КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
21 марта во многих городах бывшего СССР отмечался праздник Навруз. Навруз или персидский новый год, имеющий истоки в культуре зороастризма, стал любимым праздником у азербайджанцев, таджиков, узбеков и других народов. В столице России, в Москве, Навруз обрёл статус общегородского праздника.
Отметить Навруз решили и в стенах Российского государственного социального университета (РГСУ). О праздновании и о традициях Навруза беседуем с Ибрагимом Мустафаевичем Меликовым, профессором РГСУ, доктором философских наук, координатором Комитета информационно-аналитической работы Всероссийского Азербайджанского Конгресса.
Андрей Гвоздин: Ибрагим Мустафаевич, почему именно в вашем университете проводится празднование Навруза? Когда появилась идея праздновать Навруз в РГСУ? Какие мероприятия планируются в рамках празднования?
Ибрагим Меликов: Дело в том, что в начале этого учебного года, осенью, в РГСУ образовался Клуб азербайджанской молодежи. В университете учится от 40 до 50 азербайджанцев — как граждан России, так и граждан Азербайджана. Нам необходимо было придумать какое-то мероприятие этого клуба, и было решено, что таким мероприятием, которое смогло бы познакомить студентов друг с другом и с преподавателями, станет празднование Навруза. Ведь Навруз – это один из любимых праздников азербайджанского народа. Он отмечался всегда, даже в советское время, когда это было запрещено и преподносилось под разными другими окрасками. Тогда он назывался праздником весны, но все знали, что 21 марта азербайджанцы празднуют Навруз.
В РГСУ мы решили совместить два мероприятия — празднование Навруза и презентацию газеты «Азербайджанский конгресс». В этом году исполняется пять лет этой газете. В ходе праздника предполагается обсуждение традиции Навруза и небольшая художественная программа, где выступят московские артисты и школьники 157-ой школы, которая считается школой с этническим азербайджанским компонентом. В этой школе изучают не только азербайджанский язык, но и культивируют различные жанры азербайджанского искусства: танцы, музыку.
Андрей Гвоздин: Какую цель преследует празднование Навруза в стенах университета, то есть в месте, где много молодых людей разных национальностей? Общение, знакомство азербайджанских студентов с российскими, или это часть общей культурной программы, в рамках которой может проходить и празднование Хануки, и Масленица, и вот теперь Навруз?
Ибрагим Меликов: С одной стороны, это первое мероприятие Клуба азербайджанских студентов. Цель здесь понятна – собрать студентов-азербайджанцев воедино, перезнакомить, чтобы они могли сплочённо представить азербайджанскую культуру на общегородских и университетских мероприятиях. Навруз – этот тот праздник, который хотя и имеет не собственно азербайджанские корни, но является одним из признаков национальной самобытности. Повторюсь, в советские годы празднование Навруза скрывалось, и он был признаком национального сплочения. Поэтому мы не случайно выбираем его сейчас как праздник сплочения азербайджанских студентов.
В РГСУ вообще очень активно работает программа по сплочению и диалогу культур. В этом помогает Управление по международному сотрудничеству во главе с проректором по международному сотрудничеству Михаилом Ивановичем Кодиным. Вопрос международного сотрудничества вообще очень актуален для РГСУ, ведь университет имеет свои филиалы в шести бывших советских республиках, в том числе и в Баку, то есть у него есть реальная заинтересованность в диалоге азербайджанской и русской культур.
С другой стороны, празднование Навруза имеет характер ознакомления. На праздник приглашены не только студенты, но и преподаватели, причем не только из РГСУ, но и из МГУ, МГИМО и других вузов. Ведь наше время – это время контакта и диалога культур, и решение многих социальных проблем непосредственно связано с пониманием культуры другого народа.
Андрей Гвоздин: Примут ли участие в празднике сами студенты?
Ибрагим Меликов: Студенты примут участие в дискуссии по поводу газеты – есть проблемы, обсуждение которых студенты хотели бы видеть на страницах газеты, есть вопросы, которые бы они хотели задать сотрудникам. Об этом будет вестись речь на импровизированном «круглом столе». Что касается студенческой самодеятельности, то мы ещё не всех студентов знаем хорошо. Конечно, среди них есть таланты, есть те, кто окончили музыкальную школу или художественное училище. Я надеюсь, в будущем они достойно представят азербайджанскую культуру и свои художественные способности.
Андрей Гвоздин: Кто выступил организатором праздника?
Ибрагим Меликов: Организаторами являются две стороны. Первая – РГСУ и в частности, Управление по международному сотрудничеству во главе с проректором Михилом Ивановичем Кодиным, родиной которого, к слову, является Азербайджан и вице-президент Российской Академии социальных наук, патриарх российской социологии Геннадий Васильевич Осипов. Другая сторона – Всероссийский Азербайджанский Конгресс, ведущая диаспоральная организация в Российской Федерации.
Кстати, я приведу такой факт, что Конгресс существует всего лишь с 2000 года, но под его эгидой уже прошло два съезда. Второй съезд проходил в Колонном зале Дома Союзов, где присутствовали президенты России и Азербайджана. В мае 2007 года по инициативе опять же РГСУ и Всероссийского Азербайджанского Конгресса был проведен комплекс мероприятий, посвященных дню Азербайджанской республики. Это был международный «круглый стол», куда были приглашены самые авторитетные ученые России и Азербайджана. В частности приезжал ректор Славянского университета в Азербайджане, который в истории международных отношений является одним из передовых, и Президент России Владимир Путин во время свого визита в Баку посетил именно этот вуз. Помимо «круглого стола», в рамках Дня Азербайджана была и мощная художественная программа: концерт и выставки двух художников, азербайджанцев по происхождению, но живущих в России.
Андрей Гвоздин: Навруз немного напоминает русскую Масленицу. Так же, как и Масленица, Навруз пришёл из древних верований. И так же, как Масленицу называют антихристианской традицией, так и Навруз некоторые называют антимусульманским праздником. При том, что празднуют его именно мусульманские народы: узбеки, таджики, азербайджанцы. Каким же он воспринимается в сознании людей сейчас – национальным, религиозным, или всё окончательно смешалось?
Ибрагим Меликов: Дело в том, что Навруз – не мусульманский праздник, хотя и отмечается сейчас в основном мусульманским миром. Это праздник зороастрийский, а зороастризм – это религия Древнего Ирана, а точнее даже, Персии. Зороастризм был государственной религией страны достаточно внушительный период – с шестого века до нашей эры по шестой век нашей эры. Далеко не все народы, религией которых является ислам, отмечают Навруз – лишь те мусульманские народы, у которых до принятия ислама господствующей религией был зороастризм (то есть это не относится, к примеру, к арабам).
Зороастризм – это первая религия единобожия. Многие традиции этой религии перекочевали и в христианство, и в ислам. Например, 25 декабря, когда празднуется Рождество Христово, согласно зороастрийской традиции, — день рождения Митры, одного из почитаемых божеств зороастризма. Исламское правило пять раз в день молиться схоже с правилом зороастризма, только там молиться должны священники. Как вы знаете, в исламе существует два направления – шиизм и суннизм. Шиизм возник именно благодаря влиянию зороастризма на ислам.
Азербайджан же многие века находился в составе Персидской империи, потом в составе Ирана, до начала девятнадцатого века, когда он был присоединен к России. Безусловно, в праздновании Навруза в Азербайджане имеются глубокие корни, и это не сколько межрелигиозное взаимодействие, сколько именно культурная традиция. Хотя, люди, которые отмечают Навруз, это как раз те, кто сохранил традиции зороастризма.
Навруз нельзя назвать языческим праздником, потому что зороастризм – это не языческая религия. Иногда зороастризм причисляют именно к язычеству из-за того, что в нём проповедуется существование двух начал — доброго и злого. Однако, зороастризм не проповедует равенства добра и зла, но победу добра над злом. По зороастризму, добро абсолютно, а зло относительно. Зороастризм — это религия поклонения абсолютному добру, абсолютному благу. Ведь и Бог в зороастризме – Ахурамазда – воплощает это абсолютное начало, абсолютное благо.
А Масленица, которую вы упомянули в связи с Наврузом, – это, действительно, языческий праздник. Есть мнение, что Масленица — это своеобразная трансформация, модификация Навруза в России. Масленица – это празднование начала весны (правда, мы говорим иначе – конца зимы). И атрибутика Масленицы связана с солнцем. Почему пекут блины? Блин – это форма круга, напоминающего солнце.
Правда, Масленица, в отличие от Навруза, отмечается раньше – в конце февраля — начале марта. Навруз же отмечается 20, либо 21, либо 22 марта (такая неточность связана с астрономическими показателями, а в зороастризме многое построено на космических циклах). Если переводить буквально, то Навруз – это «новый день нового года», то есть по зороастрийскому календарю, новый год начинается как раз 21 марта, в день весеннего равноденствия. И в праздновании Навруза, как и в праздновании Масленицы, отображается, что солнечное начало, поклонение духу огня имеет первостепенное значение: восход солнца 21 марта знаменует начало нового года. Зороастризм – это религия поклонения огню – как физическому, так и духовному, поскольку всякая духовность связана именно с духовным огнем. Отсюда параллели между Масленицей и Наврузом.
Андрей Гвоздин: Кстати, и там, и там принято просить друг у друга прощения.
Ибрагим Меликов: Да, и тот, и другой праздник знаменует начало весны, радость духовную. В обеих традициях есть преодоление определенных духовных препятствий, ожидания и надежды, связанные с весной и с наступлением нового года. Принято очищаться духовно и вспоминать предков. Кстати, те, кто отмечают Навруз, начинают праздновать его с вечера предыдущего дня. Ночь перед рассветом нового года считается временем, когда нужно вспоминать своих предков, и вообще предков всех людей, духа прачеловека, с которого начался весь человеческий род. У нас же на дни празднования Масленицы приходится Родительская суббота – поминовение всех усопших. Так что, как видите, параллель между Масленицей и Наврузом прослеживается всюду.