КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
05.12.2008 09:11
РИА НОВОСТИ: Деревянные обыденные храмы, построенные в старорусской традиции "об один день" — за одни минувшие сутки — в Москве, Киеве и Минске Российским клубом православных меценатов (РКПМ) и местными жителями, стали доказательством единства трех славянских народов и "антикризисным пакетом" православных, заявили священнослужители и организаторы проекта в четверг на пресс-конференции в РИА Новости.
"Очень символично, что храмы построены за одни сутки в Киеве, Минске и Москве. Этот год в целом связан с заботой Церкви о единстве. Этому был посвящен Архиерейский Собор летом, этому были посвящены дни празднования 1020-летия Крещения Руси, проходившие в Москве, Киеве и Минске, форум в Стамбуле с участием предстоятелей поместных православных церквей мира, с том числе Святейшего патриарха Алексия", — сказал глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский.
По его словам, появление обыденных храмов в "спальных" районах трех столиц, где нет церковных зданий "дает передышку, чтобы собраться для постройки большого каменного храма". "Это нужно нашим народам. Это нужно всем. Когда этот проект возник, им заинтересовались "Би-Би-Си", "Ле Монд" и другие западные СМИ — и не за что было зацепиться, чтобы какую-нибудь гадость сказать", — отметил Вигилянский.
В России, подчеркнул он, сегодня "очень мало храмов". До революции, когда население было меньше, в стране насчитывалось 60 тысяч храмов и часовен. Сейчас под омофором патриарха Московского и всея Руси по всему миру — 29 тысяч храмов и часовен, из них только 15 тысяч на территории России. "Православие стало религией мегаполисов. В некоторых селах и городах всего один-два храма, причем кладбищенских. Некоторые люди живут в тысячах километров от храма", — констатировал Вигилянский.
"Это очень по-русски: 70 лет разрушать храмы, а потом за один день строить", — заметил известный миссионер дьякон Андрей Кураев.
По его словам, "в кризисе, в тумане, во мгле в мегаполисных джунглях очень важно увидеть, что не все проживают жизнь в пассиве, что можно менять окружающий мир к лучшему, строить храм".
Председатель правления РКПМ Андрей Поклонский сообщил, что в течение минувших суток представители клуба спецбортом облетели все три стройки, а четверг в 8.30 все три храма уже были освящены и открыли двери для первого праздничного богослужения по случаю праздника Введения Богородицы во храм.
"Это соединения порванных связей наших славянских народов. Две трети наших стран — православные люди. Мы все крестились в Киевской купели. И сегодня мы показали, что мы вместе, нас нельзя разорвать. Я сам из Белоруссии, попал служить в Россию и остался здесь работать", — сказал Поклонский.
По его словам, у проекта возрождения традиции строительства обыденных храмов "два девиза: защита и забота" — защита детей, которые, по убеждению православных меценатов, вырастут другими рядом с храмом, и забота о стариках, которые уже не могут ездить на службы далеко.
"Быстрое строительство храмов шаговой доступности — это своеобразный антикризисный пакет православного сообщества. Ведь в сложившейся ситуации с фарфоровыми иконостасами придется повременить", — заявил глава московского отделения Союза православных граждан, завотделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов.
По его словам, новые церковные общины призваны стать центрами не только духовной, но и социальной поддержки населения, где состоятельные христиане будут помогать бедным и многодетным братьям и сестрам, где появятся новые рабочие места, где "хоть картошкой, но накормят".
"Сейчас в новом районе в праздник в храм с ребенком просто не войдешь… Москве сегодня нужно 20 тысяч быстровозводимых храмов", — убежден Фролов.
Еще один "плюс" обыденного храма в том, что он регистрируется как "временное строение" и не требует сбора огромного количества разрешительной документации.
По традиции на месте обыденного храма или рядом с ним впоследствии возводилась большая церковь. И в Киеве благодаря общине, сплотившейся на строительстве обыденного храма, уже планируется построить рядом каменную церковь.
Обыденные храмы, появившиеся в Киеве и Минске, рассчитаны примерно на 80 прихожан, московский — на 120. Но в РКПМ полагают, что по праздникам там будет собираться гораздо больше верующих (например, первый обыденный храм, в Кемерово, рассчитанный также на 120 молящихся, на Пасху вместил около 300 человек).
Каждый обыденный храм приписан к одному из действующих приходов — и службы в нем будут совершаться регулярно.
В строительстве храмов приняли участие жители близлежащих микрорайонов, в том числе молодежь. Над московским "обыденным храмом" Сретения Господня трудились рабочие завода "Сатори", на территории которого возведен храм (улица Монтажная, ближайшая станция метро — "Щелковская").
Деревянные срубы собираются из модулей, изготовленных по специальной технологии. По оценке специалистов, она в два-три раза дешевле традиционных проектов.
Стоимость обыденного храма в Москве — около 4 миллионов рублей (110 тысяч евро), в Киеве и Минске — примерно по 1,5 миллиона (по 40 тысяч евро).
Полное название проекта РКПМ — "Семь храмов в семи городах за один день". И возведение трех храмов в столицах России, Белоруссии и Украины стало вторым этапом его осуществления.
Первый обыденный храм "нашего времени" был поставлен весной этого года, в праздник Благовещения в столице Кузбасса — Кемерово.
Третьим, заключительным этапом реализации этого проекта РКПМ станет возведение в один день непосредственно семи храмов в семи федеральных округах России. Предположительно, это событие состоится в будущем году после Пасхи.
"Дальше мы отпускаем этот проект: мы рассказали всему миру о традиции, показали, как это делается, дальше — сами собирайте деньги и стройте", — призвал Поклонский.
"Отрадно, что в сознании современных меценатов и благотворителей все более и более утверждается понимание того, что подлинно человеческой средой обитания является такая среда, в центре которой возвышается храм", — отметил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословляя проект РКПМ.
Традиции возведения обыденных храмов — более тысячи лет. Первый такой храм был поставлен на Руси еще в 996 году. Великий князь Владимир, спасаясь от печенегов и укрывшись с дружиной под мостом, дал обет построить в случае избавления церковь — и, благополучно вернувшись домой, немедленно построил.
Обыденные храмы сооружались не только во исполнение обетов после избавления от того или иного бедствия, но и в память о победах и других важных событиях, а также на месте предполагаемых в будущем больших церквей.
Особенно распространены они были в Новгороде и Пскове в XIV-XVI веках. Многие деревянные храмы простояли более сотни лет (как, например, новгородская церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня: 1424-1592 годы). Была обыденная церковь и в Московском Кремле — в честь святителя Николая. Но со временем традиция стала угасать.
РКПМ создан в 2003 году для реализации социальных и благотворительных проектов, направленных на укрепление духовности. Среди наиболее известных из них — возрождение традиции написания мерных икон (такие иконы с изображением небесного покровителя писались раньше для новорожденных: высота и ширина доски соответствовала меркам ребенка при рождении).
В 2008 году стартовали две новые социальные инициативы православных меценатов. Первая направлена на возрождение системы трудоустройства бывших заключенных и их социальной адаптации. Вторая включает в себя моральную и духовную поддержку российских миротворцев и военнослужащих в "горячих точках". В рамках этого проекта на базе КАМАЗа построят "мобильный храм" для военнослужащих, который будет передвигаться между разными воинскими частями.