КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
08.03.2009 10:57
ИТАР-ТАСС: Дипломаты и иерархи стран православной традиции присутствовали сегодня в храме Христа Спасителя на празднике Торжества Православия. Он отмечается раз в год, в первое воскресенье Великого Поста. Патриарх Кирилл приветствовал на богослужении послов Греции и Кипра, а также епископов Сербской, Антиохийской, Александрийской и других Церквей мира. На службе присутствовало более 2 тысяч христиан.
Предстоятель Русской церкви напомнил, что история праздника восходит к VII веку, когда было осуждено течение иконоборчества. Он отметил, что и в настоящее время возникают еретические истеричные призывы под маркой борьбы за чистоту православия. Предстоятель отметил, что и в приходах порой происходит разделение в борьбе за первенство, и призвал всех христиан бережно хранить единство Церкви.
В величественном возглашении чина Торжества Православия в кафедральном соборе звучали слова: "Истинная любовь да царствует в сердцах наших!"
* * *
РИА НОВОСТИ: В первое воскресенье Великого поста Церковь совершает чин Торжества православия. От совершаемого пения и сам день называется Неделей Торжества Православия ("неделя" в древнем русском языке означала "воскресенье"). Также в этот день Церковь почитает память Всех святых пророков.
Празднование Торжества православия было установлено в память о победе над иконоборчеством, которая ознаменовала собой торжество над лжеучениями вообще
Это событие относится к началу 842 года, когда скончался последний иконоборческий император Феофил. Согласно преданию, императрица Феодора, жена Феофила, с детства почитавшая иконы, после смерти мужа через откровение во сне узнала о прощении своего мужа, что в последние минуты своей жизни он раскаялся в своем иконоборчестве.
Так закончилась эпоха второго иконоборчества — повторного гонения на иконы, начавшегося в 812 году, то есть спустя четверть века после первого иконоборчества, завершившегося утверждением догмата об иконопочитании на VII Вселенском Соборе 787 года.
Больше года понадобилось императрице Феодоре, чтобы исправить церковную ситуацию в империи — необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика. В марте 843 года новым константинопольским патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший от иконоборцев. На церковном соборе был зачитан и одобрен томос (греч. указ), провозглашавший необходимость восстановления почитания икон и подтверждавший законность постановлений семи вселенских соборов и анафематствование иконоборчества. Также собор вернул из ссылок всех ранее осужденных за почитание икон, епископы-иконоборцы были изгнаны с кафедр, на которые возвратились архиереи, пострадавшие при Феофиле.
После церковного собора Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю: множество участвовавших монахов и мирян, духовенства, провозглашали победу Православия над лжеучением, а несение перед процессией святых икон утверждало догмат об иконопочитании.
С тех пор в Церкви утвердился обычай ежегодно совершать в первое воскресенье Великого поста торжественную процессию с иконами и читать в этот день Синодик Православия — перечисление различных учений, искажающих суть православной веры, с анафематствованием каждого из них, а также торжественное поминовение усопших благочестивых поборников Православия — императоров, патриархов; молится Церковь об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой.
В России чин Православия введен в XIV веке и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен "новых еретиков", как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей.
Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия. Вот двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года:
1) Отрицающим бытие Божие, и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без промысла Божия, по случаю — Анафема!
2) Говорящим, что Бог — не дух, а вещество, также непризнающим Его праведным, милосердным, премудрым, всеведущим, и произносящим подобные сему хуления — Анафема!
3) Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой, — неисповедающим, что Отец, Сын и Святой Дух — един Бог — Анафема!
4) Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествие в мир Сына Божия по плоти, Его добровольные страдания, смерть и воскресение — Анафема!
5) Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом — Анафема!
6) Дерзающим говорить, что пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою — Анафема!
7) Неверующим, что Святой Дух умудрил Пророков и Апостолов, и через них возвестил нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину — Анафема!
8) Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение — Анафема!
9) Отвергающим таинства святой Христовой Церкви — Анафема!
10) Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, Божественному откровению согласные, благочестно хранимые истинно-православной соборной Церковью — Анафема!
11) Поносящим и хулящим святые иконы, ихже святая Церковь — для воспоминания дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения к благочестию на них взирающих, и для подражания им — принимает, и называющим святые иконы идолами — Анафема!
12) Теософам, еретикам, дерзающим говорить и безумно учить, что Господь наш Иисус Христос не однажды на землю сошёл и воплотился, но множество раз воплощался; а также и софианам — отрицающим, что истинная премудрость Отца есть Сын Его Единородный и вопреки Божественному Писанию и учению святых Отцов, ищущим иной премудрости — Анафема!
13) Масонам, оккультистам, спиритам, экстрасенсам, чародеям и всем, которые не Единому Богу веруют, но бесов почитают и не Богу смиренно жизнь свою предают, но чародейным призыванием бесов, будущее стремятся узнать — Анафема!
14) Безумно утверждающим обновленческую ересь сергианства; учащим, что земное бытие Церкви Божией может быть основанным на отрицании истины Христовой и утверждающим, что служение богоборным властям и верность их безбожным повелениям, попирающая святоотеческое предание и божественные догматы и разрушающая всё христианство, спасает Церковь Христову; и почитающим антихриста и слуг его, и предтеч его, и всех приближённых его, как законную власть от Бога; и богохульствующим против новых исповедников и мучеников — Анафема!
15) Нападающим на Церковь Христову и учащим, что она разделилась на ветви, которые отличаются между собою своим учением и жизнию, и утверждающим, что Церковь не существовала видимо, но от ветвей, расколов и иноверий, должна соединиться во едино тело; и тем, которые не отличают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, что крещение и евхаристия еретиков достаточны для спасения; и тем, которые имеют общение с этими еретиками или содействуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, под предлогом братской любви и объединения разделенных христиан — Анафема!
Предание анафеме вопреки расхожему мнению не является проклятием. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть снята и после кончины.