КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Россия проводит на этой неделе в Женеве раунд двусторонних и многосторонних переговоров по присоединению к Всемирной торговой организации. Обсуждение же итогового доклада рабочей группы по присоединению России к ВТО, по-видимому, продлится как минимум всю весну, а может быть и лето.
Во всяком случае, такой осторожный прогноз о возможных сроках завершения всех формальностей дают российские переговорщики. Учитывается здесь и определённый фактор риска, который несёт переговорному процессу предстоящее присоединение к ВТО Украины. Ведь её руководство, несмотря на все свои заверения не пакостить России, тем не менее, может предъявить ей определенные требования (как это делает, например, Грузия), которые могут затянуть переговоры. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что не завершены переговоры ещё с рядом стран, каждая из которых стремится получить максимальную выгоду от вступления России в ВТО. Мимоходом заметим, что если кто-то домогается от нас выгоды, стало быть, этой же самой выгоды он лишает нас самих. Но наших переговорщиков, с их жгучим желанием быть не хуже других, видимо, нисколько это не «колышит», и они готовы за наш с вами счёт выступить в роли благотворителей для всех остальных членов ВТО, имевших счастье прорваться туда раньше нас. Между тем, помимо стран, препятствующих этому процессу, и Конгресс США пока не готов отменить дискриминационную поправку Джексона-Вэника в отношении России, что также лишает ее возможности вступления в ВТО. Объясняют же это наши заокеанские «партнёры» тем, что отмена пресловутой поправки возможна лишь тогда, когда мы со всеми договоримся. И пока члены торгового «пула» стремятся, каждый для себя оторвать от России тот или иной лакомый кусочек, США, надо полагать, «с чувством глубокого удовлетворения», остаются пока над схваткой.
История же с принятием поправки Джексона-Вэника восходит к временам «холодной войны» между двумя супердержавами: этот документ был введен в законодательство США, аж, в 1974 году. Стоит отметить, что в хронике российско-американских отношений это была одна из самых ярких попыток разрешить чисто политические вопросы с помощью экономических рычагов давления. В то время как, впрочем, и сегодня, США очень громко заявляли о своих незыблемых демократических принципах, которые, как считали американцы, должны безоговорочно функционировать везде, включая и территории, которые никак не подпадали под юрисдикцию США. В частности, речь тогда шла о нарушении в СССР права на свободную эмиграцию из страны. В ответ на то, что Советский Союз остался глух, как посчитали в Америке, к призывам международных демократических сил на свободную эмиграцию из «империи зла» российских евреев, США ввели ограничения в области внешней торговли между двумя странами.
Эти ограничения предусматривали запрет на предоставление государственных кредитов, а также устанавливали дискриминационные налоги и тарифы. Все эти меры для Советского Союза были всё равно, что для слона – дробина. Думаю, не было бы ни жарко, ни холодно от них и для нынешней России, если бы той не приспичило вступать в ВТО, куда путь ей заказан при наличии пресловутой поправки. С 1994 года Россия упорно бьётся лбом в двери этого торгового клуба, а некий, недавно устроившийся туда на работу швейцар, кстати, очень похожий на Саакашвили, говорит, что мест нет. Оставим пока за скобками наши рассуждения о том, так ли уж необходима ВТО для самой России, а попробуем лучше понять, чего же ещё такого-эдакого не сделали наши реформаторы, чтобы их заокеанские друзья решились, наконец, расстаться с таким анахронизмом «холодной войны», как поправка Джексона-Вэника?
«Призрак коммунизма» уже давно не бродит по Европе. Его поводырь в лице Советского Союза и вовсе исчез с политической карты мира. Почили в Бозе Варшавский Договор и Совет экономической взаимопомощи. Разобрана по кирпичику Берлинская стена. Альянс под названием НАТО по хозяйски обживает бывшие советские территории, в то время как сама Россия убрала своих военных из Грузии, Вьетнама и Кубы. Эту партию в поддавки можно комментировать и дальше, но скажем о главном: давным-давно решён вопрос, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор в начале 70-х годов прошлого века. Нет уже ни «железного занавеса», ни эмиграционных ограничений для российских евреев, что, впрочем, ничуть не уменьшило их численность в нашей стране (во всяком случае, такое впечатление складывается, когда переключаешь телевизионные каналы или читаешь прессу). Но отрыжка из времён великого противостояния под названием поправка Джексона-Вэника, так и продолжает напоминать о себе, особенно когда американской администрации необходимо в очередной раз заставить Россию пойти на какие-либо уступки. Что, разве такие отношения называются партнёрскими?
Теперь вернусь к вопросу о том, так ли уж необходимо вступление России в ВТО, по крайней мере, на современном этапе. Не буду никого донимать своими «размышлизмами» на эту тему, а дам слово людям, более разбирающимся в обсуждаемой сфере. Вот что думает по этому поводу известный политик, доктор экономических наук Оксана Дмитриева, которую, кстати, трудновато отнести к апологетам советского периода правления:
«Мне представляется, что, стремясь войти во Всемирную торговую организацию, наша страна ведет неправильную политику. В ВТО имеет смысл входить тем странам, которые испытывают большие таможенные барьеры и нетарифное регулирование по продвижению своего экспортного товара. Как правило, это касается стран, продвигающих на внешний рынок продукцию обрабатывающей промышленности. Мы же на 80% экспортируем газ, нефть, сырье, по которым нет никаких тарифных ограничений, которые ввозятся во все страны беспошлинно.
Поскольку у нас нет экспортообрабатывающей промышленности в значительном объеме, то мы даже и не можем сформулировать, каковы наши позиции и требования при вступлении в ВТО. Мы даже не знаем, что же мы хотим на данный момент: у нас нет такой продукции. Если говорить об обрабатывающей промышленности, то это преимущественно военная техника, продаваемая нами за несколько миллиардов долларов, но это тоже не тот экспорт, который наталкивается на определенные тарифные и нетарифные преграды. Поэтому я не вижу никаких преимуществ вступления в ВТО, поскольку непонятно, какой наш товар мы пытаемся защищать в продвижении на внешний рынок.
А вот требования к нам значительны: повысить до мирового уровня тарифы на энергоносители, снять ограничения на ввоз рабочей силы, которые предъявляет Китай, снять определенные таможенные ограничения, к примеру, на ввоз продовольствия, что тоже вызовет проблемы у нашего сельского хозяйства. То есть, проблем масса, и чтобы их решить, мы должны сейчас проводить протекционистскую политику по отношению к нашей промышленности, которая, кстати, во многом еще не может загрузить мощности, которые у неё были на момент перестройки».
Оксане Дмитриевой практически вторит ещё один аналитик (но, кстати, далеко не последний, с кем мне довелось говорить на эту тему) – генерал-лейтенант Службы внешней разведки России в отставке, доктор исторических наук Николай Леонов:
«Вступление России в ВТО – это большой вопрос. Потому что условия, на которых ведутся переговоры российской делегации, скрыты от российской общественности. Мы не знаем, какие секретные условия вступления в ВТО отстаивает наша делегация, которая ведет эти переговоры. Мы знаем только то, что процесс этот нудный, многолетний. Но для того, чтобы высказать серьезные суждения, надо знать, что собственно Россия отстаивает. Сама секретность, которая окружает эту тему, говорит о том, что хорошего для России будет очень немного.
ВТО выгодно тем странам, которые вывозят готовую продукцию: им надо открыть границы других государств. Но Россия-то готовой продукции практически не имеет. Мы – сырьевая страна, 90% нашего экспорта состоит из сырья, которое не ограничивается. Валяйте, газ гоните, нефть гоните, металл черный гоните – сколько угодно, для этого границы не закрыты. Но открытие своих границ для чужих производителей готовых товаров и беспокоит основную массу наших людей, которые занимаются производством, включая и сельскохозяйственную отрасль, то есть тех, кто занимается производством продовольственных товаров.
В этом смысле наша позиция и должна сводиться к тому, чтобы наши «товарищи», которые ведут переговоры, рассказали бы, на каких условиях Россия вступает в ВТО. А они тянут-тянут и ничего не говорят. Кота в мешке покупаем, грубо говоря. Мы откроем границы, мы расхлябим свои двери. А что мы за это получим? Здесь нужно свести все «плюсы» и «минусы», как сводятся в амбарной книге «дебет» с «кредитом». Потому что мы заботимся только о национальном интересе, а не о том, что кому-то там очень важно получить дешевые импортные товары. Им безразлично как это скажется на нашем собственном национальном производстве».
Таким образом, сам собой напрашивается следующий вывод: преодоление Россией очередного барьера на ее пути в ВТО вряд ли станет историческим событием со знаком «плюс» для самой России. Дивиденды от этого получат, скорее всего, те явные и тайные переговорщики, которые вели изнурительную многолетнюю войну за право превращения России в еще один из отделов «всемирного супермаркета». Надо только уточнить, что в соответствии с правилами его внутреннего распорядка торговать в этом магазине можно лишь достаточно дешевыми и конкурентно способными товарами. Однако в связи с этим вызывает сомнение, что на прилавках этого торгового заведения найдется хоть какое-то местечко для нашей продукции, соответствующей указанным параметрам, по причине ее практически полного отсутствия. То, что мы можем предложить мировому потребителю, т.е. нефть, газ, лес и прочее сырьё, он готов и так оторвать у нас вместе с руками, не обременяя себя подписанием каких-либо протоколов, соглашений и прочих бумажек. Так почему же с таким упорством и энтузиазмом, наши переговорщики роют землю и стучат копытами, никак не желая понять простую истину, которая гласит: НЕЛЬЗЯ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЁД, ПОСТАВИВ ТЕЛЕГУ ВПЕРЕДИ ЛОШАДИ!