Народное радио

Интернет-вещание

 

06.07.2015

Нужен ли диплом в современной России? Все «За» и «Против» !

Общеизвестно, что вопросы, касающиеся образования, в нашей стране с 19 века стоят остро. Довольно частые реформы (раз в 50-100 лет) позволили даже крестьянам стать грамотными. Во времена СССР ответ на вопрос о необходимости диплома был очевиден, ведь наличие диплома было признаком эрудированности, престижа и успеха в последующем трудоустройстве. Но тогда и по качеству образования Советский Союз был впереди планеты всей. Об этом можно судить по открытиям, сделанным в тот период. В современной России наиболее актуален вопрос о высшем образовании: необходимости получения, пользе и практическом значении. Так ли необходим диплом сейчас?

Что думают граждане России? По результатам опроса, проведённым ВЦИО, показывающем отношение к дипломам о высшем и среднем образовании, более 70% думают, что диплом необходим для удачной карьеры. Однако, около половины опрошенных считают, что роль диплома приукрашена (теми, кому это выгодно) и часто без диплома можно устроиться на хорошую работу.

В таком случае возможно ли, что получить среднее специальное образование будет выгоднее? 72 % высказали мнение о том, что выпускник среднего специального учебного заведения способен соперничать с обладателем диплома о высшем образовании. Большинство россиян правы: диплом о среднем специальном образовании получается гораздо быстрее – за 2 года, когда на ВУЗ тратятся 4 года. А время в современном мире является главным человеческим ресурсом.

Почему же высшее образование сейчас обесценило своё значение?

1. Доступность. В ВУЗы поступить может каждый. Достаточно заплатить. Диплом не является показателем ума, элитарности и престижа. Раньше при знакомстве с родителями влюблённых первый вопрос был таков: «Есть ли диплом?». Сейчас же вопрос встаёт по-другому: «Где он/она работает?». Разница заметна.

2. Трудоустройство по специальности не гарантировано. Кого предпочтёт работодатель? Человека с красным дипломом о высшем образовании или обладателя опыта работы на аналогичной должности? Сейчас безработица достигла высочайшего показателя – более 8 %. Причина в том, что юристов, экономистов и менеджеров стало чересчур много. Открытых вакансий же для них нет. При этом количество компетентных кадров не растёт вместе с растущим показателем выпускников по вышеприведённым специальностям. Одна из причин в третьем пункте.

3. Низкое качество образования. Большинство высших учебных заведений предпочитают опытных преподавателей за 50 лет. Многие из них пользуются старой литературой и неактуальной информацией. И излюбленное чтение лекций с записью под диктовку, видимо, будет жить вечно. Какой смысл целую пару писать 2-4 страницы, когда за это же время можно изучить в 5 раз больше материала и, если нужно, записать кратко?

4. Теория, а не практика. Известно, что в университетах дают много информации, зачастую ненужной для специальности. Помимо этого, на первом и втором курсах часто добавляют дисциплины, не относящиеся к профессии вообще, якобы для общего развития. Из-за этого дипломы в России часто теряют свою былую ценность.

5. Стремление к усреднённости. Раньше в ВУЗах была пятибалльная система оценки, которая имела большой минус. Четвёрка натянутая была той же самой четвёркой, близкой к тройке. Сейчас же 100-бальная система оценки студентов, пришедшая с Европы вместе с Болонской системой (у которой тоже есть масса недостатков именно для внедрения в систему образования нашей страны), ситуацию улучшила. Четвёрка, близкая к тройке, превратится в 71 балл, а четвёрка, близкая к пятёрке – в 89 баллов. Однако, не все университеты перешли на Болонскую систему и оценивают по старому варианту. Помимо этого фактора, усреднённость состоит в том, что студент не имеет возможности выбирать предметы, которые интересны именно ему. От программы, разработанной Министерством образования РФ, не может отступить даже преподаватель. А необычные студенты, которые имеют своё мнение, отличное от мнения большинства, чаще всего не то, что даже не поощряются, а зачастую порицаются преподавателями старой закалки, которые поддерживают усреднённость.

Из вышеперечисленного следует вывод, что недостатков в современной системе образования огромное количество, и все они весомые.

Что же делать думающему молодому человеку, который стоит на распутье и не уверен, нужен ли ему диплом о высшем образовании или среднем специальном? Ответ таков. Прежде всего, нужно решить, какая область близка человеку. Если сердце лежит к техническим специальностям или медицинским – диплом однозначно нужен. Знание теории врачу и инженеру необходимо. Но стремитесь не замыкаться на образовании и образе мыслей, который прививается университетом, не стоит. Помимо получения высшего образования читайте современную литературу по специальности, будьте в курсе новостей в интересующей области, и, несомненно, после получения диплома найти работу с дипломом будет проще. Если же интересуют другие специальности – нужно подумать, так ли желателен диплом. Возможно, лучше найти работу в интересующей области и начать «с низов», непрерывно развиваясь с помощью специализированной литературы и самообразования. Таким образом, будут получены и практические знания, и опыт.

Более подробную информацию по теме можно найти на портале: http://vyshka.net/


   Возврат к списку новостей        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

Оставьте комментарий


Вы должны залогинится чтобы оставить комментарий.




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10