КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
Так считает руководитель Центра изучения элиты Института Социологии Российской Академии наук Ольга Крыштановская. На основании исследования, которое она провела вместе с коллегами, эксперт делает вывод о том, что у Дмитрия Медведева сегодня пока нет достаточно сильной команды. Напротив, у Владимира Путина такая команда есть, она давно сформирована, в том числе, не исключено, что с прицелом на будущее, предполагает Крыштановская.
По мнению Крыштановской и других экспертов, есть два варианта развития ситуации. Первый из них предполагает то, что нынешний премьер возвращается на президентский пост через четыре года, а, может быть, и раньше. Тогда никакие принципиальные изменения и не понадобятся. Второй вариант может возникнуть, если Владимир Путин возьмёт курс на осуществление перехода к парламентской республике. Несколько конкретных шагов в этом направлении он уже сделал – например, стал председателем правящей партии – "Единая Россия". Это дало ему ряд заметных преимуществ, позволяющих стать первым в России не техническим председателем правительства. Поэтому такой вариант, по мнению экспертов, выглядит сегодня более реальным. Однако не со всеми их выкладками согласен руководитель региональных программ «Фонда информационной политики» Александр Кынев, к которому я обратился за комментарием.
Николай Холявченко: Не может ли «Единая Россия», обеспечившая себе конституционное большинство, инициировать изменение Конституции? Хотя о чём тут говорить, ведь и до этого «единороссы» всегда проталкивали любые законы.
Александр Кынев: Я думаю, что конституционная реформа неизбежна. Конечно, поскольку Путин не раз заявлял, что Конституцию менять не надо, то инициатором изменения будет не он – это будет своеобразная имитация некоего общественного процесса типа движения «За Путина», возникнут комитеты, которые выступят с инициативами, и якобы под их давлением будут внесены какие-то изменения. Понятно, что речь будет идти только об одном – об усилении полномочий парламента и правительства, потому что полномочия Президента более того, что есть, усиливать уже некуда. Таким образом, может возникнуть ситуация перераспределения власти между её ветвями. В принципе, для страны это хорошо: конкуренция всегда лучше, чем монополия.
Николай Холявченко: А если парламент усилится тем, что его возглавит Путин, ведь такого поворота событий у нас тоже нельзя исключать, – возможен ли переход России на парламентское правление?
Александр Кынев: Чисто парламентской республики, я полагаю, у нас не будет. Возможен смешанный вариант – президентско-парламентской республики.
Николай Холявченко: А реально ли то, что Путин будет выдвигаться на президентский пост в 2012 году?
Александр Кынев: В зависимости от того, какие изменения будут внесены в Конституцию, возможно, что ему и не нужно будет снова занимать пост президента.