Участники конференции "Религия и образование: российский и международный опыт" отмечают, что в сфере образования появилась "новая реальность"
31.03.2008 23:57
Школа должна учитывать интересы верующих разных религий и атеистов, предоставляя им равные возможности духовно-нравственного образования и воспитания, считают участники конференции «Религия и образование: российский и международный опыт», открывшейся в понедельник в Российском государственном гуманитарном университете.
В России сейчас идет разработка нового государственного образовательного стандарта, в который впервые войдет преподавание духовно-нравственной культуры.
«Общедоступная школа должна приспособиться к разным мировоззренческим группам», — считает зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
По его мнению, попытки идеологического диктата в школах должны уйти в прошлое, и все религиозные меньшинства должны иметь возможность преподавать своим последователям в школах свою религиозную культуру.
Чаплин убежден, что школьникам ничего не должно навязываться: ни религиозное учение, ни нейтральные знания о религии, в частности, верующим детям не должно навязываться такое преподавание, которое не предполагает разделения религий на истинные и ложные. Священнослужитель считает взгляд на религию, исключающий веру, не нейтральным подходом, а «сознательной неправдой».
Для верующего, по его словам, неприемлемо также, когда преподаются знания о религии, лишенные нравственного императива.
Представитель Совета муфтиев России Арслан Садриев, в свою очередь, заявил, что против преподавания в многонациональной и многоконфессиональной России какого-либо одного предмета, посвященного одной религии, даже по выбору учащихся.
«Позиция Совета муфтиев заключается в равном изучении конфессий и религий, присутствующих в России, в курсе религиоведения и в старших классах», — сказал Садриев.
По его словам, углубленное изучение религии должно проходить в рамках воскресных школ, системы средних и высших религиозных учебных заведений.
Представитель министерства образования и науки РФ Елена Романова, в свою очередь, отметила, что в сфере образования появилась «новая реальность» — в соответствии с принятым в декабре 2007 года законом о новых образовательных стандартах впервые в российской истории одной из задач образования стало «духовно-нравственное формирование личности». Сейчас в Российской академии образования разрабатывается содержание духовно-нравственной области с участием представителей религий.
«Речь идет не о религиоведении как о предмете и не об основах православной культуры как о предмете, а о некоей воспитательной составляющей, которая будет распределяться во всем образовательном процессе, в частности, в каких-то отдельных дисциплинах», — пояснила Романова.
Специальный представитель председателя комитета ОБСЕ по противодействию расизму, ксенофобии и дискриминации Анастасия Крикли из университета Ирландии призвала обратить особое внимание на то, чтобы исключить опасность дискриминации в сфере образования по религиозной принадлежности.
«Мы должны разделять право каждого на практику собственной религии», — заявил другой зарубежный участник конференции — директор Международного центра исследований религий и права из университета Бригэма Яна (США), сопредседатель группы разработчиков документа по преподаванию религий под названием «Толедские руководящие принципы» Кол Дурэм.
По его словам, очень важно, чтобы люди не только изучали и практиковали свое вероучение в процессе образования, но и знакомились с другими религиями, лучше узнавали друг друга.
Чрезвычайно важным Дурэм считает также аспект адаптации детей из религиозных меньшинств к различным образовательным предметам, касающимся религиозных вопросов. /РИА Новости.