Православные России отмечают праздник Преображения Господня или Яблочный спас
19.08.2009 11:03
ИТАР-ТАСС: Один из самых красочных праздников отмечают сегодня православные россияне. В день праздника Преображения Господня цветочное убранство храмов дополняют желтые, красные, зеленые и оранжевые краски плодов нового урожая. А после Божественной литургии корзины с яблоками, грушами, виноградом, персиками и абрикосами освящаются священнослужителями.
В храме Христа Спасителя освящение плодов совершит патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Само событие — Преображение Господне – произошло более двух тысяч лет назад на горе Фавор в Палестине, когда Христос явил свою Божественную сущность. Апостолы на какое-то время увидели не тело Иисуса Христа, но яркий свет и почувствовали неизреченную радость.
* * *
РИА НОВОСТИ: Праздник "День Преображения" состоится в среду у Памятного Креста на Преображенской площади в Москве, сообщила пресс-служба префектуры Восточного административного округа столицы.
"По сложившейся традиции в "День Преображения" на площади пройдет военный парад со знаменем Преображенского полка, концерт духового оркестра, дефиле роты Почетного караула, а также состоится праздничный молебен", — приводятся в сообщении слова префекта ВАО Николая Евтихиева.
Он отметил, что праздник "День Преображения" проводится с 1996 года в центре "столицы петровских преобразований" — историческом селе Преображенское. В сквере на Преображенской площади в середине XVII — начале XVIII веков размещался Полковой двор гвардейского Преображенского полка, а в 1883 году, после постройки храма Преображения Господня, проводились главные торжества с освящением новых боевых знамен полка в присутствии императора Александра III.
"День Преображения" — это и престольный праздник храма Преображения Господня, стоявшего в центре солдатской Преображенской слободы и взорванного в 1964 году.
"Сейчас на месте церкви установлен мемориальный крест, но московские власти намерены восстановить храм в его первозданном виде", — отметил префект ВАО.
По его словам, принять решение о восстановлении было непросто, потому что нужно было вписать храм в сложную дорожную развязку на Преображенской площади. Разработкой проектной документации и строительством будет заниматься Православный приход храма Преображения Господня на Преображенской площади Московской епархии Русской православной церкви. Строительство будет осуществляться за счет собственных средств прихода и пожертвований.
* * *
РИА НОВОСТИ: Праздник Яблочного Спаса — в этот день (19 августа) совершается освящение плодов. В России, в тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, груши, сливы.
Древний обычай освящать плоды восходит к VIII веку. Колосья и виноград приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но таинственно-символическое значение этой традиции состоит еще и в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека. Освящение плодов — символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня, события которого также вспоминаются в этот день.
В Евангелии рассказывается, что уже в конце пути, незадолго до Голгофы, Иисус Христос взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна и привел их на гору. По преданию, это была гора Фавор. Сейчас туда организованно поднимаются группы христианских паломников: за сорок минут они достигают вершины, следуя теми же тропами, которыми некогда прошли Христос и Его ученики…
Можно представить себе, как утреннее солнце уже припекало их плечи, в сандалии забивались мелкие камни, а трое апостолов неспешно поднимались все выше и выше, за своим Равви (евр. Учитель). "Зачем Он поднял нас в такую рань, — думалось им, — позвал с Собой, двинулся, не проронив по пути больше ни слова. Что он задумал? И зачем было оставлять всех внизу и карабкаться по этим тропинкам? Ну вот наконец-то и дошли, Куда ты, Равунни? Опять молчит, наверное не слышит… молится…"
Апостолы устали и расположились в тени покореженной маслины: Иоанн с братом — на плащах, а Петр сел на камень, веки его отяжелели и он, опершись на посох, задремал… Вдруг послушался шум листвы, залепетавшей от порыва ветра, это заставило апостолов встрепенуться и они, встревоженные, стали озираться вокруг…
Иисус предстал пред ними: "и просияло лицо Его, как солнце, одежды Его сделались белыми как свет… явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие" (Мф. 17:2).
"Господи! Хорошо нам здесь быть", — воскликнул Петр, сердце его забилось радостно, он вдруг увидел Христа в неописуемой красоте, в каком-то неземном свете. "Если хочешь, Господи, волнуясь протараторил Петр, — сделаем здесь три кущи (то есть три шалаша из древесных ветвей): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". И пока он это произносил, светлое облако осенило всех и они услышали голос: "Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". Ученики в ужасе пали на землю, пытаясь закрыться руками, как будто защититься от некой невидимой Силы.
Вдруг все стихло, Иисус медленно произнес: "Встаньте и не бойтесь, — открыв глаза, они увидели только своего Равви, такого же, как и прежде, — никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых". Ученики молча переглянулись и опустили головы. Было время возвращаться назад и путники двинулись по тропе.
Христос готовит учеников к своей смерти. Ученики должны увидеть Его в славе, чтобы не поколебаться в час испытаний. Но полное понимание того, что видели они на горе Фавор не кого иного, но Бога в славе Его, придет к ним значительно позже, после Воскресения, когда в день Пятидесятницы Дух Святой научит их полноте божественной истины. Пока для апостолов Дух Святой — это светящееся облако, которое покрыло их и, вместе с тем, позволило созерцать Божию Славу и слышать его голос.
Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что "Бог есть свет", вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.
"Бывают в духовной жизни мгновения, которые так прекрасны, так дивны, говорит митрополит Антоний Сурожский, — что хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность на них остановились и никогда ничего другого не случалось бы… Но мы должны помнить, что это переживание нам дано для того, чтобы принести в темный, скорбный, холодный мир мир сияние Преображения".
В праздничном тропаре (коротком церковном песнопении, посвященном каждому христианскому празднику, дню памяти) есть такие слова: "Да возсияет и нам грешным, Свет твой неприступный". Они выражают стремление верующих к стяжанию Духа Святого, к тому чтобы стать причастниками Божественного света и поделиться этой радостью с ближним.
Ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу.