Народное радио

Интернет-вещание

 

26.05.2009


В студии известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов

Скачать запись программы в Медиа-архиве

Игорь Шишкин: Добрый день, уважаемые радиослушатели. У микрофона Игорь Сергеевич Шишкин. И в студии «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Здравствуйте, Николай Васильевич.

Николай Маслов: Добрый день.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, еще раз здравствуйте. Николай Васильевич, неделю назад в прошлый четверг мы с вами поднимали тему самосознания России. Кто мы, в каком мире живем, какие цели перед собой наша страна, наш народ ставит? И вы говорили о том, что эта тема будет длительной, и мы к ней будем возвращаться неоднократно, так как исчерпать одной программой нельзя. И вот прошло совсем немного времени, менее недели. И указ президента «О фальсификации истории» показывает, что тогда вы затронули, может быть, одну из самых болезненных и одну из самых важных тем для нашей страны. Вот как вы сейчас это видите, и почему вы считаете эту тему важнейшей?

Николай Маслов: История содержит в себе законы, которые были и остались, законы морали, нравов, она содержит все предания, она содержит всю культуру. То есть это сгусток того, без чего человечество не может ни жить правильно, ни сформулировать свою будущность. Это сгусток того, что определяет, от чего отталкиваются, с чем сравнивают, по чему судят. И фальсификация истории это древняя забава врагов любого государства, любого народа. Переписав историю, например, люди не знают, что их предки были христианами. Там можно написать, что они были, я не знаю, мусульманами, язычниками или там кем-то еще. То есть это сразу дает возможность из этого народа сделать совершенно другую страну, какую-то свою колонию и так далее, и тому подобное. Поэтому не зря же сказано, что кто не знает своей истории, тот не может построить, и у того нет будущего. И я думаю, что на самом высоком уровне президент не зря подписал, значит, или обратилось государство, верховная власть к этому вопросу, потому что, представьте себе, если вам сейчас скажут, что у вас родители были самыми главными в стране коррупционерами или бандитами. Или вам скажут, что ваши предки были великими князьями, послужили Отечеству, там составили письменность российскую. Наверно, вам будет приятно сказать, что вы, например, там родственник Александра Невского или наследник, или Кирилла и Мефодия, или Суворова. Но никогда вам не захочется сказать, что вы родственник какого-нибудь там Петлюры или какого-нибудь там, не знаю, болящего человека. То же самое и история. История или возвеличивает народ, или опускает его, делает ничтожным по сравнению с другими. История это пьедестал, на котором возвышается могущество страны. Или, наоборот, она где-то плетется в хвосте других народов, как каких-то там… Или это варварский народ или это, если сравнить, например, приедешь в Грецию. Греки не могут опустить свой нос, потому что они все время считают, что и Олимп у них, и письменность, и вера, и все остальное. Но так на самом деле и есть. Дело в том, что потомки Ноя они, значит, разошлись по нескольким направлениям. Это были одни семиты, другие хамиты и так далее. И каждому имени соответствовал и род занятий, и нравственность, и мораль, и их дела. И все это записано в истории. И если прервать какую-то цепочку, то это получится другой род из какой-то другой истории. Значит, будет путаница. Значит, еще раз говорю, люди скажут, что мы были не земледельцами, например, а я не знаю, там всю жизнь были летчиками. Прыгали с горы, а потом вылетали на самолетах сначала, да. И так далее, и так далее, и так далее. Поэтому история это основополагающая вещь, это фундамент всему. Еще раз говорю: или он дает, возвеличивает народ и ведет его выше по пути совершенствования, или он, наоборот, говорит, что его никто и не дает ни морали, ни права быть в будущем хорошим. И последнее. Наверно, каждый из нас замечал, что если ты из хорошего рода, из хорошего племени, так скажем, ты приятный и перед соседями. Даже не важно, с какую ты рубашку оденешься. Все знают, что это сын или племянник великого человека. А если ты никто, и зовут тебя никак, вся мораль вокруг тебя подавляет тебя. Для того чтобы выскочить из этого порочного круга, многие или меняют фамилии, то есть переписывают свою историю, или неимоверным, огромным трудом возвеличивают свою жизнь, несут подвиг в этой жизни и дают потомкам своим другую историю, более, значит, уже неплохую. Вы посмотрите, бандиты 90-х годов, они же многие поменяли фамилии. Значит, детей отправили за границу учиться и так далее, потому что им стыдно, что их дети будут называть себя отпрысками какого-то там Лехи Тамбовского или еще кого-то. Ему хочется, чтобы он был Алексей тамбовчанин, например, или граф Тамбовский. Вот еще, что им хочется. Почему? А потому что есть правда, есть совесть. И это все отлагается в разных формах в нашей истории.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы сейчас обратили внимание, на мой взгляд, на важный аспект. Порой говорят, какое к нам это все имеет отношение? Игры с историей, кто-то так написал, кто-то сяк написал. А вот когда переводится все это на личный уровень, и действительно представить можно человека, который потерял память… Кстати, существует немало и у нас в стране, и за рубежом, очень популярных фильмов, так что наши слушатели могут это себе хорошо представить. Человек, потерявший память, и как ему потом рассказывают вымышленную его историю. И в результате могут сделать из него кого угодно. Честного человека убеждают, что он всю жизнь был наемным убийцей. И он начинает верить, что он наемный убийца и должен убивать. Это его призвание. И наоборот.

Николай Маслов: Мы сейчас об этом сказали, что русский солдат, русский воин был народом-освободителем. А можно сказать, что он был варваром, захватчиком и так далее, и так далее. Ведь это же еще дает право, например, если в истории России никогда не было захватов других там городов, не было истребления других народов, то сегодня у российского правительства и народа есть право говорить о мире, есть право диктовать некие моральные условия и так далее. Ведь если, например, мы видим, что Пакистан, Афганистан там погрязли в войнах, эти наркотики, там Ирак, то Америка, которая возвеличила себя, написала себя в истории, как великое государство уже, не имея на это никакой заслуги, диктует миру свои права. А если Япония знает, что она когда-то диктовала, а потом сначала погибла с Советским Союзом, потом ее отбомбили еще американцы, она сегодня не высовывает нос на мировой арене. Китай, он большой, имеет историю великий народ, но всегда был таким, так сказать, достаточно в последнее особенно время таким нищим и убогим, так скажем. И он сегодня пытается реабилитироваться в глазах общественности. Он нигде не заявляет себя по большому счету на мировой арене. Но прилагает огромные усилия, чтобы реабилитировать свою страну. И так многие, многие, как отдельные личности, так и отдельные народы, отдельные родословные пытаются именно иметь свою историю очень хорошую. Смотрите, ты приходишь домой, а у тебя висят или сразу тебе кто-то показывает альбом своих предков. Показывает какую-то книгу о том, что в нашем роду были такие-то люди известные, писатели, философы, священники. Значит, мы прислуживали императору и так далее. Даже бизнесмены говорят, вот наша фирма там 100 лет назад обеспечивала там царский дом таким-то продовольствием или таким-то товаром. Вам хочется показать. А если вы не имеете родители, если вас там взяли, и вы выросли, но вы детдомовский, вы, как говорится, ни роду, ни племени, вам же, в общем-то, друзьям нечего рассказать. Вам это стыдно становится, вы это скрываете. Вы пытаетесь уехать в другой город, вы хотите начать другую жизнь. Так же и в лице государства. Поэтому, когда сегодня историю начинают трактовать в других странах и внутри нашего государства люди в ущерб нашему народу в настоящем и в будущем, когда переписывают ее, очерняют ее, конечно, за это нужно бороться. Это может быть страшнее, чем я не знаю, нападут на нас какой-то флот или армия, или самолеты нас будут бомбить. Это страшнее, потому что мораль, нравы общества это и есть могущество государства. Если историю переписывают, и оттуда убирают мораль и нравы общества, как сейчас это пытаются сделать, они подрывают могущество государства как в прошлом, но они это делают стратегически, зная, что народ, морально опущенный, не сможет выдержать, не сможет сохранить свою страну, свои границы, свою промышленность, экономику и так далее. Поэтому борьба за чистоту истории, ее улучшение даже, это всегда было стратегической задачей первых лиц государства.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, подмена прошлого человека опасна для его современного состояния, для его будущего. Точно также подмена прошлого народа опасна для его настоящего и для его будущего. Но ведь этот указ высветил и еще одну очень важную сторону проблемы, о которой говорилось в прошлой передаче. О том кто мы, нужно в первую очередь понять. Когда говорится о фальсификации истории, то нужно, чтобы сначала осознали кто мы, какая наша история, какое место наше в мире.

Николай Маслов: Предъявить подлинник, и с ним сравнивать все остальное.

Игорь Шишкин: Совершенно верно. А когда в соответствии с этим указом в эту комиссию входят такие деятели, как Сванидзе, тут возникает вопрос: а осознаем ли мы сейчас кто мы? Может быть, государство только почувствовало, что есть проблема, есть реальная опасность подмены прошлого страны для ее будущего, но само еще не осознало, что она представляет как государство.

Николай Маслов: Во-первых, начало доброго дела это осознание того, что это может приносить опасность переписывание истории. Второе, конечно, это уже желание навести в этом деле порядок. Это выход соответствующей комиссии. Третье, конечно, это создать тот исток, тот эталон, по которому мы будем сверять. Например, есть книга «Библия». Она переводится на разные языки. Но есть эталон, по которому сверяли. И так далее, и тому подобное.

Игорь Шишкин: А есть как раз фальсификации, специальные подделки.

Николай Маслов: Сегодня очень много фальсификаций, подделок. И они были. Например, фальсификация № 1 за весь советский период, который мы имеем. Это теория Дарвина о том, что человек произошел от обезьяны. Вы в подлиннике Дарвина нигде не найдете ни словом, ни помышлением о том, что Дарвин доказывал или что-то, что человек произошел от обезьяны. Этого нет. Но нашим правителям того времени было выгодно сфальсифицировать, что человек произошел от обезьяны. Почему? Потому что, чтобы та история, которая была в книгах у каждого в семье, вызывала сомнение, что человек произошел от Бога. И тогда коммунисты придумали Дарвина. Хотя, если вы поедите куда-нибудь в Лондон или, значит, в другое государство, прочитаете Дарвина в подлиннике в библиотеке, вы увидите, что, да, он говорил об эволюционном развитии. Но он никак не говорил, что человек произошел от обезьяны. Четко у Дарвина написано, что человек произошел от Бога. И Бог создал все. Но потом пошла эволюция, которая развивала этот мир. Там тоже есть заблуждения, но не такие фундаментальные. И вот когда говорят о подлинниках истории, нужно посмотреть о подлинности ее в современной деятельности людей. Вот смотрите, если наши первые лица все время говорят о душе, о силе русского духа, ходят в храмы и поминают своих родителей, молятся за рай для своих детей, но до сегодняшнего дня оставили в системе обучения будущих поколений эту ложную клевету на Дарвина с одной стороны. И эта ложная теория продолжает формировать умы наших детей. Поэтому мы еще даже вот в этом уже, в XXI веке не определились, кто мы есть, и кто мы были, и какими мы должны быть. Путаница вечная, извечная, которая вот зародилась где-то в начале XX века, всколыхнула умы либеральные, проявилась в Первой гражданской войне, потом в революции. И многие годы эта путаница, мы не можем отказаться от таких ложных шаблонов. Но это же не простая вещь формировать человека. Воспитывая человека. Мы определяем будущее нашего государства. Тем не менее, люди видят двойные стандарты, даже наши детишки. Вечером им бабушка или мать рассказывает и читает вместе с ними молитву, а на следующий день они идут и изучают эту обезьяну несчастную.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, а сейчас? Вы говорите о том, что есть раздвоение. Но это раздвоение как раз и связано с тем, что нынешнее государство не понимает своего «я». Не осознает, кем оно является, и куда стремится. Мы получаем постоянно совершенно противоположные, разнонаправленные указания. Есть даже такое выражение. Помните, лет 5 назад или 6 появилось о том, что в России многовекторная политика, и у каждой кремлевской башни по своему вектору. Было ведь такое. Да и сейчас остается в правящем слое. Это же еще и мировоззренческого единства нет. Один видит страну так, другой страну видит эдак, третий страну видит совершенно иначе. И вот что из себя нынешнее, нужно разобраться, государство представляет. Чем оно было, и к чему стремится?

Николай Маслов: Я скажу 2 слова о той политике государственной, которая была у нас в дореволюционный период, да, в общем-то, и в советский период. Ведь главной идеологией государства было высокие нравы и мораль в обществе. Не зря же русский инок был идеалом для любого человека. И всегда, когда что-то происходило, последней точкой, где люди находили право, это была церковь. Это были люди, писатели и философы высоких нравов. И только они имели право истолковать историю, только они имели право рассудить людей. И это право у них было по закону совести. Поэтому весь строй дореволюционный он проходил на ноте именно высокой морали и высоких нравов. Вся экономика, отношения в государстве строились именно по совести. Когда эти лозунги, значит, перестали быть 100% в умах людей, стали появляться трещины. И стали появляться ложные лозунги, ложные истины, ложные доктрины. В основном это появилось, в основном, от Петра I, когда появилась западная культура, началось смешение религий, одежд, манер, языков, обрядов. И все это, в общем, очень серьезно отразилось на жизни нашего государства до сегодняшнего дня. Сегодняшняя мораль, даже у коммунистов был моральный кодекс коммунистов. Они прекрасно понимали, что сначала они дали полную свободу для того, чтобы анархия разрушила в сознании те устои, которые были до революции. И первые поколения действительно были анархического склада. И свобода греха довлела над всем. Но потом они поняли, что для того, чтобы как-то сохраниться у власти и управлять всем государством, им нужна была мораль. И они начали возвращать мораль и нравы. И даже еще раз подчеркнуть, был даже моральный кодекс коммунизма или коммуниста. Это везде прослеживалось. Но поскольку слова расходились часто с делами, и люди видели мораль эту ложную и посылы ложные, с трудом люди прикладывались, как говорится, к останкам Ленина уже, понимая, что, в общем-то, есть недостатки. И в 80-е годы, извините, люди, например, с Архангельска, приезжая, высокопоставленные люди, которые руководили, например, такой областью как Архангельская или Мурманская, приезжали в Москву и считали за счастье привезти домой десяток яиц на самолете. Это рухнуло. Сегодняшняя политика государства, с моей точки зрения, она втройне аморальная. Вот сейчас тот же период, который был после революции. Новая демократическая Россия, нужно пересмотреть собственность, перераспределить от государства частным лицам. Частные лица это фактически те, кто находится у власти, потому что простому человеку мало, что достается от раздачи. И вот сегодня мы испытываем уже больше 20 лет, наверно, я бы назвал политику нашего государства последние 20 лет такого рейдерства, когда везде все отнимают. И право на бесплатную медицину, медленно, но оно практически отнято. И право на бесплатное образование, и право на самоопределение. На что только нет. Все через такие конструкции, как однопартийность опять, хотя она и многопартийная у нас государственная власть, но, в общем-то, она однопартийная. И так далее, и тому подобное. И сегодня мы страдаем от этого. Но это порок отсутствия морали. И вот то, что сегодня мы начинаем хоть как-то работать над вопросом по восстановлению справедливости в истории, может быть, мы и придем к пониманию того, об этом уже говорят многие, что экономика и нравственность неразделимая вещь. Если нет нравов, то нет и экономики. А ее не будет. Предпринимательская свобода и мораль тоже должны быть как-то увязаны. В противном случае мы будем, и уже в большей степени питаемся ядохимикатами, чем природными продуктами. Та часть, которая формирует мораль и нравы человека, это культура, средства массовой информации и так далее, превратились тоже в ядохимикаты. И, причем, такого уже виртуального свойства. Они посылаются в виде фильмов, в виде целой системы там игр, в том числе и игровых автоматов, там казино. И это, естественно, дало возможность фальсифицировать другим странам нашу историю. Почему? Они увидели, что мы сами ее не сохраняем. Это одна из причин возможности фальсифицировать, потому что мы сами ослабели, и с удовольствием вот эту вот поганую пищу съедаем. Тут же появились дельцы, которые решили ускорить процесс переваривания нашей пищи, и лишить нас той истории, которая делала нас великим народом.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, тогда следующий вопрос. Вы говорите о том, что современное государство можно назвать, дать такое определение как рейдерское. И одновременно вы говорите о том, что сейчас стали утверждать, что без нравственности нельзя строить экономику, что стоят в храмах. Создана вот эта комиссия по противодействию фальсификации истории. Вот как одно с другим может состыковаться?

Николай Маслов: У власти тоже есть разные люди. Вы знаете, очень удивительная вещь. Я перед передачей здесь с сотрудниками беседовал на радио. Вы знаете, есть род животных, да, волк. У него есть свойства волчьи. И можно писать свойства любого волка, и все эти свойства будут распределяться на всех особей волчьих. Там заяц – овечка. То есть если есть род там овец, то они все с одинаковыми навыками и так далее. Есть род человеческий. Но удивительно, что в роде человеческом есть и волки, и зайцы, и орлы, и шакалы, и змеи и все остальные. Почему? Потому что природа устроили животный мир без разума и ума. Инстинкты, и природа управляет этими инстинктами, и они не могут их изменить. А вот человек, к счастью, к сожалению, наделен свободой своих действий. У него есть ум, и он одарен разумом. И также есть в правительстве. Есть и волки, и зайцы, и голуби, и орлы и все остальное. Поэтому какая часть побеждает? Та, которая и разум и ум ведет к добру или ко злу? Вот и все.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, но для граждан страны, что, сидеть и вычислять процент волков, процент медведей, процент зайцев в правительстве? Правительство часто ассоциируется с государством. И когда мы говорим о том или ином государстве, мы говорим о его политической системе. И что же, вот сейчас к какому выводы при таком подсчете подойдет наш простой человек? Вот давайте возьмем. Заявляют о том, что грянул кризис, да? Правда, сначала говорили, что его не будет, теперь он грянул. Вы сказали, что у нас рейдерское государство. И мы наблюдаем с одной стороны – хоп, сразу же сокращают инвестиционные программы, направленные на развитие новых технологий, все, что связано с человеком. С другой стороны объявляют о том, что меняют вывески на крупнейших государственных компаниях. Стоимость этих замен несколько миллиардов рублей. Заменить вывески так называемый термин «ребрейдинг» изобрели. Причем, кто-то взял, да и подсчитал, что количество новых поставленных самолетов наше ВВС сумма равняется стоимости замены вывесок вот в этой одной из корпораций типа РЖД или Сбербанк Грефа. И вот после этого человек будет заниматься выяснением процента? Он скажет, что чума на весь ваш дом.

Николай Маслов: Нет, это понятно. Но дело в том, что всякая власть соизмерима с моралью общества. Всякая власть ради подчиненных пользы и по достоинству их. И в народе такое же количество зайцев, волков и так далее. Другой вопрос, что помимо волков в народе есть и огромное количество добрых людей, которую не понимают ту политику. Но, к сожалению, часто мы, добрые, порядочные, живущие по совести люди, или на выборы не ходим, или отмахиваемся от каких-то общественно-гражданских дел, отсиживаясь дома. А вот эти группировки разные, возглавляемые разными там волками, львами и так далее, они очень организованы во зле, а люди в добре не организованы. Это и есть следствие часто нашего бездействия. Вы посмотрите, как отстаивают свои права там за рубежом, потому что власть прозрачная. Почему она прозрачная? Потому что другой не может быть по определению. Люди не смогут отдать свои голоса и не смогут дома отсидеться, если они видят безобразия, которые есть. Конечно, очень много зависит от власти, как организовать жизнь. Власть должна быть порядочная, честная по отношению к своим людям. Но когда власть видит, что ее беззакония не будут наказаны, и люди отмолчатся, естественно, это беззаконие находит следующее беззаконие. И один грех подгоняется другим. Поэтому не нужно говорить, что кто-то за нас что-то решит. Все зависит от нас, от человека. Если человек не может что-то сделать, пусть попросит помощи у Бога. Он ему поможет. Но это должна быть искренняя просьба. Это должна быть просьба от чистой души. Это значит, мы должны изменять свою жизнь лично. И она зависит только от нас, в волчьей стае мы будем бегать или в заячьей. Мы будем, как орел, парить над землей, или, как змея, ползать по сырой земле. Это зависит только от человека, только. Человек идет направо или налево, никто его никуда не посылает. Только от него зависит. Но обстоятельства жизни таковы, что субъекты, воспитание воздействуют на человека, конечно, влияют огромную силу на него, оказывают огромную силу на него. Мы уже говорили, то же МВД, та же власть в действии, те же средства массовой информации. Люди борются сейчас с ЕГЭ – единый государственный, как его там, экзамен. Кто-то борется, кто-то ждет, понимая, что это плохо, ждет, когда кто-то добьется результата. А если бы это было серьезное родительское собрание, и сказали бы, так, знаете, господа, мы завтра все сказали бы, каждый в школе собрался и сказал бы, мы завтра экзамен сдавать не пойдем. И в один день вся страна не сдала бы экзамен в школе. Выгнали бы Фурсенко поганой метлой, отменили бы ЕГЭ так, как примерно народ. И вы помните, недавно был случай, когда в одном из институтов московских министр культуры назначил там какого-то Шрейберга, студенты и преподаватели сказали на порог не пустим. На следующий день был отменен приказ, назначен был человек, согласованный с коллективом. Вот такой подвиг мне нравится. Знаете, святитель Николай на Никейском соборе был вынужден нарушить церковное правило. Физически ударил богоотступника Ария за его ересь. За этот поступок с него был снят епископский омофор. Но Бог и Матерь Божья явно явились многим участникам собора и сказали: вы ошиблись, он защищал правду. Как говорит Василий Великий, мне очень нравятся эти слова: мы во всем очень кроткие и смиренные, но только не тогда, когда дело касается Бога и его правды. Вот это нужно всем всегда помнить, а не прикрываться кротостью и смирением христианским, когда идут процессы, разрушающие нашу правду, нашу веру и наше государство. Служа Отечеству, мы тем самым служим Богу. Поэтому это нужно помнить себе всегда. И действовать, и применять этот закон во всех своих поступках каждодневной своей жизни.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вы сейчас сказали, что если бы мы все выступили дружно, то Фурсенко бы вылетел. Но Фурсенко пришел на смену другому министру, который точно также проводил то же самое ЕГЭ, которое никто не желает ни из учеников, ни из их родителей, ни из руководителей вузов. Собираются ректоры крупнейших вузов, говорят, мы против. Из министерства им говорят: а кто вас спрашивает.

Николай Маслов: Значит, такие ректоры. Значит, такой голос, никому не нужный. Вот вся, значит, наша действительность. Вот и все. Наш голос. Мы сказали и побоялись его высказать на следующий день. Нужно настойчиво. А что такое ректор? Да он приказом утверждает себя всю жизнь в институте и в университете. Если весь ректорский состав сказал, что мы это применять не будем? Что сделает, например, министр обороны, если офицеры скажут, да это все глупость, это против нашей родины все идет? И что он будет делать, министр обороны? Да любой чиновник сидит, трясется у себя в кабинете и думает, вот я приказ подписал, а будут его выполнять или нет? А если он уверен, что всем все равно, он будет любые приказы подписывать.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, но тогда получается, что вот эта рейдерская система власти, которая сейчас существует и занимается в основном перераспределением собственности в свои карманы и карманы своих приближенных, плюс…

Николай Маслов: Вы знаете, для рейдерства я не имел в виду это только.

Игорь Шишкин: Естественно.

Николай Маслов: Рейдерство – это когда вообще все отнимается у всех незаконно, не спрашивая их об этом, не учитывая их мнение. Я имею в виду людей. Вот что я имел в виду под рейдерством. Не только распределение собственности. Это, знаете, как ее не распределяй, она все равно находится в России, как говорил Брежнев. А меня интересует, что рейдерство это и отнимают права у людей. Вот что еще интересно. Им говорят, да, у вас лекарства есть, но нет лекарств. Им говорят, мы пенсию вам дадим, но завтра же повышаются на все цены. Вот что я под рейдерством имею в виду. Это лишение прав человека на его жизнь, на его здоровье, на его образование, на медицину. Вы посмотрите, что происходит сегодня в милиции. Начальники отделений милиции расстреливают собственных граждан. И что? Выходят правозащитники на улицы, требуют реформы МВД и отставки министра? И что? Значит, требуется тогда более настойчивая позиция народа по отношению к государству, если государство не считается с собственным народом. Такого не должно быть. Это разложит наш народ, наше государство. Это, понимаете, несправедливый суд увеличивает силу зла в государстве. Сила зла – это грех. Грех за собой влечет падение еще большее морали других, более честных людей. Грех человеческий влияет, извините, на природу, на окружающий мир. Ведь как только человек согрешил, в природе появились хищники. Бог проклял природу и тем самым показал нам, чем больше греха, тем меньше урожайность, тем больше стихийных бедствий, тем больше неизлечимых болезней и так далее, и тому подобное. Все взаимосвязано, все в этом мире замкнуто на человека, на его внутренний моральный и нравственный мир. И если мы не боремся с грехом, нас он побеждает и нами руководит. И тогда вчера мы были лисичками, тоже хищниками, а стали завтра уже волками. И это наш свободный выбор. Нас никто не заставлял этот выбор сделать. И не надо ссылаться на обстоятельства. Когда Суворову нужно было одержать победу, он прошел через такой путь благодаря силе русского духа, как сегодня говорят, через Альпы и так далее, что сегодня не каждый скалолаз с современнейшим оборудованием может этот поход повторить. Но он спускается один. А Суворов спускал, помимо солдат, еще провиант, пушки, лошадей и все остальное. Вся Швейцария и весь иностранный мир восхищаются подвигом Суворова. А где вы видели в системе образования нашей, чтобы наши школьники восхищались подвигом Суворова? Или преподобного Сергия? Или Александра Невского? Что же мы сами себе врем? Мы учим наших детей и уже давно с этим смирились лжи. Мы свои собственные идеалы и кумиров выбросили из истории. Поэтому мне не известно, какую историю будет защищать Сванидзе сегодня, с каким источником он будет ее сравнивать.

Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. А я напомню нашим радиослушателям, в эфире «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, есть еще один вопрос в связи с этим. Вы говорите о том, что есть волки, есть овцы, есть зайцы и так далее, и так далее.

Николай Маслов: А вы, что, не знали об этом?

Игорь Шишкин: Нет, я имею в виду в человеческом обществе. Их процент примерно всегда одинаков. Но далеко не во все периоды.

Николай Маслов: Нет.

Игорь Шишкин: Процент примерно всегда одинаков. Но не во все периоды во власти процент волков и шакалов является преобладающим.

Николай Маслов: Нет, есть волки, а есть еще волки в овечьей шкуре.

Игорь Шишкин: Есть и волки в овечьей шкуре. Но почему они в определенные периоды должны надевать эту овечью шкуру? Почему, например, в 70-е годы невозможно было бы себе представить то, что сейчас творится в плане рейдерства в нашей стране и материального, и правового? Почему это было как исключение в те же 90-е годы XIX века и так далее в устоявшиеся периоды нашей страны? А сейчас рейдер на рейдере в самых различных областях. И сплошь волки, изредка сейчас только сейчас начинающие надевать овечьи шкуры?

Николай Маслов: Знаете, когда-то один архиерей современный приехал в деревню. К нему вышло много женщин и говорят: владыка, дайте нам, пришлите хорошего батюшку. Он им ответил, что, знаете, я сегодня посещаю шестую деревню. И везде мне задают один и тот же вопрос. И во всех шести деревнях я не обнаружил ни одного достойного члена для того, чтобы рукоположить его в священники. Дайте, говорит, мне своего сына, хорошо воспитанного, и я из него сделаю хорошего священника. Все, молча, постояли и разошлись. Все-таки исток хорошего в обычных домах, семьях. И тот, кто хочет, тот может. Сегодня время, когда кто хочет жить честно, благочестиво, спасаться, ходить в храм, имеет на это возможность. Были времена, когда таких возможностей не было. Поэтому пусть каждый сделает свой выбор. Пчела, прилетая, садясь на цветок, в этом цветке находит для себя нектар, делает из него мед. За ней приползает паук и находит в этом цветке яд. Также и из нас каждый, что он выберет в этой жизни, это его личная свобода и выбор.

Игорь Шишкин: А наше эфирное время подошло к концу. Я благодарю вас за то, что вы пришли к нам в студию. И напоминаю, в эфире «Народного радио» выступал известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Вел передачу Игорь Сергеевич Шишкин. До свидания.

Николай Маслов: До свидания.


   К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10