Программа Григория Дунаева «Наше любимое кино»
Григорий Дунаев: Сегодня у нас в гостях очаровательная, солнечная женщина, актриса, звезда отечественного кино, народная артистка СССР Инна Макарова. Здравствуйте, Инна Владимировна.
Инна Макарова : Здравствуйте, Григорий.
Григорий Дунаев: Вы, наверное, впервые на «Народном радио»?
Инна Макарова : Да, впервые.
Григорий Дунаев: И как вам у нас?
Инна Макарова: Хорошо. У меня родители работали на радио в Новосибирске, а папе довелось создавать радиостанцию в Улан-Удэ.
В Новосибирске он был одновременно автором, редактором своих передач и диктором — уникальным. У него был очень редкий, неповторимый тембр голоса. А мама делала на радио замечательную передачу «Огонь по врагу» вместе с актёрами Константином Адашевским и Юрием Толубеевым. Это была крайне популярная тогда передача в Сибири. Так что, мир радио мне хорошо знаком, я понимаю ваши музы.
Григорий Дунаев: Инна Владимировна, расскажите о своём детстве? Где оно проходило?
Инна Макарова : В Новосибирске, до революции он назывался Новониколаевск. Во дворе великолепного здания дома Ленина помещался сад, там сейчас Театр юного зрителя. А тогда в этом месте располагалась молодёжная творческая студия, куда я и поступила в 14 лет, перед самой войной и где я проводила всё своё время. Я попала к очень хорошему педагогу, просто незабываемому. К тому же, там были люди, играющие в ленинградской Александринке. Я с восторгом смотрела на старших ребят, которые были уже в другой, взрослой жизни.
Григорий Дунаев: То есть к актёрскому ремеслу вы приближались уже тогда?
Инна Макарова: Конечно, я была очень подготовлена – всем, что происходило. Когда началась война, в Новосибирск привозили эвакуированных, и в город приехала легендарная Александринка из Ленинграда, тогда драматический театр имени Пушкина. И мне посчастливилось играть с его великолепными артистами на одной сцене! Однажды я репетировала Марину Мнишек с нашим партнером, и в этот момент пришёл великий Николай Симонов. Я ещё за кулисами, и он меня не видит. Мой партнер начинает роль, сцена ожидания — «Вот и фонтан; она сюда придет..». И вдруг я слышу, что Симонов занимает место Женьки и начинает сцену снова, со своим этим особенным произношением: «Она, вся кровь во мне остановилась», хотя он меня ещё не видит. И тут вот я выхожу на сцену в своих валенках и косичках. А он кричит: «Ты, наконец, тебя я вижу не одну со мной под синью тихой ночи». В общем, я присела и заорала: «Часы бегут, и дорого мне время", ну и так далее. Так, мы сыграли с ним во время войны в Новосибирске.
Мне дороги военные годы как раз этой работой в студии, которая делала всё возможное для исполнения спектаклей в условиях госпиталя.
Григорий Дунаев: Близится 9 мая. Примечательно, что мы встречаемся с вами в канун Дня Победы. В войну вы были еще совсем юной, но она не могла не повлиять на вас.
Инна Макарова: Меня всю жизнь спрашивают, почему я читаю стихи, рассказываю? Потому что это всё это было в моем подростковом возрасте, всем этим полна была моя юность. Я всегда вспоминаю наших ребят из школы и из кружка, которые ушли на фронт. Как они замечательно играли в «Двенадцатой ночи» до войны — кто Мальволио, кто Шута, кто Герцога. Потом они писали нам дивные письма с фронта, и наш педагог Валентина Викторовна читала нам их. Эти письма сейчас находятся в музее Новосибирска, и я их забыть не могу. Многие ребята погибли, но мы играли в госпиталях – получается, как бы в их память. Так что, к игре, к работе в кино я была подготовлена самой жизнью.
Звонок слушательницы: Здравствуйте, Инна Владимировна, это Марина Ивановна из Москвы. Моё поколение очень хорошо помнит вас в роли Любки Шевцовой в фильме. Сейчас, к сожалению, нынешняя молодежь этих фильмов не знает. Очень обидно слышать, когда спрашиваешь молодых о том, кто такая Инна Макарова, что они не знают об этом. У меня создалось впечатление, что у вас характер точно такой же, как у этой героини. Расскажите, пожалуйста, немножко о себе, потому что я настолько прониклась этим образом, что для меня вы и Любка Шевцова неразрывно связаны.
Инна Макарова: Спасибо. Действительно, мы очень похожи с моей героиней, и в жизненных линиях тоже. Я отлично помню 42-й год, когда ребята там, в Краснодоне, ещё только организовывались. Они тоже ездили на поля, помогали, работали. Во время войны и мы ездили с нашим драмкружком по сёлам, играли перед колхозниками вечерами у костра, а днем работали в полях — окучивали картошку, пропалывали что-то. Поэтому, когда я прочла «Молодую гвардию», я была в восторге от того, что почти всё то же самое было и в моей жизни. И то, что я играла Любку Шевцову, это, конечно, чудо. Это случай, который всегда бывает важным в актерской биографии. Самое забавное, что я играла Кармен в драме по Мериме в постановке Татьяны Лиозновой, и меня именно в этой роли увидел помощник режиссера и сказал: вот и Любка Шевцова. Ко мне подошёл его шофер и потихоньку сказал: «Любовь будешь играть. Сванеев сказал». И меня утвердили сразу.
Замечательные мастера делали эти картины. Если «Молодую гвардию» написал Фадеев, поставил Герасимов, музыку написал Шостакович, как она может быть плохой? Это гениальная картина, гениальная хроника времени.
Григорий Дунаев: Инна Владимировна, а давайте послушаем отрывочек из «Молодой гвардии».
Инна Макарова : Давайте.
Любовь Швецова: «Да разве есть другая страна на свете, у кого вот душа такая хорошая, которая вот столько вынести может?».
Инна Макарова : Я могу продолжить этот монолог — я его помню на протяжении всей жизни. Меня часто спрашивают, почему я всё время вспоминаю о том времени. Помню, я ехала во ВГИК – я к тому времени поступила в него в Алма-Ате и уже двигалась в Москву — и со мной в поезде ехали на фронт только что окончившие срочное училище молодые офицеры. Это был 43-й год, уже двигались наши войска, уже освободили Харьков, уже Прохорово поле, танки…
А эти ребята ехали и радовались, что рядом с ними мы – я и моя старшая подруга. Они радовались за нас, что мы едем поступать в институт, что начинается снова обычная жизнь.
Звонок слушательницы: Здравствуйте, Инна Владимировна, большое спасибо, что вы пришли на наше любимое «Народное радио». Вы мне запомнились больше в созидательной роли строителя. И представляю себе, что если бы тогда строили здания по триста этажей, как сейчас. Вот бы где бы вы сидели на балочке! А вопрос у меня такой: как вы встретили перестройку?
Инна Макарова: Это течение жизни, никуда от этого не денешься. Но важно сохранить то, что было прекрасного в предыдущей жизни. Было много хорошего. Но, конечно, просто так ничего не бывает, ничего не бывает случайного. Любая революция – отвратительная вещь. Но она же неизбежно является там, где уже накопилась какая-то энергия.
Перестройка не может быть без потерь. Это страшно. Мы, актёры, тоже были в ужасе, и также печально жили, как и все люди в стране. Другое дело, что мне выпало счастье быть востребованной среди вас. И я всё время куда-то ездила, где-то бывала: и на Севере работала, меня приглашали и в Сургут, и в Ханты-Мансийск, я летала на вертолете на Медвежий, где качают нефть.
Григорий Дунаев: Инна Владимировна, ну что же, вернемся в 50-е, годы вашего взлета, вашего кинематографического успеха. И одной из таких лент была лента всемирно известного выдающегося советского кинорежиссера Всеволода Пудовкина, у которого вы снимались в фильме «Возвращение Василия Бортникова». Расскажите об этом.
Инна Макарова : Мне тоже близко всё, что там происходит. Я посещала курсы механизаторов, я научилась водить комбайн и трактор. И с этой профессией я позднее встретилась в фильме «Русское поле». Мы тогда чуть не потонули с Нонной Викторовной Мордюковой, потому что трактор пошёл в обратную сторону, и мы оказались в Волге.
Григорий Дунаев: Откуда у вас вот эта тяга к земле, вот это вот ощущение?
Инна Макарова: Я все ощущаю: и землю, и небо, и деревья, и людей.
Григорий Дунаев: И технику?
Инна Макарова : А технику я терпеть не могу. Я, конечно, водила автомобиль, но мне было ужасно противно. Но пока мне муж не запретил этим заниматься, я всё-таки водила.
Григорий Дунаев: Инна Владимировна, а далее была картина «Дело Румянцева».
Инна Макарова : Это был всего лишь эпизод. Я тогда только что приехала из Болгарии, где снималась — тоже, кстати, играла высотницу-этажницу. «Дело Румянцева» снимал замечательный кинорежиссер Иосиф Хейфиц. Эта картина замечательна тем, что на её съёмках я встретилась с ним и с Алексеем Баталовым, с которым мы позже сыграли роли в фильме Юрия Германа и Иосифа Хейфица «Дорогой мой человек».
Григорий Дунаев: У вас вообще были замечательные партнёры
Инна Макарова : Мы ещё не сказали о Коле Рыбникове, замечательном, талантливом, музыкальном. Был такой фильм «Еще не вечер», где мы снимались вместе с Кириллом Лавровым. Кстати, картину мы снимали в Горьком, и я даже получила звание «Почетный рабочий цеха гидроузлов» Горьковского автомобильного завода. Там я уже была начальницей цеха. Моим партнёром был и замечательный артист Леонид Марков — в фильме «Безответная любовь».
Григорий Дунаев: Инна Владимировна, у каждого человека есть в жизни взлет, есть в жизни вершина, высота… Понимаете, к какому фильму я веду?
Инна Макарова : Кстати, в этом доме, где расположена ваша студия, жил Родион Щедрин. Мы пришли к нему, а он напел нам эту песню — «Ни кочегары мы…» Мы до сих пор с ним общаемся, встретились в прошлом году, как родные. Он так доволен, что я подхватила эстафету. При Коле я никогда не пела песню про кочегаров, а сейчас без этого не обходится ни одна встреча со зрителями. Все просят, и весь зал потом поёт «Ни кочегары мы, ни плотники…».
Звонок слушательницы: Алло, добрый день. Это Анна Михайловна из Москвы. Я включила радио, и слышу: любимый голос звучит на нашем «Народном радио». Инна Владимировна, большое вам спасибо за все ваши роли, но мне особенно дорог фильм «Женщины» с вашим участием.
Инна Макарова : Спасибо. Павел Любимов поставил эту картину, это первая его большая работа. И также большая работа для Нины Афанасьевны Сазоновой. Примечательно, что этот фильм вышел одновременно с «Войной и миром», и первые две серии «Войны и мира» собрали меньше денег чем «Женщины». Хотя история эта очень простая, но народ смотрел картину по четыре раза, мне писали письма.
Кстати, с этим фильмом связана одна забавная история. Однажды я была в гостях и общалась с бывшими сотрудниками МИДа, которые в советские годы работали в Польше. И они рассказали мне, что какой-то польский журнал организовал конкурс: чей проход лучше — мой с чемоданом, или знаменитый проход Софи Лорен в фильме «Брак по-итальянски». И вы знаете, я выиграла. Причем, этот момент мы придумали на ходу, в сценарии этого не было.
Григорий Дунаев: А всё потрясающая грация, которую мы увидели ещё в Любке Шевцовой. Вы занимались хореографией, откуда такая пластичность?
Инна Макарова : Нет, не занималась, но ещё в детстве мне всегда в школе говорили: ты будешь балериной. А пластика у меня, наверное, врождённая. Зато равновесие я держу не всегда, хотя высоты я совсем не боялась.
Григорий Дунаев: Я так понимаю, в «Высоте» ваш знаменитый танец вы исполнили по-настоящему?
Инна Макарова : Конечно, и, кстати, я не боялась. И надавала огромное количество щелчков.
Григорий Дунаев: Это было просто блестяще.
Инна Макарова : Я даже пыталась изобразить что-то похожее в «Капитанских детях», где я недавно снималась.
Звонок слушательницы Здравствуйте, Инна Владимировна, это Анна Михайловна. Я хочу спросить, участвуете ли вы в жизни какого-нибудь прихода, или в благотворительной деятельности?
Инна Макарова : Спасибо, дорогая за этот вопрос. Вы знаете, в начале перестройки меня пригласили на телевидение. И в прямой эфир поступил вопрос: верю ли я в Бога? Мне кажется, это было в первый раз, когда такое прозвучало открыто: на телевидении, в прямом эфире. Я сказала тогда, что без Бога в душе жить нельзя. И всё-таки перестройка – возвращаясь к вопросу одной из слушательниц — дала нам и хорошее – вернула людям Бога.
Григорий Дунаев: Инна Владимировна, чего бы вам хотелось от жизни сегодня и в будущем?
Инна Макарова : Мира. Людям нужен мир. Война калечит не просто физически, она калечит душу. Поэтому всем нам надо как можно сильнее стараться сохранять мир.