Православная Церковь отметила праздник Воздвижения Креста Господня
28.09.2009 14:31
РИА НОВОСТИ: 27 сентября в Православной Церкви — праздник Воздвижения Креста Господня.
Сейчас крест — главный символ христианства. Христианские храмы увенчаны крестами, каждый христианин носит на груди нательный крест и осеняет себя крестным знамением. Нам известно множество разных форм креста. Но ведь крест — орудие казни Спасителя. Разве не естественней было бы ненавидеть то, что напоминает о страданиях нашего Бога? Но орудие казни стало оружием победы: без крестной смерти не было бы и Воскресения, победы над врагами видимыми и невидимыми.
В 311 году византийскому императору Константину предстояло сражение с его соперником Максентием. Не будучи уверенным в силах своего войска, Константин искал помощи свыше. Но к кому обратиться? Император вспомнил, что отец его покровительствовал христианам, которые поклоняются Единому Богу. К этому Богу он и обратился. И вдруг… Константин и его воины увидели в небе сияющий крест и надпись "Сим победиши". А ночью во сне ему явился Христос и повелел изготовить воинское знамя с крестом по образцу виденного на небе. Константин выполнил повеление и — одержал победу.
Исполненный благодарности за спасение, он первым из римских императоров принял христианство, отменил казнь через распятие на кресте, прекратил гонения на христиан и взял их под свое покровительство.
Мать Константина Великого, также христианка, очень сокрушалась о том, что величайшие христианские святыни, в том числе и крест, утеряны. В 70 г. от Р. Х. Иерусалим был разрушен, многие священные места были осквернены и засыпаны мусором и развалинами. Немало способствовали этому язычники, которые, по свидетельству историка Евсевия, изменили вид местности Голгофы и святого Гроба.
Римский император Адриан построил на месте разрушенного Иерусалима новый город, засыпал гроб Господень землей и поставил над ним идола, а на месте, где Христос был распят, выстроил храм богине Венере. Казалось бы, христиане должны были потерять из вида священные места, но насыпи и идольские сооружения прочно их отмечали и, вопреки целям нечестивцев, делали их забвение невозможным.
И вот, в 326 году восьмидесятилетняя царица отправилась в Иерусалим, чтобы посетить места, связанные с жизнью Спасителя. С трудом нашли место казни Христа, а когда, разрушив построенный на нем языческий храм Венеры, начали раскопки, то обрели целых три креста. На каком из них был распят Христос?
Иерусалимский патриарх Макарий, помогавший царице в поисках, предложил испытание. На место обретения крестов принесли находившуюся при смерти женщину, присутствовавшие вознесли молитвы, чтобы через ее исцеление был указан Крест Господень, и стали по очереди прилагать к ней кресты. И после прикосновения к третьему больная исцелилась! Елена и все бывшие с ней поклонились и поцеловали Крест. Но народу вокруг собралось очень много, и чтобы поклониться честному древу Христова Креста могли все, патриарх Макарий встал на высоком месте и поднимал (воздвигал) Крест, показывая его народу. Люди поклонялись Кресту, восклицая: "Господи, помилуй!" Так возник праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а мир вновь обрел свою величайшую святыню.
Многие знают слова Христа: "Возьми крест свой и следуй за мной".
Когда-то "следовать за Христом" значило физически быть рядом с Ним, ходить по тем же дорогам, исполнять Его поручения, слушать Его проповедь; теперь следовать за Христом — значит научиться из Евангелия, как жить. Пойдя таким путем, мы пройдем через умирание. Многое в нас, что нам кажется живым, должно исчезнуть ради того, чтобы водворилась Жизнь.
"Возьми свой крест". Крест — это служение, а не просто труды, печали и болезни. Труды, и печали, и болезни бывают и у животных. Но крест несет только сознательный человек, который трудится ради ближнего и своей души.
Вглядимся еще раз в распятие. Бога страдающего, уязвимого, умирающего выдумать невозможно. Но только так могло совершиться спасение человечества: не грозный, карающий Бог — не Бог, требующий компенсацию за оскорбление, нанесенное ему несчастным, страдающим человечеством, а Бог, из любви к миру добровольно соучаствующий в его страдании, берущий его на Себя и тем вливающий в мир спасительную божественную силу любви.
В этом и состоит путь креста — путь, которым идут все прославленные и все безымянные святые и который есть выражение парадоксальной правды христианства.
О посте в Праздник Воздвижения: известно из примеров святых, что они имели обычай готовиться к великим праздникам, проводя это время в посте.
В праздник Крестовоздвижения в кафедральных соборах совершается чин Воздвижения Креста: происходит примерно то же, что происходило в те далекие времена в окрестностях Иерусалима: при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться ко Кресту, поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно (т. е. совершил его воздвижение — по-славянски), народ совершал поклонение Кресту и молился: "Господи помилуй!" И по чину священник или епископ 5 раз при пении "Господи помилуй" совершает воздвижение креста на 4 стороны света: на восток, на запад, на юг, на север, и в последний раз на восток. Затем все молящиеся целуют Крест и помазываются святым елеем по обычаю. При общем поклонении Кресту поется особый тропарь: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим".
Песнопения праздника Воздвижения Креста — одни из самых красивых и мелодичный церковных песнопений.