Желание учить историю религий есть, учителей – нет
23.07.2009 07:32
РИА НОВОСТИ: Российские школы столкнутся с отсутствием квалифицированных учителей по истории православия и других религий уже весной 2010 года, когда эти предметы появятся в виде эксперимента в 18 регионах, считает уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин.
Президент РФ Дмитрий Медведев во вторник поддержал идею преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики. Эксперимент по введению новых предметов с 2012 года, по его мнению, можно будет распространить на всю Россию.
Предполагается, что школьники или их родители смогут самостоятельно выбрать, какой из трех предметов изучать: историю и основы культуры одной из традиционных религий России (православие, ислам, буддизм или иудаизм), либо историю и основы культуры основных мировых религий, либо основы светской этики.
Кто будет учить?
"Главная проблема состоит в том, кто будет преподавать. Ясно, что это будут светские учителя, но кто и как их будет готовить? Лично я считаю, что с учетом дефицита квалифицированных кадров, сразу 18 регионов — это многовато. Надо попробовать сначала на меньшем числе", — сказал РИА Новости в среду Лукин.
По его словам, очень важно, чтобы в школе четко соблюдался принцип: "религия и государство — разные вещи, которые могут сотрудничать, но не должны сливаться".
Омбудсмен заявил, что права школьников, исповедующих другие религии, а не православие, не должны нарушаться.
"Надо тщательно отслеживать перекосы в любую сторону, потому что любой перекос — это насилие, а любое насилие рождает противодействие. Мне совсем не хочется, чтобы этические и нравственные предметы навязывались ребятам из-под палки", — заявил Лукин.
Он в целом положительно относится к тому, что школьники будут изучать на выбор светскую этику, основы культуры основных религий мира или конкретной религии.
"Родители должны абсолютно свободно отправлять детей туда, куда они считают более целесообразным: либо совершенствовать свое понимание нравственности через одну из больших религий, либо через несколько религий в их сопоставлении, либо с помощью светской этики", — сказал он.
Как готовить учителей?
Замглавы комитета Общественной палаты РФ по образованию и науке Любовь Духанина поддерживает мнение Лукина, что школы могут столкнуться с проблемой кадров, которые преподавать историю религий.
"Такая же проблема была, когда вводили мировую художественную культуру (МХК), информатику или экономику. Где брать преподавателей новых предметов? Надо их просто готовить. Это может быть и в варианте переподготовки, допустим, курсы повышения квалификации для преподавателей истории или МХК. Потому что пока я не слышала о том, чтобы речь шла о подготовке преподавателей специально по данной предметной области", — сказала она.
По ее мнению, это должны быть светские преподаватели, потому что школы в России должны оставаться светскими.
"Если же человек после этого захочет получить духовное образование, это следует делать в других образовательных учреждениях: воскресных школах либо в духовных гимназиях и академиях, которые сегодня существуют и прекрасно работают", — сказала она.
При этом Духанина считает, что введение этих предметов в школе расширит кругозор ребенка и поможет в его духовном поиске основываться на полученных знаниях, если учеба не будет формальной.
"Перекосы могут быть в ситуации неточной реализации идеи на местах. Например, сейчас введен ЕГЭ и есть такой перекос, когда в 11-ых классах сокращаются часы, выделяемые на некоторые предметы, но при этом больше часов дается на предметы, которые сдаются в форме ЕГЭ, чтобы выдать хороший, гарантированный результат", — сказала она.
Духанина также выразила обеспокоенность тем, что до сих пор не сняты многие вопросы. Например, если эти предметы будут преподавать в форме факультатива, сможет ли ребенок отказаться от них.
Как обеспечить равенство религий?
Директор общеобразовательного центра "Царицыно" Ефим Рачевский считает, что в малых городах, где население в большинстве исповедует православие, сложнее будет обеспечить равный доступ к урокам по истории разных религий.
"Здесь очень многое будет зависеть от местного руководства — школьного и органов управления образованием", — сказал он.
По данным Минобрнауки РФ, эксперимент будет проходить в течение трех лет. Преподавать новые дисциплины в 2010 году будут в четвертых классах. Первые уроки начнутся уже весной, в последней четверти и продолжатся в первой четверти пятого класса.
На первом этапе будут задействованы около 20 тысяч классов (порядка 256 тысяч ребят) в 12 тысячах школ из 18 регионов — это пятая часть всех школ в России. Более 40 тысяч учителей пройдут переподготовку. Система оценок светской этики или истории религий будет такой же, как и в любом другом предмете, а в подготовке учебников примут участие представители всех конфессий. Например, учебник по православию будут обсуждать мусульмане и иудеи.
Ориентировочно предполагается проводить два урока в неделю. Минобрнауки еще предстоит решить вопросы с подбором кадров и расчетом зарплаты учителей, принять нормативно-правовые документы. Под руководством министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко будет создан экспертный совет этого проекта.