В День Победы чистое небо над Москвой обеспечат 12 самолетов ВВС
11.04.2008 17:02
До 12 самолетов Военно-воздушных сил, оснащенных специальной аппаратурой по воздействию на облака, будут задействованы с 7 по 9 мая для создания благоприятных погодных условий в Москве, сообщил в пятницу РИА Новости помощник главкома ВВС РФ по информационному обеспечению полковник Александр Дробышевский.
«Для выполнения работ совместно с «Агентством атмосферных технологий» Росгидромета будут подобраны лучшие экипажи на самолетах Ан-12, Ил-18, Ан-26, имеющие опыт выполнения работ по воздействию на облака», — сказал Дробышевский.
Работы планируется выполнить с аэродрома Чкаловский, добавил помощник главкома.
Как сообщили в службе информации и общественных связей ВВС России, суть применения специальных реагентов заключается в распылении жидкого азота, соединений серебра или обычного порошкообразного цемента над определенными участками облачности.
Вид применяемого реагента зависит от типа облачности и ряда других условий. При попадании реагента в облака на его мельчайших частицах возникают центры кристаллизации или сублимации, которые в конечном итоге выпадают снегом или дождем.
Рубежи воздействия на облачность находятся, как правило, на расстоянии нескольких сотен километров от того места, где требуется обеспечить хорошую погоду.
Применение подобного рода реагентов, в плане загрязнения, никак не сказывается на состоянии земной поверхности. Количество частиц реагента, выпадающих на единицу площади земли, ничтожно мало, оно в сотни раз меньше естественного уровня наноса пыли, сообщили в службе информации и общественных связей ВВС России.
Сам процесс применения реагента тоже имеет свою специфику. Перед запуском двигателей все члены экипажа переходят на дыхание чистым кислородом. Руление и полет экипаж выполняет в кислородных масках. Это делается для того, что бы уберечь экипаж от отравления азотом, которое может возникнуть при возникновении даже незначительных негерметичностей в системе с жидким азотом.
Использование кислородной системы обусловлено и тем, что технология применения реагента связана с разгерметизацией самолета, который может находиться на высотах 7-8 тысяч метров. В этот момент температура воздуха в резгерметизированном отсеке понижается до минус 40 — минус 60 градусов Цельсия, возникает недостаток кислорода.
Для перевозки и распыления жидкого азота в грузовых отсеках транспортных самолетов Ил-18, Ан-26, Ан-12 установлены системы, включающие в свой состав сосуды Дюара. С внешней стороны, в хвостовой части, на некоторых самолетах установлены специальные устройства, для отстрела патронов, содержащих соединение серебра. Каким образом дооборудован самолет, зависит в основном от типа применяемого реагента.
Сосуд Дюара — металлическая емкость с вакуумной изоляцией для хранения и транспортировки жидкого азота. Представляют собой резервуар типа «сосуд в сосуде», межстенное пространство которого заполнено многослойной изоляцией и отвакуумировано. Высокий вакуум поддерживается в течение длительного времени. Внутренний и наружный сосуды выполнены из алюминиевого сплава, горловина — из нержавеющей стали.
Выполнение подобного рода заданий для ВВС не является чем-то новым. Уже в течение нескольких десятков лет военные экипажи успешно справляются с столь неординарными поручениями. Еще в семидесятых годах прошлого столетия в подобных задачах были задействованы специальные реактивные самолеты Ту-16 «Циклон», созданные на базе стратегического бомбардировщика Ту-16. /РИА Новости.