Лидеры США и Южной Кореи ностальгируют о союзе времен "холодной войны"
19.04.2008 15:10
Президент США Джордж Буш планирует впервые встретиться в субботу в Кэмп-Дэвиде с новым президентом Южной Кореи Ли Мен Баком, чтобы обсудить пути восстановления тесного военного союза, ослабленного за последние десять лет.
Предшественник Ли Мен Бака бывший президент Республики Корея Но Му Хен активно поддерживал США на международной арене, но на Корейском полуострове существенное внимание уделялось сближению с КНДР. Ли Мен Бак в корне изменил ситуацию, вызвав недовольство в Пхеньяне.
По официальной информации из Сеула, переданной по каналам южнокорейской печати, помимо состояния союзнических отношений, лидеры двух стран коснутся тем ратификации соглашения о свободной торговле, ситуации на Корейском полуострове, в том числе ядерной проблемы, вопросов потепления климата и энергетики, международных проблем и предложения о создании системы безопасности в Северо-Восточной Азии.
Вот этот последний пункт, отмеченный многочисленными южнокорейскими изданиями, и представляет особый интерес.
По сообщению южнокорейского агентства Ренхап (Yonhap), Ли Мен Бак, выступая на днях в «Корейском обществе» США, назвал три принципа построения союзнических отношений между двумя странами — союз общих ценностей, союз доверия и союз строительства мира.
В настоящее время главная проблема региональной безопасности в Северо-Восточной Азии связана с противостоянием между США и Северной Кореей, которая, опасаясь судьбы Ирака, создала и испытала в 2006 году ядерное оружие. Пути ядерного разоружения КНДР с 2003 года с изрядными перебоями обсуждается в Пекине на шестисторонних переговорах, в которых помимо двух корейских государств, участвуют дипломаты России, США, Китая и Японии.
В прошлом году в рамках «шестерки» была создана рабочая группа по механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии, возглавляемая Россией. Предполагалось, что она в будущем вырастет в единый политический механизм поддержания региональной безопасности.
Буш и Ли Мен Бак, возможно, и вспомнят это обстоятельство, но обсуждать будут, скорее всего, совсем другую идею.
Согласно данным, опубликованным в последнем номере южнокорейского еженедельника «Сиса ин» (Sisa in), США и Южная Корея наметят, как стало модно говорить, «дорожную карту» развития их отношений, предусматривающую прежде всего создание регионального союза по обеспечению безопасности (Pan Asia Pacific Security Union — PAPSU). Эта американская идея предполагает присоединение Южной Кореи к американской системе противоракетной обороны у дальневосточных рубежей России наряду с Японией.
Хотя правительство Южной Кореи и обещает учитывать при этом мнения других соседних стран, в том числе Китая и России, новый союз, по данным журнала, направлен на противодействие военному сотрудничеству в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Судя по всему, речь идет о возрождении известной еще во времена «холодной войны» военной оси Вашингтон-Токио-Сеул. Кстати, после завершения визита в США Ли Мен Бак в этой своей первой зарубежной поездке тут же отправится в Японию.
По данным «Сиса ин», в мае-июне США планируют проведение трехстороннего саммита, что и ознаменует собой создание «тройственного союза» с Южной Кореей и Японией.
До 2003 года между тремя странами действовала «Трехсторонняя группа координации и контроля» — ТиКОГ (TCOG) для выработки единой позиции в отношении КНДР на уровне министров иностранных дел. Сейчас уровень трехстороннего взаимодействия повысится до глав государств, отмечает южнокорейский журнал.
В последствии к союзу могут присоединиться Австралия, Новая Зеландия и несколько стран Юго-Восточной Азии. Что касается России, то пока обсуждается только возможность ее участия в нем в качестве наблюдателя наряду с Таиландом.
С формированием тройственного союза вопрос участия Японии и Южной Кореи в создании совместной с США системы ПРО в Северо-Восточной Азии будет решаться автоматически, хотя южнокорейские военные до сих пор относились к такой идее настороженно.
Продажа нового поколения американских вооружений — еще один этап «дорожной карты» США в отношении Южной Кореи.
Во-первых, это будут истребители F-35 вместо прежних F-16 и беспилотные самолеты «Глобал хоук» (Global Hawk). Во-вторых, предполагается помощь в расширении радиуса действия южнокорейских ракет. Пока Южная Корея обладает программой разработки ракет, способных долететь до Пхеньяна или северокорейского ядерного центра Йонбен (300 км), но радиус может быть увеличен до 450 километров в случае присоединения Сеула к американской системе ПРО в регионе, сообщает «Сиса ин».
Возможно, на встрече в Кэмп-Дэвиде Ли Мен Бак и Буш затронут тему сокращения американских войск в Южной Корее, численность которых с 2009 года должна составлять 25 тысяч военнослужащих, однако США, по данным журнала, хотят все же сохранить там 28,5 тысячи человек.
Северная Корея требует полного вывода войск США с юга Корейского полуострова и подписания договора о мире, поскольку со времени окончания войны 1950-1953 годов было подписано только соглашение о перемирии. Соединенные Штаты пока отказываются от окончательного мира с КНДР, как полагают наблюдатели, опасаясь потерять повод для сохранения военного присутствия в Южной Корее и своего влияния в регионе.
Хотя Ли Мен Бак заявил на этой неделе в интервью Си-Эн-Эн, что не считает отношения между Южной Кореей и КНДР испорченными, настороженность Пхеньяна его курсом, перечеркнувшим прежнюю политику «солнечного тепла» в межкорейских отношениях, может вбить клин и в шестисторонний процесс ядерного разоружения Северной Кореи, и в попытки Вашингтона добиться в нем какого-то прогресса к завершению срока пребывания у власти администрации Джорджа Буша.
Именно в эти дни США предприняли шаги, которые были расценены наблюдателями как уступки КНДР, в частности, смягчение требований к раскрытию Пхеньяном своей ядерной программы. Однако наметившаяся напряженность в отношениях Сеула и Пхеньяна может помешать выполнению задач по необратимому прекращению ядерной программы КНДР. /РИА Новости.