КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
В ходе состоявшегося в Сербии в минувшее воскресенье второго тура президентских выборов победил действующий глава государства Борис Тадич. Он обошёл на несколько процентов лидера Радикальной партии Томислава Николича. Оба кандидата в ходе предвыборной компании заявляли о недопущении признания независимости края Косово. Победивший Борис Тадич считается прозападно настроенным политиком, ориентированным на интеграцию в европейское сообщество.
О выборах в Сербии и о перспективах российско-сербских отношений беседуем с президентом Академии Геополитических проблем Леонидом Григорьевичем Ивашовым.
Андрей Иванов: Леонид Григорьевич, как бы Вы прокомментировали итоги выборов в Сербии — победу действующего президента Бориса Тадича и поражение оппозиции? Как будут развиваться основные события, которые больше всего волнуют сербов, – ситуация с Косово и интеграция в ЕС? Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Сербии?
Леонид Ивашов: Во-первых, я бы не говорил о том, что оппозиция проиграла. Скорее всего, больше всех проиграла Европа. Почему я не считаю проигравшими сторонников Радикальной партии и её лидера — Томислава Николича? Ситуация в Сербии и вокруг неё такова, что победу Николича ожидали больше всего косовские албанцы, точнее верхушка этого режима, ожидали американцы, ожидали некоторые европейцы — для того, чтобы демонизировать пришедших к власти радикалов и подвести под эту победу необходимость быстрого признания Косова как независимого государства. И, естественно, последовала бы не только демонизация, но и экономическое удушение Сербии, политическая изоляция, и все бы политические, социальные, экономические проблемы, — всё это «повесили» бы на Николича. И под таким давлением Радикальная партия и президент могли бы досрочно уйти с политической арены, включая и отставку президента.
Мне кажется, что эти итоги более благоприятны, потому что и Приштина поставлена сегодня в такое положение, что при победе демократа, намеревающегося втащить Сербию в ЕС и другие европейские структуры, объявлять независимость как бы не совсем сподручно. Поставлен в неловкое положение и Евросоюз: в таком состоянии им придется по крайней мере имитировать особое внимании к Тадичу и его сторонникам, а значит, и к Сербии: оказывать какую-то экономическую помощь, запускать процесс приема в ЕС. Евросоюз тоже становится перед проблемой независимости Косова: если Европа признает независимость, то это значит, что ЕС предаст своих сторонников в лице Тадича и демократических сил в Сербии.
Повторюсь, на мой взгляд, Европа проиграла больше всех. Дело в том, что этот долгосрочный албанский проект, который навязывается из-за океана – это своеобразный ёж под одно место европейцам. Американцы уже давно косо поглядывают на попытки европейцев создать некое своё объединение типа Евросоюза, создать военно-политические структуры и каким-то образом отдалиться от США, поиграть в самостоятельность. Европа всё больше на мировой политической арене, в мировой экономике становится конкурентом для США. Предвидя возможность раскола Евроатлантического единства, американцы закладывают такие долгоиграющие мины под самостоятельность Европы. Стоит задача, чтобы как можно больше ослабить Европу. Достичь этого можно, если устроить столкновение на цивилизационном уровне, столкнуть Европу и исламский мир. Мы наблюдаем, что европейцы активно выдавливают мусульман из своего европейского дома. Например, до сих пор не принимают в ЕС Турцию. А вот Косово открывает ворота в Европу для проникновения исламского радикализма – не просто ислама! Турция, как наследница Османской империи, которую из Европы когда-то выгнали, которую не принимают в Евросоюз, чьих граждан вообще гонят с территории Европы, может вернуться на Балканы, в Европу, через эти косовские ворота.
С объявлением независимости Косова, с победой албанцев мы можем наблюдать консолидацию мусульманских государств и мусульманских анклавов во всей Европе: та же Босния и Герцеговина, те же вкрапления мусульман в Македонии, Сербии, Болгарии и в других странах, в том числе и в Великобритании. Идёт создание единого мусульманского духовного пространства. А значит, будет усиливаться и сепаратизм, будут продолжаться противостояния на межцивилизационной, межнациональньй почве. Это усугубляется тем, что Европа сегодня в демографическом плане деградирует — её жители просто потеряли волю рожать детей, а мусульмане будут и за счет эмиграции, и за счет высокого уровня рождаемости повышать свою процентную долю в структуре европейского населения, то есть идёт исламизация Европы. Американцам это выгодно, потому что Европа будет тратить огромное количество энергии для решения своих внутриевропейских проблем.
К тому же, не стоит забывать, что Косово замышлялось глобальной наркомафией как ворота для продвижения наркотоваров в Европу. Сегодня они будут работать почти легально на этом направлении, значит, наркотизация Европы будет продолжаться полным ходом.
Вспомним, что в Конституции Сербии прописано, что Косово является неотъемлемой частью страны. Как Сербия будет вступать в Евросоюз? Без Косова или по частям? Возможно, Коштуница поставит Тадичу условия: осложнить отношения с Россией. И Сербии придётся выбирать между Россией и ЕС, а тем более, между Россией и НАТО, как Грузии и Украине. Здесь в будущем мы можем наблюдать некое охлаждение отношений России и Сербии. Но, что поделать, мы это переживём.
Андрей Иванов: Леонид Григорьевич, так ли уж эти перспективы вступления Сербии в ЕС реальны? Турция давно рвётся туда, но по многим параметрам не подходит. Также и с Сербией: 75% населения хотят видеть свою страну в ЕС, но не получится ли так, что Европа скорее признает независимое Косово, а Сербию будет кормить обещаниями – примем, но отдайте сначала Косово, ухудшите отношения с Россией. В результате этой обычной западной риторики Сербия никуда не попадёт, а окажется в изоляции и в блокаде.
Леонид Ивашов: Сербский народ, в таком количестве выступающий за вхождение в ЕС, можно понять. Они находятся под давлением, в состоянии постоянной войны. Разрушена экономика страны, её социальная инфраструктура, и люди просто устали и хотят чего-то лучшего. Они поглядывают на тех же хорватов, которые живут более стабильно – эта надежда подпитывает сербов.
Вы правы, сомневаясь, что европейцы сразу после избрания Тадича решат проблему вступления в Евросоюз. Уже сегодня Сербия живет под неким диктатом европейской экономики — не работает ни одно оборонное предприятие страны. Сербия переходит на натовские стандарты вооружений, её армия значительно сокращается. Экономика Сербии сегодня в крайне кризисном состоянии, и на страну всё больше давят, чтобы она как Болгария или Словения, перестала быть конкурентом потребительских товаров. Всё это дочистят, скорее всего, условием вступлением в ЕС, подгонкой под стандарты, которых нынешняя сербская экономика просто не выдержит — и по энергопотреблению, и по рентабельности. То есть, таким образом Сербию доведут до критического состояния, а затем примут на условиях непромышленного или даже внешнеэкономического развития.
Сроки вступления в Евросоюз будут зависеть от того, что скажут США. США всё-таки имеют ряд баз и будут закрепляться на Балканах, и чтобы сербы не разочаровались в американской политике, поддерживающей сербских косовских албанцев, наверное, США будут давить на Европу, чтобы та в ближайшие несколько лет приняла Сербию в состав ЕС. Вступив в ЕС, Сербия станет послушной, управляемой и утратит свои цивилизационные факторы — такие, как гордый сербский дух. Поэтому втягивать Сербию в ЕС будут, но медленно, ползуче, не форсируя события.
Андрей Иванов: Вообще, Европа самостоятельна в принятии таких решений? Ведь вопрос стоит так: если признать Косово, то предполагается дальнейшее принятие его в ЕС. Но принятие и Косова, и Сербии в ЕС противоречит интересам самого ЕС. В Европе давно ведутся разговоры такого содержания, что Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия – высокоразвитые страны, которые вынуждены сегодня кормить нищую Болгарию, Румынию и ещё ряд стран, стоящих на очереди с единственной надеждой, что богатая Европа их накормит за счет своей экономики. Что было бы выгоднее Европейскому союзу – принять Косово или Сербию?
Леонид Ивашов: То, что Европа несамостоятельна в принятии важнейших политических решений, это уже ясно. И я был очевидцем, что ни те же немцы, ни итальянцы, ни бельгийцы, тем паче, ни греки не хотели участвовать в бомбардировках Югославии в марте 1999 года. Их просто принудили, о чём высокопоставленные генералы натовских стран говорили откровенно: мы, мол, понимаем абсурдность и трагичность этой ситуации, но мы в НАТО, а там нужен консенсус. Сегодня политическая жизнь в Европе изменилась не в лучшую сторону, не в сторону большей самостоятельности. Были заменены национально ориентированные режимы – например, во Франции, где Саркози сразу заявил, что придерживается проамериканских позиций. Госпожа Меркель не может противостоять США, так как это делали Шредёр и тем паче Коль. Ещё один пример — правительственный кризис в Бельгии, и так далее.
Европа сегодня ослабила своё сопротивление американскому давлению, плюс ко всему экономический кризис сильно повлияет на позиции европейских государств. Европа вынуждена будет принимать предложения Соединённых Штатов. И я не исключаю, что вопрос будет поставлен именно таким образом, что где-то в одних временных рамках в Евросоюз предложат вступить и косовским албанцам, и сербам. Это ещё больше расколет ситуацию, но американцам это будет выгодно. Далее последуют НАТО и прочее.
Европейцы прекрасно понимают, что такое радикальный мусульманский фактор в Европе, но, тем не менее, противостоять этому они не могут. Противостоять могли только сербы при соответствующей поддержке — других сил, по сути дела, в Европе не наблюдаются. Европейцы роют себе эту яму, овраг под давлением американцев и мирового финансового интернационала.
Андрей Иванов: В Европе достаточно сильны такие убеждения, которые фактически вросли в сознание европейцев, что есть общечеловеческие ценности, как раз пропагандируемые Европейским Союзом своей миссией. Переубедить их в том, что что исламский радикализм будет все суровей, что эмигранты не принесут в Европу ничего хорошего, практически невозможно. Не являются ли европейцы заложниками каких-то своих предубеждений? Или они, наоборот, достаточно здраво смотрят на вещи, поскольку Турцию, например, не принимают?
Леонид Ивашов: В Европе наблюдаются два процесса. Первый – это усиление подконтрольности Соединённым Штатам, и США постоянно подставляет ежей под Европу. Ведь именно благодаря США в таком спешном порядке в НАТО был принят ряд государств, которые не добавили прочности в Евросоюз, по крайней мере, страны Балтии, Румыния Болгария, и Украина, которую усиленно туда тянут. Американцы проталкивают эти страны, не отпуская их из-под своего контроля. И тем самым, они ослабляют единство Евросоюза — это чётко прочитывается.
Но с другой стороны мы наблюдаем сегодня в Европе, особенно в старой Европе, рост национализма. Осенью прошлого года по приглашению правых я посетил Италию. Там развивается мощное националистическое движение, которое сейчас пытается вернуть к власти Берлускони. У этих националистических сил чётко просматривается градация противников: это США, международный сионизм и исламский фактор. В Германии одна из политических сил на выборах в ландтаги идёт под лозунгом «Европа без турок». Такое же движение есть и во Франции – антиисламское. Плюс еще огромное недовольство у немцев и бельгийцев вызывает позиция Польши, в том числе и в вопросах Евро-российских отношений. В Евросоюзе сегодня возникает масса раздражителей. Прием же косовских албанцев ослабит единство Европы, что американцам и нужно. Слабая Европа всегда будет зависеть от Соединённых Штатов.
Андрей Иванов: Леонид Григорьевич, всегда, когда говорят о Сербии, предполагают какие-то российские интересы. Есть ли у современной России интересы на Балканах или речь идёт только о нашем славянском, духовном братстве? Мы, конечно, помним участие сербов на нашей стороне в Первой мировой и во Второй мировой войнах. Но остались ли у нас там интересы, и так ли уж важно, будет Сербия в ЕС или не будет?
Леонид Ивашов: Ещё на стыке девятнадцатого и двадцатого столетия наш выдающийся геополитик Николай Яковлевич Данилевский сказал, что сегодня на сцене театра в мировой истории главными актёрами выступают не этносы и государства, а культурно-исторические общности, то есть цивилизации. И, когда государства перестали быть самостоятельными, с разрушением Советского Союза и мировой социалистической системы и замаячил однополярный мир, где более сильный подавляет менее сильных, а государственные границы вскрываются, мы наблюдаем довольно интересные процессы. Начинается собирание цивилизаций. Мы видим сегодня, как исламский мир, хотя и бурлит, но, тем не менее, объединяется в некое духовное пространство. Тоже делают китайцы, индусы, латиноамериканцы, и так далее.
Нам нужно понять, что нам тоже необходимы духовные союзники. В одиночку мы будем колонизированы: через информационно-технологические средства мы будем колонизированы духовно, что мы уже наблюдаем. А затем мы лишимся какой бы то ни было поддержки и в Европе, и в мире в целом. Нам важно, чтобы такие островки духовного единства на Балканах, по крайней мере, сохранялись. Это будет усиливать наш потенциал, наши возможности, без этого сегодня нельзя. К сожалению, мы сегодня не имеем солидных серьезных союзников ни в военно-стратегической сфере, ни в культурно-духовной, ни в идеологической. А быть союзниками экономическими в условиях рынка практически невозможно – это конкурентная среда. Поэтому нам, конечно, нужно собирать православное славянское пространство. Россия, к сожалению, сегодня не является лидером этого духовного пространства, она не ставит духовное во главе всего — мы даже с Белоруссией все наши отношения перевели в рубли и доллары. Нам необходимо поддерживать, развивать отношения в гуманитарной, экономической сферах с нашими братьями-сербами, иначе мы сами останемся в одиночестве и будем духовно изолированы.
Андрей Иванов: Не есть ли это на самом деле проблема того, что Россия сегодня не может ничего предложить в духовном плане? Двадцатый век был «русским веком», за счет того, что мы предложили целостный образ жизни — другой, нежели во всем мире, прогрессивный, прежде всего, из-за развития новых технологий, промышленности, экономики, общественных отношений. Сегодня, может быть, России следует встроиться в Европейскую цивилизацию, которая обладает и передовой наукой, и передовыми технологиями, и развитым гражданским обществом?
Леонид Ивашов: Человек — существо духовно-телесное, и главный смысл существования человека — это духовно-эмоциональная жизнь. Телесное нам нужно для того, чтобы мы взаимодействовали с животным и растительным миром. Мы носители духовных ценностей, в этом главное предназначение человека.
То, что происходит сегодня в мире – и в Европе, и на всём атлантическом пространстве – это подмена сущностной деятельности человека. И мы видим, что сегодня работает монетаристская идеология, которая захлестнула весь мир и которая просто ведёт к уничтожению человечества. Мы теряем свою сущность и заняты только потребительской деятельностью, доллар стал у нас богом и мы служим этому доллару. Экономика — и мировая, и российская, не является сегодня фундаментом, на котором развиваются духовные начала, качества человека, наоборот, экономика сегодня подчинила человека своей логике, своим прибылям.
Здесь нужно иметь в виду, что является главным – человек для экономики или экономика для того, чтобы человек улучшал свои духовные, индивидуальные качества? Посмотрите, сегодня на всех международных форумах только и говорят о прибылях и приростах, но никто не говорит о развитии мировой науки, мировой культуры, образования, здравоохранении. Такая цивилизация нежизнеспособна. Она уйдёт, как ушли прежние цивилизации. Вспомним Платона, который отвечал на вопрос, почему ушли атланты. Они порвали связь с миром и обратились к роскоши, богатству и чисто потребительскому образу жизни. Мы видим, что история повторяется. На западе уже нет гениев от музыки, поэзии, науки, всё становится прикладным и зависимым от бизнеса. А это уже подмена человеческой сущности.
Мы превращаемся в животных, которые должны всё больше и больше поглощать, и неслучайно экологи бьют тревогу: человек настолько влез в природу, что природа сбросит такого человека в небытие.
Андрей Иванов: То есть такое потребительское мышление отражается прежде всего, на экономике? Если мыслить научно, то чем более развитый капитализм, тем ближе он к краху, чем больше развиваются производственные отношения, тем больше они порождают протест против капиталистической системы. А если затормозить развитие, произвести в некоторых странах деиндустриализацию, то, соответственно, будет и бесконечная система такой эксплуатации центром периферии. И будет ли в нынешнем состоянии благом для Сербии вступление в Евросоюз?
Леонид Ивашов: Возможно, вступив в Евросоюз, сербы будут жить спокойнее, но если они утратят свой дух, свою гордость, своё отношение к реальной действительности — к тому, что вырваны святые корни страны – Косово и Метохия, они попадут под эти стандарты, которые усредняют человека и его жизнь. Они будут жить комфортнее, питаться лучше, но говорить, что они имеют будущее, смирившись с таким положением, я бы не стал.
Еще в 1938 году Вальтер Шубарт, немецкий философ, выпустил книгу «Европа и душа Востока». И там есть интересная фраза: «Американец смотрит на мир как на собственное предприятие, француз — как на салон, немец — как на казарму, а русские смотрят на мир как на храм». Если мы перестанем смотреть на окружающую природу, на мир вокруг как на храм, то и будет сплошное предприятие, будет нарушен баланс человека и природы, будут всевозможные катаклизмы, о которых уже rn предупреждают учёные. Сербы сегодня – единственная духовно-цивилизационная нация в Европе, которая даёт хоть какой-то старт духовному развитию личности. Уйдут они – и Европа, действительно, будет неким универсальным биороботом. Такие ни Господу, ни природе не нужны.