КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
24.09.2009 11:04
РИА НОВОСТИ: Лидеры G20 собираются с четверга по пятницу в Питтсбурге для того, чтобы окончательно "сломать хребет" мировому финансовому кризису и рассмотреть вопрос о реформировании мировых финансовых институтов. Первый раз на уровне глав государств "двадцатка" собралась в ноябре 2008 года в Вашингтоне, чтобы обсудить, как сообща бороться с начавшимся в США и поглотившим вскоре весь мир экономическим кризисом. Однако ни первый саммит, ни второй — в апреле 2009 года в Лондоне — не были отмечены какими-либо прорывами на фронте борьбы с кризисом. Главы государств собирались, обсуждали экономическую ситуацию и договаривались продолжить обсуждение на следующей встрече.
"Большая двадцатка" (известная также как "Группа двадцати" или как G20) была образована в 1999 году и первоначально проводила свои заседания на уровне министров финансов. В состав "двадцатки" входят 19 стран — Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония; а также Европейский Союз, представленный страной-председателем и главой Европейского центрального банка. На эти страны приходится 90% мирового ВВП, 80% мировой торговли и три четверти населения земного шара. Эксперты и политики в разных странах начали обвинять G20 в неэффективности и заявляли, что ждать от этого формата успешного решения насущных проблем не следует. Но накануне питтсбургского саммита, который проходит после сообщений ФРС США о конце рецессии, лидеры многих стран настроились окончательно решить проблему мирового кризиса.
ОБАМА ОБЕЩАЕТ ПОБЕДУ
Барка Обама пообещал "сломать кризису хребет". "Лидеры крупнейших стран соберутся на следующей неделе в Питтсбурге во второй раз за этот год… На саммите "двадцатки", который пройдет на следующей неделе, мы, фактически, сможем проанализировать шаги, предпринятые за последние пять месяцев каждой из стран — как в самостоятельном режиме, так и сообща с другими странами — для того, чтобы сломать хребет экономическому кризису", — сказал Обама в радиообращении к нации на прошлой неделе.
По словам президента, уже можно говорить о том, что многие шаги успели оправдать себя.
"Хорошие новости заключаются в том, что с момента нашей последней встречи мы добились реального прогресса — как в США, так и во всем мире", — сказал Обама. В то же время президент США считает, что останавливаться на достигнутом нельзя. США предлагают "большой двадцатке" (G20) сформулировать к ноябрю этого года концепцию устранения дисбаланса в мировой экономике, которая позволила бы предотвратить повторение глобального финансового кризиса. Также США призывают к проведению регулярных международных консультаций и активизации сотрудничества в принятии мер по восстановлению мирового экономического баланса.
Особая роль в этом процессе отводится Международному валютному фонду, который, согласно документу, возьмет на себя роль контрольно-надзорного органа.
"Двадцатка" продолжит работу над тем, чтобы не допустить повторения глобального экономического кризиса, подобного нынешнему, а также над искоренением болезней и бедности, сообщил Обама.
"В Питтсбурге мы будем работать вместе с крупнейшими экономиками мира над определением курса роста, который будет устойчивым и сбалансированным", — сказал он, выступая на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке в среду. "Мы продолжим наши исторические усилия, направленные на то, чтобы помогать людям прокормить себя. Мы выделили 63 миллиарда долларов на борьбу с ВИЧ, на прекращение гибели людей от туберкулеза и малярии, на то, чтобы положить конец полиомиелиту. Мы объединяемся с другими странами в деле предоставления части нашей вакцины от гриппа A/H1N1 Всемирной организации здравоохранения", — сказал Обама. МНЕНИЕ РОССИИ
Российский президент Дмитрий Медведев заявил, что основная идея, с которой он едет на саммит "двадцатки", заключается в необходимости быстрого принятия основных решений по ликвидации последствий мирового кризиса. В частности, по его мнению, надо быстрее выходить на решения по международному аудиту и отчетности.
По мнению помощника президента РФ Аркадия Дворковича, в центре внимания третьего саммита G20 будут вопросы реформирования глобальных финансовых институтов и проблемы развития мировой экономики.
В Москве считают, что для предотвращения второй волны кризиса государства должны продолжать выполнение антикризисных мер. При этом одним из самых острых вопросов на саммите может стать проблема выработки общих принципов выплаты бонусов банковским топ-менеджерам. Дворкович предположил, что решение по бонусам на предстоящем саммите будет принято, но без установления конкретных цифр. Президент Франции Николя Саркози ранее заявил, что покинет саммит "большой двадцатки", если решение по банковским бонусам не будет принято.
Вопрос о замене доллара другой резервной валютой, вероятнее всего, обсуждаться на саммите не будет, считает Дворкович.
ЕВРОПА ПРОТИВ СПЕКУЛЯЦИЙ
Премьер-министры Италии и Австралии выступили с отдельным предложением участникам саммита. Сильвио Берлускони и Кевин Радд направили Обаме письмо, в котором отмечают, что на саммите в Питтсбурге необходимо сконцентрировать внимание на борьбе с финансовыми спекуляциями и разработке новых правил функционирования финансовых рынков.
Учитывая уроки мирового финансового кризиса, руководители Италии и Австралии предлагают партнерам по G20 "вынести в центр дискуссий финансовые спекуляции и манипуляцию рынками, в особенности сырьевыми рынками".
По их мнению, именно такие спекуляции в значительной мере были причиной серьезных колебаний цен, излишней волатильности рынков, в результате чего многим людям был нанесен серьезный ущерб. Кроме того, такие процессы "представляют угрозу для мирового роста", отмечается в документе.
Премьер-министры Италии и Австралии призвали руководителей стран "большой двадцатки" выработать в Питтсбурге законодательные и иные регулирующие инициативы с тем, чтобы сырьевые рынки смогли обеспечивать потребность в сырье без резкого увеличения и колебания цен. Они также отметили особую важность обеспечения мировой энергетической и продовольственной безопасности.
Великобритания на предстоящем саммите предложит заключить глобальный рамочный механизм по стимулированию экономического роста и занятости в мире, сообщил ранее на встрече с иностранными журналистами премьер-министр Великобритании Гордон Браун.
"Задача саммита в Питтсбурге в том, чтобы имея за спиной стабилизацию экономики и вливание государственных средств в экономику для спасения от депрессии, не поставить под угрозу экономическое восстановление и обеспечить рост на ближайшие годы", — отметил британский премьер.
Он сообщил, что выступит с докладом, где намерен предложить идею глобального рамочного соглашения о стимулировании экономического роста и сохранения рабочих мест. "Политические лидеры должны регулярно встречаться, чтобы принимать решения о совместных глобальных шагах и регулярно консультироваться на постоянной основе, и каждая страна должна вносить свой вклад в это. Глобальное соглашение о росте и занятости должен включать в себя все страны G20, как группу, которая способна достигать согласия по всем указанным целям", — считает Браун.
Он не уточнил, насколько регулярными должны быть встречи руководителей стран "двадцатки", отметив, что этот вопрос будет вынесен на обсуждение лидеров G20.
Премьер Великобритании отметил важность существования формата "двадцатки". По его словам, все страны G20 принимают участие в дискуссиях о судьбах мировой экономики на равноправной основе. В мировой прессе неоднократно муссировалась информация о якобы существующих "первом" и "втором" эшелонах стран "двадцатки", а также о том, что основные решения в организации принимаются под влиянием США и ключевых стран Евросоюза.
Предстоящий саммит вызвал некоторое недовольство внутри Европы относительно формата представительства. В частности, Норвегия заявила, что североевропейские страны должны быть представлены в международном форуме "Группа 20".
"Нам, в странах Северной Европы, в странах, которые вместе стоят на восьмом, девятом или десятом месте в мировой экономике, а также которые делают крупные взносы в Международный валютный фонд, Всемирный банк и ООН, нам важно, чтобы наши голоса были слышны", — сказал глава норвежского МИД Йонас Гар Стере в интервью телерадиокомпании NRK. Мотивируя важность коллективного представительства северных стран в G20, министр сказал, что этот международный форум представляется ему важной платформой для поиска решений, особенно в период финансового кризиса, и более эффективной организацией, чем, к примеру, ООН, в ситуациях, требующих принятия быстрых решений в сфере глобальных вопросов. "Дилеммой ООН является то, что сегодня Генеральная Ассамблея является слишком большой и Совет безопасности слишком малым для того, чтобы быть эффективным и репрезентативным. В таком случае G20 может быть своего рода решением", — сказал министр. Тот факт, что Швеция, Дания и Финляндия уже представлены в G20 через ЕС, членами которого они являются, глава норвежского МИД не считает каким-либо препятствием для возможного сотрудничества, так как примеры участия отдельных стран ЕС в качестве самостоятельных стран-членов в G20 уже есть. Среди них министр упомянул Великобританию, Германию, Францию, Испанию, Нидерланды и Италию.
АРГЕНТИНА ПРОТИВ ЖЕСТКИХ УСЛОВИЙ МВФ
Министр экономики Аргентины Амадо Буду также считает, что участникам саммита "большой двадцатки" следует разработать меры, позволяющие оперативно реформировать мировую финансовую систему.
"В Питтсбурге аргентинская делегация будет выступать за принятие конкретных мер по скорейшей реформе архитектуры глобальных финансовых институтов. Мы считаем, что при получении кредитов недопустимо навязывание жестких условий со стороны Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ)", — сказал министр ранее на пресс-конференции для иностранных журналистов.
По его словам, каждая страна вправе проводить собственную экономическую политику, а не примерять "костюм, выкроенный по лекалам МВФ".
На саммите G20 Аргентина также намерена предложить увеличить до 200 миллиардов долларов капитал Межамериканского банка развития (МБР), шире использовать предоставляемые им возможности для преодоления финансового кризиса.
По инициативе президента Аргентины Кристины Фернандес де Киршнер, в саммите в Питтсбурге примут участие представители Международной организации труда (МОТ).
ИНДИЯ НАМЕРЕНА БОРОТЬСЯ С ПРОТЕКЦИОНИЗМОМ
Премьер-министр Индии Манмохан Сингх призвал в среду лидеров стран "двадцатки" принять меры для борьбы с протекционизмом "в любых его формах, будь то торговля товарами, услугами, инвестиции или финансовые потоки".
Индийский премьер в заявлении, сделанном перед отъездом в Питтсбург, напомнил, что на предыдущих саммитах G20 в Вашингтоне и Лондоне лидеры стран "двадцатки" занимались решением "сиюминутных проблем" — например, таких, как борьба с кризисом ликвидности. Нынешний саммит, по мнению Сингха, должен быть посвящен решению среднесрочных и долгосрочных вопросов. Среди них премьер Индии назвал стабильный и сбалансированный рост; укрепление системы регулирования в системе международных финансов, реформирование системы управления МВФ, банков развития, а также корректировку задач этих организаций, борьбу с изменением климата и построение открытой мировой экономики. Как сообщила первый замминистра иностранных дел Индии Нирупама Рао, Индия надеется на выработку в рамках формата G20 стратегии финансирования международных финансовых организаций, их усиление и более четкое определение их полномочий. "Самое важное для нас — чтобы эти организации отражали сегодняшнюю экономическую реальность", — сказала она.
ЭКСПЕРТЫ НЕ НАДЕЮТСЯ НА ПРОГРЕСС
Саммиты "большой двадцатки" с каждым разом становятся все более формальными мероприятиями, заявил РИА Новости президент Американского совета по внешней политике Герман Пирчнер. "Саммиты "большой двадцатки" раздуваются все больше. И постепенно они все больше становятся мероприятиями для прессы, на них не принимается конкретных решений", — сказал эксперт. По его словам, основная функция саммитов "большой двадцатки" — принятие решений — будет реализовываться все меньше и меньше до тех пор, пока сами страны-участники не осознают этот факт. он считает, что структура саммитов должна измениться. Очередной саммит "большой двадцатки" не принесет новых решений по выходу из кризиса, но опасен появлением преждевременного оптимизма по поводу того, что мировая экономика уже преодолела трудности кризисного времени, считает эксперт британского внешнеполитического аналитического института Чэтем-хаус (Chatham House), экс-посол Великобритании в РФ сэр Эндрю Вуд. По мнению Вуда, страны "двадцатки" будут стараться не выработать новые решения, а "удержаться на том этапе", которого удалось достичь совместными усилиями.
Отмечая важность саммита, бывший посол Великобритании в России в то же время настроен скептически по поводу его формата, считая, что "двадцатке" все сложнее находить консенсус. "Я думаю, что 20 государств — это предельное количество для подобного саммита. Надо искать новые формы, потому что чем больше стран, тем, естественно, больше разногласий, за которыми в результате теряются интересы самих людей", — сказал он. Не испытывает оптимизма эксперт и в отношении многих предложений, которые звучат в рамках "двадцатки". По мнению Вуда, требования, например, Германии и Франции, урезать выплату бонусов топ-менеджерам являются скорее популистскими, "популярными у народа, но скрывающими истинные и более глубокие проблемы".
Он отметил, что в этой ситуации преимущество имеют страны так называемого второго эшелона, которые сейчас получили возможность продвигать свое видение мер по выходу из кризиса. Вице-спикер Госдумы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что более удобным форматом для России была и остается G8, поскольку в "восьмерке" у России есть взаимодействие и понимание с Италией, с Германией и — по некоторым вопросам — с Францией.
"Это уже половина участников. И может Канада в чем-нибудь нас поддержать. Только с США и Японией нам труднее найти взаимодействие", — сказал Жириновский. По его мнению, чем "меньше народу, тем легче прийти к согласию и легче влиять друг на друга". Российский депутат считает, что самым идеальным вариантом для подобных международных форумов является встреча пяти лидеров.
Директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев, в свою очередь, заявил, что сравнивать эти два форума — G20 и G8 не совсем правильно, так как "восьмерка" является клубом высокоразвитых стран, "которые могут не только поговорить, но и, приняв решение, внести весомый вклад в их исполнение". Он скептически относится к дальнейшим перспективам существования "большой двадцатки", поскольку этот форум является судорожной попыткой что-то сделать на фоне финансового кризиса.
"Пока что я никаких реальных дел не увидел, и более того, испуг от кризиса прошел, никаких новых структур не возникло. G20 как память о большой беде, наверное, останется, но в дальнейшем будет собираться по инерции", — считает политолог.