КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Человек должен понимать, что он берет девушку в жены навсегда, а не на два года, пока она молодая, а когда она ему нарожает детей, то она ему уже не нужна. Нет, так не пойдет. Сегодня мужики в России немножко обнаглели, и на женские плечи взвалено столько, что женщины, бедные, плачут, а мужики в семье – прохожане: пришел – ушел, и нет его. Это нужно изменить, тогда и в государстве многое изменится, и не надо будет по телевизору призывать детей рожать. Интервью с известным общественным деятелем, доктором педагогических наук Н. В. Масловым.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, 27 января в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя открывается международный педагогический форум «Глинские чтения». Вы являетесь создателем этого форума. Откуда пошел этот форум? Какие этапы были в его развитии, и к чему он пришел сейчас?
Николай Маслов: «Глинские чтения» – это действительно самый крупный в мире международный педагогический форум, другого такого по значению нет, и я это говорю не из-за того, что мы его организовали, а из-за того, что мы его таким сделали. Кто-то заметил однажды, что зря говорят о русских, что они не доводят дело до конца, а как раз русские-то до конца все и доводят, просто они к земной жизни относятся более спокойно, без всяких там золотых замков. Конечно, жить получше было бы и веселей, но, тем не менее, русский народ, в общем-то, и отличается скромностью, тишиной своей жизни, а если уж праздник или свадьба, то фейерверки у нас, как начинаются с католического Рождества и заканчиваются только через месяц.
Идея форума очень простая – вернуть истину в систему образования, вернуть истину в понимание того, что такое человек, зачем он пришел на землю, кто его создал, какая цель в жизни, какая сущность самого человека, какими свойствами он обладает. Мы продвигаем эту идею, потому что если взять неверное направление, то к цели ты никогда не придешь. Если педагог говорит ученику, что человек произошел от обезьяны, и он самое совершенное существо из всех тварей на земле, и нужно его качества развивать, то это глубокое заблуждение, потому что все качества и свойства человека очень деформировались, и их развивать нельзя. Их нужно сначала выстроить, вернуть в исходное положение.
Мы понимаем, что человек имеет огромное количество плюсов перед всей остальной тварью, которая есть на земле, но его надо воспитывать, и тут важно понять, как воспитывать. Одни педагоги говорят, что человеку, особенно детям, нужно дать полную свободу, и он сам разберется. Сейчас мы эту тенденцию видим. Это можно сравнить с тем, как рынок сам разбирается с ценами: люди не успевают открывать кошельки. Да, может быть, человек что-то и поймет, например, что он всю жизнь прожил зря и так ничего и не достиг в этой жизни, да еще хорошо, что не закончил ее самоубийством. Нужно дать понять человеку с самых малых лет, что у него есть цель, тогда и задачи соответственно под эту цель выстраиваются. Он будет знать, что грех без казни не бывает, и если он согрешил, то Господь накажет, то есть нужно воспитывать маленького человека, развивать в нем нужные качества, а ненужные, например, гордость, своенравие, своеволие, заглушать.
Все создал Бог, все управляется Богом, все зависит от человека, но ничего не бывает без воли Божьей. Как это случается, почему это случается, зачем человеку нужна исповедь, зачем нужно человеку очищать свои грехи? Да только потому даже, чтобы жить лучше, потому что совесть очищается. А после очищения совести разум действует правильно, а если человек воспитан без веры, но научен многим наукам, он зачастую приносит больше вреда себе и обществу, чем верующий. Православное духовно-нравственное воспитание дает огромный плюс человеку для жизни на земле. Оно облагораживает его жизнь.
Христианство облагородило мир и отношения между людьми. Семьи у христиан крепкие, не разрушаются от дуновения ветра. До середины XIX века Россия не знала, что такое слово «развод». Один архиерей писал в своих мемуарах, что за его 30-летнюю практику был один развод на всю епархию. Идеология была такова, что замуж шли, или женились не просто для какой-то похоти, а знали, что их союз навек, до самой смерти. Эта идеология пронизывала все сферы жизни общества, все сословия, поэтому, конечно, воспитание – это формирование целостного, гармонично развивающегося общества, в первую очередь, потому что государство – это семейство семейств. Русская православная церковь сформировала все нравственные, культурные нормы в жизни человека, в жизни семьи, в отношениях между мужем и женой, детьми, взрослыми, престарелыми. Раньше не задумывались, куда девать старых родителей, и никаких домов престарелых не было, все жили вместе, в крайнем случае, человек добровольно уходил в монастырь, если хотел жизнь свою посвятить только Богу. На Кавказе это еще осталось, у нас уже редко.
«Глинские чтения» – это формирование нового человека в его естественном состоянии, которое создал Бог, и уйти от ложных идеологий, которые нам навязывали наши лжепророки из-за рубежа, и даже Петр I вносил ложные культурные преобразования, которые, может быть, сразу и не сыграли свою роль, а в последующем привели к бунтам. «Глинские чтения» – это просвещение, образование своего народа, с любовью к своему народу, потому что мы всегда хотели, чтобы русский народ был выше, чтобы его жизнь была крепче, благосостояние видимым. Люди должны отличать хорошее от плохого, добро от зла, и это главное, что нужно знать человеку, чтобы выполнить цель его пребывания на земле.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы создавали «Глинские чтения» в тот период, когда официально было объявлено, что воспитание должно уйти из системы образования, а вы поставили перед собой обратную задачу – вернуть воспитание, да еще и основанное на христианских ценностях.
Николай Маслов: Да, это было уже при демократах, которые знали, что если они добьются того, чтобы из школы было полностью убрано воспитание и сохранение нравов, то государство перестанет существовать, поэтому мы пошли против течения.
Игорь Шишкин: То есть тогда вы шли четко против той линии, которая официально была объявлена магистральной в системе образования?
Николай Маслов: Мы шли, конечно, против этой линии, но мы шли своим параллельным путем, не затрагивая их, не тратя время на споры. Мы опирались на учение о спасении, о том, как надо жить на земле, и сегодня наши сторонники – это, наверное, 80 или 90 процентов населения. Мы делали это на свои собственные моральные и материальные ресурсы. Это был наш вклад в жизнь общества. Как говорил Серафим Саровский: «Служа Отечеству, мы тем самым служим Богу».
Некоторые люди создают семьи, служат своей семье, обществу, Богу, некоторые идут в монастырь, а мы создали такой коллектив, в котором люди принесли в жертву свою личную жизнь для того чтобы благополучие пришло в тысячи других семей.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, за годы существования «Глинских чтений» они сильно изменились. Как вы оцениваете нынешнее состояние этого постоянно действующего форума?
Николай Маслов: Сейчас мы два раза в год проводим общероссийские «Глинские чтения», летом в Троице-Сергиевой лавре, а зимой в Москве, в храме Христа Спасителя. Есть и региональные, и зарубежные чтения. Прежде всего, все они посвящены патриотическому воспитанию, духовно-нравственному воспитанию. Раньше это были разговоры о том, как в тех сложных условиях можно хоть какие-то элементы воспитания внести в систему, образования. Люди обменивались своим незначительным опытом, говорили о том, как бы обойти Министерство образования, как обойти региональные комитеты образования. Это были первые годы, учителя-подвижники, а сейчас это уже осмысленная, научная и методическая работа, осмысленный учебный процесс.
Сегодня мы пишем, формируем и редактируем государственные программы дошкольного, школьного, вузовского и послевузовского образования, проводим курсы повышения квалификации педагогов, причем как отдельных людей по их желанию, так и по соглашениям с целыми регионами. Москва, например, сегодня понимает, что без воспитания ей деваться некуда. Если страной правит мудрое правительство, то оно знает, что воспитанием нужно заниматься на государственном уровне. Вот в Китае давно поняли, что без нравственного подъема нельзя сделать никакого подъема экономики, а если даже сделаешь, то этого хватит на год-два, а потом все равно все разворуют, поэтому китайцы тратят огромные силы и средства, выращивая более нравственное, чистое следующее поколение, чтобы приумножить богатство всего народа.
У нас пока полудействия, разовые полунамеки, но я думаю, что сегодня, когда на государственном уровне объявлен год семьи, обозначены векторы развития, мы сможем наполнить их таким содержанием, что воспитание, сохранение нравственности станет государственным приоритетом. Это должна быть принятая государством программа полномасштабного финансирования в системе образования и в системе нашего культурного наследия. Тогда, конечно, этот процесс пойдет намного быстрее.
Игорь Шишкин: В чем особенность нынешних «Глинских чтений»?
Николай Маслов: Мы сделали учебное пособие по теме «Семья, ее цели и задачи», которое станет основой для формирования программ в школах, дошкольных учреждениях и, я думаю, и в отношениях государства и общества. Есть святоотеческое наследие, в котором сформулированы основные постулаты о семье, о ее составе, об отношениях между поколениями, о роли жены, матери в семье, о роли мужа, отца в семье, о роли детей, о задачах, правах, и обязанностях каждого члена семьи. Ведь сегодня даже многие ученые формулируют мысли о семье с точки зрения своих собственных недостатков. То они заявляют, что семья должна быть, то они говорят, что семьи не должно быть, и не признают ни привязанности друг к другу внутри семьи, ни обязанностей к семье, считают, чтобы жизнь в семье была только развлечением.
Нравственная, выработанная Церковью традиция создания семьи накладывает огромные обязательства на мужчину, поэтому нужно пересмотреть современные понятия о морали в обществе, чтобы люди относились с презрением к тем мужчинам, которые не хотят, не могут содержать семью. Если человек не завел семью к двадцати пяти годам, необходимо к нему предъявить какие-то общественные претензии, брать с него повышенный налог, например. Почему кто-то за тебя должен растить детей, чтобы они охраняли нас от варваров, там американцев или еще от кого-то? Почему ты в этом не принимаешь участия? Если ты не можешь иметь детей, тогда плати, чтобы материально, через налогообложение, помочь тем, кто может их иметь физически. Нужно вернуть статус семье, как главному субъекту государства, потому что государство – это семейство семейств.
На «Глинских чтениях» уже сформулированы предложения в законодательство, и мы уже поговорили с отдельными государственными деятелями, в частности, с Юрием Сергеевичем Полтавченко, и он пообещал резолюцию форума довести до будущего президента, чтобы мы смогли жестко и планомерно начать эту работу уже через месяц. В этом случае к 2008 году удастся сдвинуть дело с места. Недавно мой товарищ беседовал с председателем Комитета по семейной политике Госдумы, Мизулиной чтобы она тоже была готова включиться в процесс и провести в законодательство конкретные статьи об отношении государства и общества к семье. Тогда год не пройдет под знаком только трибунных выступлений и политических содроганий.
Тогда молодой человек будет понимать, что раз он берет себе девушку в жены, то он берет ее навсегда, до смерти, а не на два года, пока она еще молодая, а когда она ему нарожает детей, то она ему уже не нужна. Нет, так не пойдет. Мне кажется, что сегодня мы, мужики, мужское население России немножко здесь обнаглели, и на женские плечи взвалено столько, что бедная женщина плачет и ночами, а мы, как прохожане в семье: пришел – ушел, и нас нету. Это нужно изменить, и тогда многое в нашем государстве изменится, и не надо будет по телевизору призывать детей заводить. Надо изменить атмосферу. Атмосфера должна быть естественной, по Божьему закону, а не по выдумкам Карла Маркса, или какого-нибудь там Гегеля, или еще кого-то с опухшим мозгом. Надо как-то общество убедить, что же правда, а что ложь.
Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы сейчас затронули очень важную тему. Часто слышатся вопросы такого порядка, что научных и научно-общественных конференций в стране проводится достаточно много, мол, собрались педагоги, поговорили и разошлись, а какая отдача для общества в целом?
Николай Маслов: Я бы не сказал, что конференций много. Проводятся достаточно узкие конференции на какую-то тему на уровне кандидатской или предзащиты, а наша задача – дать решение в виде соответствующих книг, учебников. Наверно, сегодня никто не имеет столько учебных пособий, основанных на глинском наследии, на оптинском наследии, сколько издано у нас. На них люди выстраивают и свои предметы, и уроки, развивают научную деятельность. Это «Симфония», это «Основы русской педагогики» и многое другое. Они все вышли из церковной среды, но они имеют и государственную поддержку, и государственное значение. Это лучшие книги для педагогов, признанные уже много лет назад. Например, «Симфония» вышла уже седьмым тиражом, то есть она очень востребована, хотя это достаточно серьезный труд.
На «Глинских чтениях» будет показана практика использования этих пособий и учебников. Например, можно будет увидеть, как педагоги за пять – шесть лет совершенно изменили жизнь своих учеников в школах, и не только их, но и жизнь их семей. Все это будет все показано в видеофильмах. «Глинские чтения» действуют практически круглогодично. У нас дверь не закрывается круглый год, люди приезжают за этим учебником.
Игорь Шишкин: То есть это мероприятие, рассчитанное на широкую общественность, на изменение общественной жизни в стране в целом.
Николай Маслов: Конечно. Например, мы же работаем с Министерством образования, с Министерством обороны, с Министерством культуры, с Министерством юстиции, организуем встречи в тюрьмах, в библиотеках, в офицерской среде, отдельно работаем с министерскими чиновниками. С ними надо работать в первую очередь, потому что они потом, в зависимости от того, что у них в голове и в сердце, принимают государственные решения. Если у него есть что-то доброе в сердце, и он получил от нас какой-то заряд, то он, конечно, принимая государственное решение, даже с точки зрения экономики, будет на него смотреть по-другому, если он плохо сделал. Ага, это грех, а грех без казни не бывает, значит, кто-то пострадает: он, или его жена, или его дети. Этот страх нарушить нравственный закон дает силу, чтобы принимать правильные решения, в том числе, например, в борьбе с коррупцией. Правильное воспитание – это лекарство от всех болезней без исключения.
Игорь Шишкин: В 90-е годы, когда «Симфония» только приходила в школы, многие воспринимали ее как нечто экзотическое, и спрашивали, как можно использовать ее в светской школе? Прошло двенадцать лет, и сейчас президент России во время государственного визита преподносит «Симфонию» в дар президенту другой страны. Многие интересуются, как это отразится на нашей жизни? Ну, да, оценили так высоко вашу деятельность, но что, мол, нам, простым гражданам от того, что это произошло, и стоит ли об этом так много говорить?
Николай Маслов: Это очень серьезная тема. Во-первых, для того чтобы президент выбрал какую-либо вещь в подарок, она должна удовлетворять его вкусу, его внутреннему состоянию и, конечно, вкусу и внутреннему состоянию его окружения. Восемь лет тому назад ни Путин, ни другой президент не взял бы в руки произведение духовной литературы, подобное «Симфонии», и не рискнул бы подарить его другому президенту от России, потому что внутренне Россия, особенно чиновничий люд, были морально не готовы к таким поступкам. Им было проще было подарить какой-нибудь газопровод.
А что касается того, что это даст России, то этот поступок президента может дать огромный импульс к духовно-нравственному развитию. Ко мне до сегодняшнего дня не смолкают звонки от высоких людей, пришло поздравление от Правительства. Сегодня государственные чиновники будут брать эту книгу нарасхват, потому что у нас очень любят подражать великим людям, которые сегодня находятся у власти.
Игорь Шишкин: Президент, мол, читал, а я не читал: как же это может быть?
Николай Маслов: И в Болгарии министры просят эту книгу посмотреть: что же подарили президенту, что там такое, что ему дарят на уровне государства? И когда человек берет в руки эту книгу, он видит, что там говорится о том, что такое совесть, что такое счастье. На «Глинских чтениях» показывают уроки, на которых наши девочки и мальчики отвечают на эти вопросы. Ни один академик не ответит тремя словами на вопрос, что такое счастье, а в «Симфонии» написано, что счастье – это жизнь без греха. И человек действительно счастлив, когда за ним нет шлейфа убийств, преступлений, обманов, но до этого состояния нужно дожить и нужно понять это состояние.
На «Глинские чтения» помимо педагогов низшего состава приходит уже очень много директоров, чиновников большого ранга, федерального значения, потому что эта тема может когда-нибудь у них всплыть. Могут завтра, например, провести тест на знание понятийного аппарата. Чиновников спросят: «Что такое совесть?», и что они будут писать? А что такое счастье? То есть президент своим поступком заставил всех подумать, и многие возьмут в руки не только «Симфонию».
Игорь Шишкин: Это как бы сигнал чиновному люду.
Николай Маслов: Сигнал, да, но этот сигнал не искусственный, а естественный. Президент, пробыв восемь лет на своем посту, понял, что с безнравственным народом можно быть только главарем шайки, варваром, а с нравственным народом можно быть империей, державой. Но для того, чтобы стать империей, нужно воспитать нравственный народ, а для этого нужно вернуться к Конституции, где записано, что Россия – социальное государство. Вся сферы нашей жизни должны быть пронизаны заботой о людях, а не только тем, куда трубу тянуть. Это должно быть уже как обеспечение. Программа государства – повышение уровня жизни населения.
Очень важно, что главный чиновник страны именно «Симфонию» подарил другому государству от лица нашего государства. То есть он подарил Болгарии идеологию духовного и нравственного состояния общества. Для меня это был, конечно, самый большой подарок в жизни: значит, этот вопрос стоит на повестке дня в нашей стране, и мы желаем своим друзьям того же, чего и сами хотели бы достичь. Болгария для нас дружеская страна, православная, славянская, и президент дарит то, чего бы он сам хотел. Не зря же он говорит, что у него в самолете есть и икона, и Библия, и когда он куда-то летит, они помогают ему привести в чувство и в сознание память и сердце. Это большой сигнал для всего чиновнического мира. Губернаторы уже ссылаются на эту книгу, но они ведь стали читать ее после того как прочитал ее Путин.
Это становится уже эталоном: «А у тебя есть «Симфония», ты по ней живешь?» Я не исключаю возможности, что через год многие чиновники, поступая на службу, будут сдавать экзамен по «Симфонии», и на вопрос «Что такое счастье?» будут отвечать, что это жизнь без греха, что значит, не укради, не убей, не оскорби народ, люби ближних, почитай родителей, поклоняйся Богу. Это важный шаг, но за ним следует очень большой труд, в частности, проведение таких конференций как «Глинские чтения».
Игорь Шишкин: В Зале соборов храма Христа Спасителя помимо «Глинских чтений» в тот же день пройдет и вручение премии «Народное достояние». Премия тоже учреждена по вашей инициативе. Что побудило вас ее учредить, в какой мере эта идея нашла достойное воплощение, и, если не секрет, кто станет лауреатами в нынешнем году?
Николай Маслов: Мы будем вручать эту премию в третий раз. Мне всегда было обидно, когда огромный пласт людей, которых можно назвать именно народным достоянием, которые воспитывают наших детей, молятся за нас Богу, воссоздают из пепла наши традиции, например, сложнейшее литье колоколов, а ее в мире нигде нет, кроме нас, и эти люд никем не замечены. А человеческое естество требует как наказания, так и поощрения.
Игорь Шишкин: А у нас конкурс только так называемых эстрадных звезд.
Николай Маслов: Эти поп-звезды, которые чем больше раздеваются на сцене, тем больше им подарков дают. Я тогда посоветовался со своими старшими товарищами, предложил устроить мероприятие, где бы люди, которые всю свою жизнь бьются за улучшение нравственного состояния общества, были каким-то образом отмечены. Я понимаю, что я не президент страны, и даже гораздо ниже, но, тем не менее, мы объединили свои усилия и сделали премию «Народное достояние».
Мы всегда выбираем людей не по их положению в обществе, не по чиновной значимости, а только по их делам. Если эту премию и получил Юрий Сергеевич Полтавченко, занимающий высокий пост в стране, то эта премия давалась ему не как человеку, занимающему пост, а как человеку, сыгравшему огромную роль в улучшении духовного, нравственного состояния в обществе. Вообще планка нравственного состояния чиновников достаточно серьезно повысилась, по крайней мере, тех людей, с которыми он работает. У нас получил премию простой литейщик колоколов из Тутаева. Он делает очень важное для нашей страны дело – это один из немногих людей, которые возродили литье колоколов, а колокола имеют огромное значение для России. Лауреатом нашей премии стал и профессор Скуратов, который более пятидесяти лет учит молодых ребят, которые хотят стать священниками.
Игорь Шишкин: Среди лауреатов мой старый друг Владимир Робертович Анищенков.
Николай Маслов: Да, он еще и всю семью на этот подвиг ведет. Его дочь тоже участвует в получении. В этом году будет несколько педагогов из Курчатова, художники Московской духовной академии, которые возрождают и укрепляют рублевскую школу иконописи, будет молодой, но твердый в вере полномочный представитель президента в Приволжском округе Коновалов.
Игорь Шишкин: А из средств массовой информации кто-нибудь будет в этом году?
Николай Маслов: Там будет корреспондент второго канала Мамонтов, который ведет очень хорошие передачи, главный редактор русского журнала «Славянка». Россия переполнена очень талантливыми людьми, и нам нужно помолить Бога еще год-другой, очистить свою жизнь, чтобы Господь сохранил и приумножил нравственность русского народа. Как сказал один великий наш святой, «Будущее России – в безупречной нравственности ее руководства». Мы должны потрудиться в воспитании собственных детей, семей, друзей, должны показать пример, чтобы нашему народу было из кого выбирать достойных министров, губернаторов, мэров.
Здесь, конечно, неоценим подвиг православных христиан, потому что они самоотверженно трудятся на ниве просвещения, не замечая порой, что являются примером для других, и тем самым оказывают большую милость для всего народа, и не только для православного, и не только для русского, и не только для России. Мы уже заметили, как встретили «Симфонию» в Болгарии, а сейчас готовим ее издание для Сербии, для Грузии и так далее. Важно, чтобы духовная, нравственная атмосфера, мораль в обществе возрастала. Да, налицо огромное противостояние, и средства массовой информации играют колоссальную разрушительную роль, поэтому мы на этом форуме также объявим 2008 год годом разгрома безнравственных СМИ. Нужно объявить беспощадную борьбу безнравственным СМИ, таким как канал НТВ и подобные ему каналы.
Мы будем бороться с ними в суде, и для этого в первой половине февраля проведем первое заседание в Министерстве культуры по поводу изменения законодательства, чтобы четко в нем было ясно изложено, где добро, а где зло. Ведь некоторые телевизионщики говорят, что в законе у нас ничего не определено. Значит, будем работать. Во второй половине февраля состоится заседание в парламенте, потом в Совете Федерации, потом с чиновниками Центрального федерального округа. Мы подготовили четыре огромных мероприятия на ближайшие два месяца, чтобы сделать разгром безнравственных СМИ бесповоротным. У меня на столе лежит обращение в Генеральную прокуратуру, которое мы будем рассматривать на «Глинских чтениях». То есть бой, бой, бой безнравственности и труд во благо Родины за нравственное состояние.
Игорь Шишкин: Эта тема сейчас крайне актуальна и востребована. Неспроста в последние недели появились многочисленные сообщения о том, что наводить порядок в данной сфере обязательно. Выдвигаются всяческие инициативы, выступают известные деятели культуры, науки. Буквально день-два назад прекрасный актер Леонид Броневой в своем интервью сказал о том, что нужна просто кровавая цензура, чтобы восстановить нравственность.
Николай Маслов: Может быть, кровавая и не нужна, но хорошая инструкция для СМИ не помешает. 80 процентов населения требует цензуру. Цензура, как и экономика, как и вся наша жизнь, должна быть нравственная. Если бы родители прилежно воспитывали своих детей, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни тюрьмы. Это идеал, и к этому идеалу нужно стремиться. Чем выше будет идеал морали в обществе, тем меньше мы будем тратить сил и средств на преодоление пороков.
Премия «Народное достояние» учреждена фондом святого благоверного князя Александра Невского при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по благословению патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Основная цель премии – объединение усилий общества по воспитанию патриотизма и формированию духовно-нравственных основ. Премия «Народное достояние» вручается по итогам года за значительный вклад в возрождение, становление и развитие нравственного общества в сфере педагогики, масс-медиа, литературы, искусства и государственного управления. В течение года экспертная комиссия, в состав которой входят известные общественные и политические деятели, представители Церкви, отбирает наиболее активных граждан, проявивших себя на поприще духовно-нравственного развития общества. Соискателями премии могут быть как простые люди, так и известные деятели культуры, политики, общественные и некоммерческие организации, а также средства массовой информации. В разные годы премией «Народное достояние» были награждены руководитель программы «Служу Отчизне», выходящей на Первом канале, Андрей Кирисенко, полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, колокольный мастер из города Тутаева Николай Шувалов, ведущий радиостанции «Народное радио» Владимир Анищенков и многие другие. «Народным достоянием» объявлено литературное наследие великого русского писателя Владимира Алексеевича Солоухина.
Алексей Пичугин
Андрей Куприянов: Владыка Иоанникий, сегодня произошло очень важное событие, я думаю, что и для болгарского народа, и для нашего русского – вручение книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) нашим президентом вашему президенту Георгию Перуванову и вашему патриарху. Как вы оцениваете это событие, его значение для русского и болгарского народов, для нашей общей Православной церкви?
Владыка Иоанникий: Духовная связь – это самое важное и самое ценное в этом даре. Связи между Россией и Болгарией всегда существовали, и в этот день мы в Болгарии больше говорили о России, о русском языке, о русской культуре. У меня нет слов, чтобы выразить то, что я переживаю. Это великая книга, и она небезызвестна в Болгарии. Ее можно увидеть в крупных библиотеках страны. Она имеет очень важное значение для духовного развития людей. Отец Иоанн очень много трудился над ней. Он был моим исповедником, духовником. Я бывал у него чуть ли не каждый день, когда жил в России. Мы были очень близки, и потому все, что связано с Россией, особенно дорого для меня. Это великое дело. И огромной благодарности заслуживают те, кто помогает в организации этого форума. Очень много хороших начинаний пришло к нам из России, и эта в том числе.