09.10.2009

Американцы надеются найти воду на Луне с помощью бомбардировок

09.10.2009 15:29

ИНТЕРФАКС: Исследовательский зонд LCROSS и его ракета-носитель  в  пятницу  врежутся в поверхность Луны, сообщили в Национальном  управлении  США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).
В результате столкновения образуется гигантское облако пыли. Ученые намерены проанализировать его, чтобы определить, насколько велики запасы воды на Луне.
Сначала  в  один  из  лунных  кратеров  врежется  ракета,  а спустя несколько минут за ракетой последует и сам зонд.
В НАСА   будут   наблюдать   за  процессом  с  помощью  космических аппаратов,  орбитального  телескопа  "Хаббл",  а также непосредственно с Земли.
В НАСА  отмечают,  что  в  рамках этого проекта приветствуют помощь астрономов-любителей,  которые  также при помощи телескопов также смогут наблюдать  за  ходом  эксперимента. Столкновение космических аппаратов с поверхностью Луны будет показывать телеканал "НАСА-ТВ".

* * *

ИНТЕРФАКС: Уникальный научный эксперимент по исследованию   Луны   проводит  в  пятницу  американское  космическое агентство НАСА.
"Сегодня примерно в 15:00 мск американский разгонный блок "Центавр" массой свыше  двух  тонн  врежется в лунную поверхность. При этом облако обломков  лунных  пород  и  пыли  должно подняться на высоту свыше 9 км. Спустя примерно  10  минут  через  это облако пролетит зонд американский LCROSS,   чтобы  обследовать  содержимое  пыльного  облака",  —  сообщил "Интерфаксу-АВН"  эксперт  Института  космических исследований (ИКИ) РАН Юрий Зайцев.
Он  отметил,  что  главная  цель  исследований  — получить данные о наличии  воды  на  естественном  спутнике  Земли.  Идея  "бомбардировки" предложена   специалистами   Исследовательского   центра   имени   Эймса (Калифорния,  США). Проект получил обозначение "Голубой лед" (Blue Ice). Для его  реализации с помощью ракеты-носителя "Атлас-5" на лунную орбиту вместе с аппаратом Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO, Лунный орбитальный разведчик)  был  выведен  LCROSS  (Lunar  Crater Observation and Sensing Satellite — спутник для наблюдений и замеров в лунном кратере).
"Схожую   операцию   провели   в  сентябре  2006  года  специалисты Европейского космического агентства, использовав для этого искусственный спутник Луны Smart-1", — сообщил Ю.Зайцев.
Он отметил, что принципиальное отличие проекта "Голубой лед" в том, что место   "бомбардировки"   помог   определить  российский  нейтронный детектор  "ЛЕНД",  который  установлен  на  аппарате  LRO. С его помощью выполнена  предварительная  разведка и определен район, где наличие воды наиболее  вероятно. Именно в этот район и будет направлен разгонный блок "Центавр".
Аппарат LRO находится на окололунной орбите высотой 50 км.
По   словам   Ю.Зацева,   НАСА   обеспечит  прямую  видеотрансляцию "бомбардировки"  Луны с помощью видеоаппаратуры, установленной на лунных зондах.
Ю.Зайцев  пояснил,  что  Луна,  по  мнению  ряда  ученых, ближайший плацдарм  человеческой  экспансии,  где  очевидно,  будут созданы первые внеземные  базы. Их обитателям понадобится как вода, так и ее компоненты -кислород и водород. Первый для дыхания, второй — как топливо для ракет, опять же  в  сочетании с кислородом. Если вода на Луне будет найдена, то ее не придется  доставлять  с  Земли,  что  значительно  облегчит лунную колонизацию.
В целом  миссия  LRO  призвана обеспечить решение трех практических задач освоения  Луны.  Во-первых, исследовать оптимальные районы посадок на нее перспективных автоматических и пилотируемых аппаратов. Во-вторых, провести  разведку  водных ресурсов и потенциально полезных ископаемых в лунных недрах.  В-третьих,  изучить  радиационную  обстановку  на Луне с точки зрения воздействия на человеческий организм.
По  словам  Ю.Зайцева,  поиск  воды  на  Луне  важен  и для лучшего понимания  эволюции  Солнечной  системы. Наиболее вероятно, что вода там должна была накапливаться в виде пластов при падении комет. Каждый такой пласт должен  хранить  в  себе  хронологию кометных ударов за миллиард и более лет.  Ее  изучение позволит проследить историю Солнечной системы с начала образования.
Наконец,  сегодня активно обсуждается гипотеза, что жизнь пришла на Землю из  космоса  и  ее переносчиком могли быть кометы. Изучение лунных "кометных  отложений"  может  дать  новые  свидетельства  в  пользу этой гипотезы или напротив опровергнуть ее, сказал эксперт.
Ранее  сообщалось,  что  установленный на американском аппарате LRO прибор "ЛЕНД"  предоставил  ученым новые сведения о поверхности Луны. "В результате  выполненных исследований были обнаружены локальные районы со слабым излучением  нейтронов,  что  с  большой вероятностью указывает на высокое  содержание в них водорода. При этом было установлено, что такие районы не  совпадают  с  известными ранее вечно затененными областями на дне лунных полярных кратеров", — сообщил представитель ИКИ.
По  данным  прибора  "ЛЕНД",  первое  место  по  оценке  содержания водорода  занимает  район в окрестности южного полярного кратера Кабеус. Вопросы  о  том,  почему  в  верхнем слое грунта кратера Кабеус и других обнаруженных районов столь высоко содержание водорода и в какой форме он присутствует здесь (например, имплантированные протоны солнечного ветра, водяной  лед,  гидратированные лунные минералы) пока остаются открытыми. Данные научных   приборов   лунного  спутника  LRO,  как  полученные  до настоящего  момента,  так  и  будущие,  будут использоваться сообществом исследователей Луны для выработки новой научной гипотезы, которая должна объяснить   происхождение   локальных   районов  с  высоким  содержанием водорода, обнаруженных прибором "ЛЕНД".