать и разъедать изнутри правоохранительные структуры; её метастазы расползлись по всем ветвям существующей власти. Круг замкнулся! Сложилась ситуация, которая, по мнению Виктора Илюхина, несёт реальную угрозу национальной безопасности.
Виктор Илюхин: «Без всякого преувеличения, коррупция в Российской Федерации приобрела угрожающие масштабы. Она стала поистине национальным бедствием. Если власть и чиновники продажны, то никогда даже самые правильные реформы не будут претворяться в жизнь. Продажный чиновник всегда торговал интересами государства, и в этом опасность коррупции. Опасность её и в том, что чиновники действуют от имени государства, от имени официальной власти и дискредитирует её. Особенно это стало страшно, когда коррупция заполнила правоохранительную систему, судебную власть. Опасность заключается в том, что суды выносят свои приговоры от имени Российской Федерации. А если за каждым уголовным или арбитражным делом стоит судебный спор, тогда ни о какой значимости судебных решений говорить не приходится. Коррупция опасна тем, что становится крышей для организованной преступности, для тяжких ее проявлений, в том числе и для террористических актов. Продажный чиновник, особенно в правоохранительной системе, не будет, досконально проверять сообщения и заявления о готовящихся преступлениях, если получил деньги. Более того, он предупредит преступника. Более того, он сам может стать сообщником того или иного преступления. Вот с учётом этого мы и говорим, что коррупция, действительно, представляет угрозу национальной безопасности. Вывод один: власть, которая есть сегодня, не будет бороться с коррупцией, не будет бороться сама с собой».
Но наступил 2000-й год, пришёл новый – молодой, энергичный президент, и у многих из нас появилась надежда на лучшую жизнь и уверенность в том, что с этой гидрой, с этой проклятой коррупцией, начнётся настоящая битва – не на жизнь, а на смерть. И она в самом деле началась. Однако, если использовать терминологию из области эстрадного искусства, происходило это сражение преимущественно в «разговорном жанре». Выступлений на эту тему было немерено, и чтобы никого не утомлять их перечислением и пересказыванием, предлагаю вашему вниманию всего лишь один из номеров упомянутого жанра.
Владимир Путин: «Мы присоединились к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, к Конвенции ООН против коррупции, к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Однако законодательные и другие нормативно-правовые акты, необходимые для реализации положений этих конвенций, до сих пор не приняты. Одним из направлений превентивной борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего вступлению должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в коррупционные сделки. И в этой связи необходимо проведение криминологической экспертизы принимаемых законов, в том числе и на предмет их коррупциогенности. Это предусмотрено и конвенцией ООН против коррупции. Ещё раз подчеркну значимость совершенствования нормативной правовой базы борьбы с коррупцией. Ведь речь идет не только об ужесточении санкций, соответствующих уголовных статей, наше законодательство в целом должно исключить почву для коррупционных действий в ходе административных процедур в системе госуправления».
Ну вот, видите, ко всем мыслимым и немыслимым международным конвенциям по борьбе с коррупцией мы присоединились. Кто скажет, что это плохо? Вовсе неплохо. Даже, может быть, очень хорошо. Только непонятно, как к этим конвенциям может присоединиться страна, которая не имеет собственного закона о борьбе с коррупцией? И, надо отдать должное: президент не стал здесь петлять, а рубанул правду-матку на всю страну: нет, мол, до сих пор такого закона… почему-то! И это действительно интересный вопрос: ПОЧЕМУ?! Ведь до сих пор наши избранники «на ура» принимали все те «рекомендации» и «пожелания», которые шли из администрации президента и правительства, а здесь – словно коса на камень нашла. Чудеса, да и только!
Может, бороться с коррупцией вовсе и не собирается никто, включая нашего «гаранта»? Но, только эти крамольные мысли возникли в моей разгорячённой голове, как тут же пришлось устыдиться за них, ибо те, кого мы порой фамильярно называем нашими «слугами» сделали новую попытку сдвинуть воз с мёртвой точки. В начале апреля текущего года думцы пятого созыва всё-таки рассмотрели соответствующий законопроект. Надеюсь, что те, у кого есть терпение, сумеют дочитать название этого «революционного» документа до конца. Вот оно – «О предупреждении злоупотребления властью или служебными полномочиями на верхнем уровне управления государством». Это же надо так завернуть! Однако в этом витиеватом многословии почему-то так и не нашлось места ещё одному, но самому главному, слову, собственно, и обозначающему то зло, о котором мы сейчас говорим. Наши законодатели, видимо, решили, что если они не будут в названии закона употреблять слово «коррупция», то у людей, по крайней мере, появится иллюзия того, что в стране вовсе и не существует этого уродливого явления. Такой «страусиный» подход сразу навёл на мысль, что и этот законопроект вряд ли будет принят. Так оно и случилось. Думцы сочли, что не пришло ещё время наделять будущих борцов с коррупцией супервысокими полномочиями, которые были прописаны в этом документе.
И действительно полномочия новых бюрократических единиц распространялись до самых небес – они, например, могли бы отслеживать на предмет коррупции деятельность абсолютно всех чиновников, включая президента. Все чиновники, согласно законопроекту, должны были предоставлять сведения не только о собственных доходах и имуществе, как это делается раз в год и сейчас, но им пришлось бы держать ответ и за своих ближайших родственников. Предлагалось обязать госслужащих предоставлять такие сведения во время пребывания в должности, а также в течение трех лет после того, как они ее покинут. И это еще не все, законопроект вводил целый ряд ограничений. Например, всем вышеперечисленным персонажам запрещалось открывать банковские счета за границей, принимать подарки, услуги, денежные вознаграждения, а также оплату отдыха, транспортных расходов и поездок за границу. Все это, конечно же, делалось не только для того, чтобы усложнить и так непростую жизнь чиновников. Но введение таких обязанностей должно было снизить уровень личной заинтересованности госслужащих при исполнении своих обязанностей и соответственно предотвращать и выявлять коррупцию в системе государственного управления.
Но, как я уже говорил, – не прошло. Депутаты задвинули этот законопроект в долгий ящик и обещали вернуться к нему несколько позже. Все эти дебаты вокруг так и не принятого закона напомнили мне ещё один жанр из истории эстрадного искусства, к сожалению, исчезнувший с театральных подмостков. Назывался этот жанр – «художественный свист». И надо отдать должное нашим доблестным законодателям – они весьма успешно и даже талантливо восполнили этот пробел.
Не скрою, что все последние годы, когда в выступлениях главы государства назывались многочисленные проблемы страны и пути их решения, на душе всегда становилось как-то по-особенному тепло, ибо тут же осеняла мысль о том, что президент не иначе как является поклонником нашей радиостанции. Да что там поклонником – фанатом! Ведь в своих речах он слово в слово повторял все то, что звучало и звучит в нашем эфире изо дня в день и из года в год: и о демографии, и об армии, и о коррупции. И всегда думалось, как же власть собирается разруливать все это, и полна ли она решимости покончить со всеми этими безобразиями? Возьмем, к примеру, ту же коррупцию. О ней ведь тоже достаточно говорилось все эти годы, в том числе и в президентских посланиях, причем, с непременным металлом в голосе и насупленными бровями. А ей всё было нипочём – нашей коррупции! Она не только все эти годы цвела буйным цветом, но и неплохо плодоносила. Кто, скажем, ответит на вопрос, во сколько обошлось «садовникам», то есть лоббистам, принятие законов, лишивших народ его же достояния: земли, воды, лесов, природных богатств? Это как же интенсивно надо было «подкармливать» почву (законодательную), чтобы на свет появились такие вот крупные и сочные плоды – в виде этих законов!? Ответ очевиден. Во много обошлось! Иначе бы мы не удивлялись бурному процессу клонирования миллиардеров в Государственной думе.
Зато никто уже, разве что кроме авторов, не вспоминает о других документах. Я имею в виду упомянутые Виктором Илюхиным законопроекты о борьбе с коррупцией и организованной преступностью, которые вот уже полтора десятка лет лежат под сукном и не известно, станут ли вообще когда-нибудь полноценными законами. А ведь наиболее заинтересованным лоббистом именно этих законов вряд ли может быть кто-то другой, кроме самого государства. И то, что оно до сих пор этого не сделало, указывает на его неготовность к системной и планомерной работе по искоренению зла. Какие бы правильные и нужные слова не говорились иногда с высоких трибун.