Пять лет прошло с момента введения закона о местном самоуправлении. Идущая во всех регионах страны реформа пока вызывает множество вопросов и у тех, кто попадает под её действие – то есть местных властей, и у тех, кого она касается – жителей огромной страны. Накануне представители городов и сельских поселений со всех уголков страны собрались в Государственной Думе, чтобы обсудить наболевшие вопросы.
За последние пять лет органы местной власти обогатились немалым количеством полномочий. В этом главная цель и положительное достижение реализации закона о местном самоуправлении. Но у закона и соответствующей реформы есть немало отрицательных сторон. Чтобы донести их до законодателей, главы муниципальных образований приехали на семинар, прошедший накануне в стенах Государственной Думы.
Конечно, положительно оценить действие закона о местном самоуправлении легче главам крупных образований: наличие капитала в большом городе соответствует перечню полномочий. Мэр Новосибирска Владимир Городецкий говорит, что в его регионе средств на текущие расходы муниципалам вполне достаточно. Несмотря на недочёты и недоработки, он твёрдо уверен в главном: реформа способна дать развитие региону, а дальше все зависит от конкретных людей на местах.
Владимир Городецкий: «Денег, конечно, всегда не хватает, их никогда не бывает много. Но нужно понимать, что они нужны не только на текущие расходы, но на развитие, которое сейчас ставится главной целью. Хотя бы 1- 2 процента от прибыли нужно оставить муниципалам, чтобы была мотивация. Развиваем экономику – получаем прибыли от предприятий и отчисления в местный бюджет».
Но не так полны оптимизма те, кто сталкивается со множеством проблем в небольших населенных пунктах и на не таких привлекательных территориях. По мнению депутата Калужского законодательного собрания Татьяны Катлер, даже прогрессивные области могут просто потеряться на карте слаборазвитого района.
Татьяна Катлер: «Произошла очень неприятная вещь: точки роста в регионе оказались уничтожены. Из-за этой реформы растущие города и развивающиеся поселения стали размазываться в неблагополучном районе, топиться, превращаться в дотационные. Нет интереса к созданию налоговой базы, к развитию прибыльных предприятий на территории поселения, так как от этого в бюджет населения ничего не попадает».
Тем не менее, в ходе семинара не раз звучала мысль: местное самоуправление способно справиться с возложенными на него задачами. Но все упирается в распределение финансов. Их катастрофически не хватает на осуществление 34 положенных по закону местным органам власти полномочий. Большая часть средств, отпущенных на развитие малых городов и сёл, собранные там налоги несправедливо оседают в бюджете района или области. Привычная ситуация: в плохих дорогах обвиняют главу посёлка, но что он может сделать, если в местный бюджет доходят одни копейки от отчислений на транспортный налог?
Говорит глава администрации одного из сельских поселений Юрий Горман: «На примере нашего поселения я могу сказать, что, принимая третий год подряд бюджет нашего поселения, мы вынуждены писать прямо в документе: «считаем несоответствующими, нарушающими права местного самоуправления на самостоятельное существование отсутствие финансовых средств на решение проблем местного значения». Если на решение двадцати вопросов просто нет денег, то это никак по-другому обозначаться не может».
Но не везде ситуация складывается так плохо, есть и положительные моменты. Если в регионе хватает средств, и достаточно отчислений для одного конкретного местного бюджета, то, конечно, глава этого села или поселка распорядится этими средствами более продуктивно, чем далекий чиновник в районе.
Говорит Вячеслав Гаджиев, глава поселка Аксарайский Астраханской области: «Если говорить о работе администрации, то до принятия 131-го закона мы работали, совершенно не распоряжаясь бюджетом. И менталитет наш был соответствующим: мы не проявляли никакой инициативы. Сегодня мы полностью самостоятельны, у меня есть девять муниципальных служащих, и мы с теми же задачами, с которыми пятьдесят муниципальных служащих – а я сравниваю нас с другими регионами, — справляемся не хуже. Я думаю, что это показатель эффективности, что мы можем работать так же, как и администрация целого района».
За развитием во всех уголках страны, конечно же, всегда стоят конкретные люди, которым иногда мешают неграмотно составленные законы. Если главы местных образований, наконец, договорятся с законодателями, то реформа о местном самоуправлении перестанет себя дискредитировать и поставит, наконец, наши города и сёла на правильный путь.