Народное радио

Интернет-вещание

 

24.01.2009


Дарья Юматова

Жительницу Архангельска выселили из собственной квартиры накануне Нового года. Это сделали судебные приставы, согласуясь с решением районного суда. Дом, где проживала Вера Нифанина, подлежит сносу: его признали аварийным и на его месте уже идет застройка нового квартала.   По договору с компанией-застройщиком, женщине было  обещано предоставить жилье, но сделано этого не было.

Состояние Веры Нифаниной с трудом поддается описанию:  неимоверная усталость от бесполезного хождения по судами и  самое настоящее отчаяние.  Ее буквально выставили на улицу ранним утром 30 декабря, покидав в мешки ее вещи,  несмотря на болезнь и законную просьбу об отсрочке. Само решение было принято незаконно,  — считает она, ведь до сих пор в суде рассматривается очередное обжалование с ее стороны.

История эта началась почти три года назад, когда мэрия Архангельска  заключила договор со строительной компанией о застройке квартала, где стоит дом, в котором до недавнего времени проживала Вера Николаевна и ее сын Евгений. Компания в свою очередь заключила договор с жильцами этого и рядом стоящих домов, что до начала строительства все люди будут расселены. Но краны  и ограждения уже стояли в десяти метрах от дома, а компания все не спешила.

Вера Нифанина: «В соответствии с договором, заключенным между областным судом, мэрией и частными лицами – застройщиками, последние  должны были нас расселить до начала строительства. Они этого не сделали. Почти всех жильцов, которые проживали в квартирах по праву социального найма, они расселили, но осталось три семьи, в том числе и наша».

Тогда и начались бесконечные хождения по судам – районный, областной, последний  — верховный, письма в мэрию и областную администрацию. Дело переходило из рук в руки,  и все суды были проиграны. У исков было два повода:  чтобы поскорее избавиться от  жильцов дома,  городская комиссия признала его  аварийным,  причем сделано это было в крайне быстрые сроки, заочно, да ещё и заказчиками экспертизы выступила заинтересованная сторона – застройщики. Примечательно, что этот  дом, хоть и старый, для жилья пригоден, в отличие от рядом стоящих:

Вера Нифанина: «Я предъявила суду для сравнения фотографии, на них – наш дом и те, что стоят рядом . Наш, хоть  и 1930-го года постройки, хоть и ветхий, но в нем можно жить:  он не покривился,  цела крыша, в нем есть все коммуникации, чего не скажешь о многих домах в Архангельске. У нас жители годами не могут добиться того, чтобы их дома признали аварийными, хотя каждый день они отходят от свай, а тут  — легко и просто пригодный для жилья дом списывают и выселяют жильцов. К тому же, в паспорте дома написаны совсем другие данные, чем в техэксиертизе, так что, нельзя такое заключение признавать законным. Я не говорю уже о том, что никакая комиссия на место не выезжала и не осматривала дом – они просто написали заключение – думается,  так было надо мэрии и застройщику. Причем, оцените цинизм нашей судебной власти: почти во всех судебных решениях говорится: «проживание в доме небезопасно и представляет угрозу для жизни. А ходить под строительными кранами и жить в десяти метров от стройки, значит, безопасно?»

По словам Веры Нифаниной, застройщики показали ей пару квартир, которые не устроили женщину, но на этом обещанные и положенные по закону поиски закончилось. На суде же было сказано, что Нифанина отказалась от всех вариантов жилья.

Вера Нифанина: «Я сама предлагала им несколько вариантов, причем искала не хоромы, а скромное жилье, в таких же старых, деревянных домах, но безрезультатно».

А вот сотрудник Правового департамента мэрии города Архангельска Жанна Ниндер утверждает, что ничего незаконного в выселении людей нет: «Это мнение Нифаниной, что ее выселяют, а у нас другое мнение, основанное на решение суда. Решение же вытекает из договора с компанией-застройщиком, в котором говорится, что собственникам предоставляется либо жилье, либо компенсация».

Вера Нифанина не является собственником квартиры – она отказалась от приватизации и получила право на бессрочное проживание в квартире и на расселение в случае сноса дома. Собственником части квартиры является ее сын Евгений, ему и положена эта компенсация, но ведь право Веры Николаевны жить в квартире и при случае получить ей замену при этом никто не отменял.  Компенсация, о которой идет речь  — 860 тысяч рублей,   действительно, была перечислена, но почему-то на счет нотариуса Веры Нифаниной. Эти деньги сын Евгений брать пока не решается: официально они не принадлежат ему, к тому же, они с матерью  не перестают надеяться на то, что с ней все же обойдутся по закону —  предоставят жилье, а не дешевеющие рубли, на которые с трудом купишь только такую же квартирку в ветхом деревянном  доме.

Злобная усмешка судьбы: на месте ее дома будет строиться дворец правосудия. В само правосудие Вера Николаевна уже не верит: «Мой  юрист в кулуарах как-то спросил сотрудника правовго департамента: почему вы не защизаете интресы простых граждан, а стоите за коммерсантов?  На это сотрудник департамента ответила: «Мы ищем уловки в законе, с тем, чтобы и  с другими поступать также». Я поняла, что я для них – поле для экспериментов, пример для будущей практики».

Сейчас Вера Нифанина ожидает обжалования решения Верховного суда, одновременно она подала иск в Страсбургский суд.

Дарья Юматова

   К НАЧАЛУ РАЗДЕЛА        ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ




125009, г. Москва, ул. Тверская д. 7 а/я 10 Телефон/факс: (495) 629-19-10