Чай и кофе из Индии могут подскочить в цене на 30-50 процентов

27.01.2008 12:06

Об этом пишет Прайм-ТАСС: «Сообщения о том, что Россельхознадзор запретил ввоз растениеводческой продукции из Индии, появились на лентах информагентств несколько дней назад. Со ссылкой на официальное сообщение ведомства, в прессе заявили — в партии кунжута из этой страны обнаружен опасный вредитель.

Кунжута Россия ввозит сравнительно немного, но под угрозой оказывается рынок чая и кофе – товаров, в отличии от кунжута, для нашей страны почти что стратегических.

Запрет вступает в силу с 28 января. За десять дней до этой даты в одной из партий кунжута из Индии, пришедшей в порт Новороссийска, был обнаружен капровый жук. Опасный вредитель – насекомое до 3 мм длиной – внесено в России в список карантинных. Жук способен повреждать 100 видов семян зерновых и ряда других культур. Анализ фитосанитарного риска показал, что товарные потери в России от этого жука могут составить от 167 млн до более чем 5,5 млрд руб. в год. Однако, как заявил заместитель начальника отдела международного сотрудничества, протокола и работы со СМИ Россельхознадзора Алексей Алексеенко, к ввозу будет запрещен отнюдь не весь товар. Все зависит от упаковки. Если чай или кофе будут расфасованы в железные и стеклянные банки уже на месте сбора сырья, и попадание жука в такую тару будет исключено, то они смогут ввозиться свободно.

Впрочем, российских производителей чая и кофе это вряд ли обрадует. Дело в том, что, поскольку в нашей стране ни то, ни другое фактически не растет, наши компании занимаются исключительно расфасовкой: к нам приходит сырье, а здесь его «доводят до ума» и упаковывают в разную тару. Как заявил в ходе пресс-конференции в пятницу генеральный директор ассоциации производителей чая и кофе Рамаз Чантурия, 95 проц ввозимого из Индии чая – это сырье для чаеразвесочных фабрик. Сегодня, по оценкам аналитиков, доля индийского чая на российском рынке составляет 25-30 проц, доля кофе – порядка 20 проц. В денежном выражении ежегодный объем импорта этого товара из Индии оценивается в 200 млн долларов.

Сегодня, по словам Р.Чантурия, запасов, находящихся на складах наших чаеразвесочных фабрик, хватит примерно на месяц. Резко увеличить собственное производство за это время невозможно. Если в Советском союзе «львиную долю» рынка составлял краснодарский или грузинский чай, а «чай со слоном» относился к разряду дефицита, то сейчас все изменилось. Емкость краснодарского чая на рынке – 0,17 проц, расходится он в основном внутри региона и, хотя любители этого напитка еще не перевелись, о восстановлении производства в прежнем масштабе в обозримом будущем следует забыть. Грузинский чай тоже стал экзотикой. Из этой страны, по словам экспертов, сегодня экспортируется в Россию не более 3 проц чая, и увеличить объем тоже невозможно – Грузия просто не в состоянии производить больше.

Остается экспорт из дальнего зарубежья – а точнее, из стран Латинской Америки, Африки или Шри-Ланки. По словам эксперта, лидерами здесь являются Аргентина, Колумбия, Кения, Танзания. С некоторыми из них наши фасовщики уже наладили отношения, и речь идет лишь об увеличении объемов, на некоторые рынки придется заходить «по новой».

Все это требует времени и однозначно увеличит затраты на производство готовой продукции. Вдобавок, чай сегодня дорожает на всех мировых рынках. По словам Р.Чантурия, только в Шри-Ланке чай на аукционах за прошлый год подорожал на 35-85 проц, в зависимости от сорта. Так что подорожание в любом случае произойдет». /Прайм-ТАСС.




© Народ Инфо, 2007-2008