КОММЕНТАРИИ
02/005/2012
04/05/2012
РЕПОРТАЖИ
03/05/2012
02/05/2012
К 2025 г. правительство Москвы намерено увеличить оптовую цену на электроэнергию для промышленных предприятий в три раза: в 2011 году она составит 3 руб. за кВт/ч, в 2020 г. – 4 рубля 50 копеек, а к 2025 году один киловатт электроэнергии в час будет стоить 5 рублей 20 копеек. Об этом на заседании правительства Москвы заявил накануне глава Департамента топливно-энергетического хозяйства столицы Евгений Скляров.
Либерализация тарифов на электроэнергию – это красивое словосочетание, знакомое нам ещё со времён Гайдара, на практике означает значительное увеличение цены на тот или иной товар, а в данном случае – на потребляемое электричество. И здесь успокаивает лишь то, что столь непопулярную меру государство решило проводить постепенно. К тому же, для промышленности цены на электроэнергию начнут приводить к реальным, то есть рыночным, с 2011 года, а для населения – с 2014-го.
Переход к рынку в электроэнергетике – дело рук незабвенного Анатолия Борисовича Чубайса, который сейчас, как и обещал, отсыпается после тяжких трудов по разрушению…, прошу прощения, по реформированию единой энергетической системы России. Это его главное наследие, которое он неустанно создавал, находясь на посту главы РАО "ЕЭС", прекратившего свое существование с 1 июля нынешнего года. Такое решение, то есть либерализацию цен, «великий реформатор» объяснял реальными потребностями экономического развития – нужно, мол, жить по средствам, иначе не будет возможностей для модернизации устаревшего оборудования и электросетей.
Кроме этого, Чубайс не раз подчеркивал в своих выступлениях, что в отрасли «рынок всё отрегулирует» (что мы, собственно, сейчас и наблюдаем) и вмешательства государства в частную электроэнергетику категорически не нужно, ибо частные инвесторы решат все проблемы намного эффективнее. Но энергоавария, случившаяся в Москве в мае 2005 года, весьма наглядно показала, что решение проблем – это не только выбивание денег из потребителей, но и умение действовать в чрезвычайных ситуациях.
Между тем, потребление электричества в Москве в последнее время росло на 5-6 процентов ежегодно и, по прогнозам специалистов, разница между уровнем потребления электроэнергии и её производством будет с каждым годом расти. Не в пользу производства, разумеется, ибо мощностей электростанций не будет хватать для снабжения страны.
Так в чём же дело? Ответ лежит на поверхности: корпорация за те 10 лет, что её возглавляет Чубайс, практически ничего не сделала для развития системы, созданной энергетиками советского периода; она лишь нещадно эксплуатировала её, извлекая всё новые и новые прибыли. Из курса политэкономии мы знаем: когда спрос на товар превышает его предложение, то обладатель товара может быть уверен в том, что всегда будет в шоколаде. Так, может быть, в этом и есть весь смысл реформы электроэнергетики по Чубайсу?