Депутаты не знают, как защитить российский рынок труда от нелегальной трудовой миграции и выступают за разработку программы по привлечению трудовых мигрантов
22.04.2008 08:11
Депутаты Госдумы предлагают правительству разработать концепцию государственной миграционной политики России, предусматривающую защиту российского рынка труда от нелегальной трудовой миграции. Такие рекомендации приняты по итогам прошедших в понедельник парламентских слушаний, посвященных законодательному регулированию этой сферы.
Как говорится в материалах слушаний, число незаконных мигрантов в России может достигать 15 миллионов человек.
По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), в 2007 году в России получено 2 миллиона 136 тысяч разрешений на работу. При этом доля «теневого» рынка труда составляет, по оценкам ФМС, от 5 до 7 миллионов человек, а по экспертным оценкам — от 5 до 15 миллионов человек.
При этом в рекомендациях отмечается, что «рынок товаров и услуг, предоставляемых незаконными мигрантами, практически не контролируем». Экономический ущерб от незаконной миграции в России только из-за неуплаты налогов составляет, по экспертным оценкам, более 8 миллиардов долларов в год.
Наряду с этим ухудшается социальное положение россиян в районах, где живет большое число мигрантов, из-за роста безработицы, повышения цен на жилье и продовольствие, а также на услуги образования, здравоохранения и социальной защиты населения в силу увеличения нагрузки на эти институты.
Все эти факторы способствуют усилению напряженности в межэтнических отношениях и возникновению этнических конфликтов, отмечают депутаты.
Парламентарии подчеркивают, что в России до сих пор не выстроена эффективная государственная политика контроля за миграцией, а попытки содействия добровольному переселению соотечественников пока не дают желаемого результата: из ожидаемых 4,5-5 тысяч человек в Россию к настоящему времени вернулись лишь 890 человек.
Для восполнения трудовых ресурсов нужно развивать процессы организованного привлечения временных трудовых мигрантов, сочетая их с переселением соотечественников и учитывая миграционную емкость российского рынка труда, заявляют депутаты.
По их мнению, концепция государственной миграционной политики должна включать предупреждение и минимизацию неблагоприятных последствий незаконной миграции, разделение миграции на виды — семейную, трудовую, образовательную, гуманитарную — с четким юридическим определением каждого вида миграции.
Депутаты также отмечают необходимость обеспечения приоритетного права граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда.
Кроме того, участники парламентских слушаний считают необходимым обеспечить правовую и социальную защиту трудящихся-мигрантов, разработку программ по адаптации трудовых мигрантов к российскому законодательству.
Парламентарии также высказываются за внесение поправок в Уголовный и административный кодексы РФ, усиливающих ответственность работодателя за незаконное привлечение мигрантов к трудовой деятельности, а также установление уголовной ответственности за применение принудительного труда. /РИА Новости.
* * *
Депутаты Госдумы выступают за разработку программы по привлечению трудовых мигрантов, в рамках которой можно было бы контролировать и распределять миграционные потоки, и полагают, что стране необходимо большее количество негосударственных агентств занятости.
Этой теме были посвящены прошедшие в Госдуме в понедельник парламентские слушания. Законодатели, представители органов исполнительной власти и эксперты обсуждали проблемы регулирования трудовой миграции и деятельности негосударственных агентств занятости в РФ.
Глава думского комитета по труду и соцполитике Андрей Исаев выступает за развитие саморегулируемых организаций — так называемых частных агентств по трудоустройству, имеющих лицензии.
По его словам, в ведение таких агентств можно было бы отнести прием, расселение и трудоустройство мигрантов. При этом приезжим обеспечивалось бы медицинское и пенсионное страхование.
Исаев отметил, что вопрос привлечения трудовых мигрантов является одним из важнейших в плане обеспечения страны трудовыми ресурсами. «Мы находимся в начале большой демографической ямы», — сказал он.
Глава комитета подчеркнул, что правительство принимает эффективные меры по решению демографической проблемы, однако, по его словам, «результат этих усилий мы ощутим только через 20 лет».
«В то же время российская экономика развивается, и нам необходим приток трудовых ресурсов», — отметил он.
В то же время Исаев подчеркнул, что «значительная часть трудовых мигрантов прибывает в страну нелегально». Он привел данные экспертов, согласно которым количество нелегальных мигрантов может достигать порядка 12 миллионов человек.
Председатель комитета напомнил, что Госдума прошлого созыва приняла ряд законов, в том числе направленных на упорядочение миграционных потоков и увеличение ответственности работодателя за незаконный прием на работу мигрантов. Вместе с тем, отметил он, «переломить эту тенденцию не удалось».
Увеличение количества саморегулируемых негосударственных организаций, которые занимались бы приемом и трудоустройством мигрантов, во многом могло бы решить эту проблему, считает Исаев.
Он подчеркнул, что в рамках деятельности подобных негосударственных агентств занятости можно было бы проводить отбор трудовых мигрантов по профессиональному признаку, а также осуществлять их адаптацию к российскому законодательству.
Исаев также полагает, что создание ассоциации агентств подобного рода и создание базы данных по прибывающим в страну трудовым мигрантам позволило бы государству контролировать миграционные потоки.
Это предложение поддержал и член комитета Госдумы по безопасности Валентин Бобырев.
Он уточнил, что к 2015 году количество трудовых ресурсов в России снизится на 8 миллионов человек, а к 2025 году — на 18-19 миллионов. В 2009-2017 годах среднегодовая убыль работающего населения России будет составлять более одного миллиона человек, отметил парламентарий. При этом 49% российских предприятий уже сейчас испытывают кадровый голод.
По мнению депутата, необходимо разработать госпрограмму по привлечению трудовых мигрантов, которая должна быть гармонизирована с международным законодательством. Госпрограмма позволила бы на легальной основе решать вопросы обеспечения российских предприятий трудовыми ресурсами. /РИА Новости.