С начала военной операции России в Грузии некоторые западные политики заявили, что цель её — срыв транзита азербайджанских энергоносителей, поступающих в Европу через Грузию. Российские политики говорят о прямой причастности США к эскалации грузино-российского конфликта с целью вытеснить Россию из Северного Кавказа и поставить под свой контроль нефтегазоносную артерию. В ходе дискуссии «Россия – Грузия — США: война за энергоресурсы» высказались специалисты в области геополитики, а также эксперты, имеющие отношение к добыче и транспортировке энергоресурсов.
Директор института проблем глобализации Михаил Делягин уверен, что главная причина войны – энергетическая. Михаил Делягин: «Господин Саакашвили имел гарантии на высоком политическом уровне в политико-информационной поддержке, которую он безоговорочно получил. Но какие-то люди с безумным превышением своих полномочий дали ему гарантии военной поддержки и гарантии того, что Россия не вмешается в процесс хоть какими-то силами. Причина такой безоговорочной поддержки Грузии против России не русофобия, а очень жесткий прагматический интерес, которого наши западные партнеры и не скрывают. Есть стратегическая задача, чтобы газ Средней Азии шёл в Европу в обход России. Они могут идти только по территории Азербайджана и Грузии, значит, нужно минимизировать влияние Российской Федерации на эти две страны. Поэтому перед Западом стоит задача: как сделать так, чтобы никакое наше влияние, никогда, даже теоретически, на их страны иметь не могло».
По словам редактора информационного агентства по Каспийскому региону «Росэнерджи», Игоря Ивахненко, война в Южной Осетии не имела воздействия на мировой энергетический рынок. Игорь Ивахненко: «Транзит через Грузию, конечно, не прервался. Нефть как шла по трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан, так и идёт. Нефть и газ в самые ожесточенные дни конфликта не подорожали на мировом уровне, нефть даже дешевела,, потому воздействие на мировой энергетический рынок эта война не имела. Я полагаю, что конфликт этот не будет иметь никакого воздействия, в том числе и потому, что Россия не ставила своей целью разрушить экспортную инфраструктуру: трубопроводы не бомбились и порты, которым владели иностранные компании: Батуми, Супса, Пулеви – никак не пострадали. Пострадал единственный порт — Поти, потому что предполагалось, что там есть объекты военной инфраструктуры».
Эксперт отметили, что у Росси не было цели повысить цены на собственные энергоносители.