В студии известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов

Скачать запись программы в Медиа-архиве

Игорь Шишкин: Добрый день, уважаемые радиослушатели. У микрофона Игорь Сергеевич Шишкин. В студии «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Здравствуйте, Николай Васильевич.

Николай Маслов: Добрый день.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, 27, 28 и 29 июля, буквально через несколько дней в Московской духовной академии в Сергиевом Посаде будет проходить Международный образовательный форум «Глинские чтения». Вы являетесь создателем этого форума, его бессменным руководителем. Вполне естественно, что сегодняшняя передача будет посвящена предстоящему форуму. Форум регулярный. Каждый год в это время в Духовной академии проходит соответствующее действо. И я думаю, многие наши радиослушатели знакомы с этим форумом, знают его цели, задачи. Но, естественно, каждый год они иные. Однако аудитория «Народного радио» неуклонно расширяется. В последнее время появился еще такой сегмент как Интернет-вещание. Очень много радиослушателей появилось именно в Интернете. И они могут не знать, что это за форум, когда он возник, и почему он именно так называется. Поэтому вначале давайте коротко, дабы не повторяться для тех, кто это знает, но сообщить тем, кто не знает. «Глинские чтения», почему именно Глинские, откуда пошло это название, Николай Васильевич?

Николай Маслов: Международный педагогический форум «Глинские чтения» это форум образовательный, просветительский. Он проходит в честь, в память схиархимандрита Иоанна (Маслова), моего духовного наставленника. Зародился он, естественно, в день его кончины. Зародился он как бы стихийно, после того, когда закончилось отпевание, было предано земле тело нашего батюшки, на трапезе люди невольно стали вставать, выходить в удобное место, просить даже микрофон. Потом даже попросили и принесли. И начались воспоминания, разговоры. Начались воспоминания о том, какой был отец Иоанн, какую он внес, так сказать, лепту в духовную жизнь нашей церкви, нашего государства. Но, в общем, шаг за шагом. Потом мы изучать стали его труды более глубоко. И уже стали изучать его под разными уклонами. И постепенно стало ясно, что отец Иоанн это человек, которому Бог даровал талант педагога, воспитателя. И его труды, вот мы сейчас можем уже об этом говорить, стали неотъемлемой частью системы образования, воспитания не только даже нашего государства уже. Они переводятся на разные другие языки и воспринимаются другими системами, и церковными православными, и образовательными, и культуры и так далее, и так далее. Конечно, 19 лет спустя мы об этом не думали. Но шло все постепенно. И вот «Глинские чтения» они посвящены имени памяти отца Иоанна, который вышел, он окреп в знаменитой Глинской пустыни, где до последнего дня ее существования в 61-м году сохранялось престолостарчество, русское старчество. Сегодня Глинская пустынь возобновляет свою деятельность. Восстанавливаются храмы.

Игорь Шишкин: Но находится теперь она за пределами Российской Федерации ныне? На Украине или нет?

Николай Маслов: Нет, она находится в пределах, канонических пределах Русской православной церкви.

Игорь Шишкин: Но я имею в виду в государстве?

Николай Маслов: Это для вас, коммунистов, границы. У нас нет границ, у православных. Там, где есть православный человек, там есть наши, так сказать, братья и сестры. Поэтому вот так ежегодно, много лет десятки тысяч педагогов посетили наши чтения. Уже в этом году будут близко скоро к 50-ти тысячам. Получили духовные назидания, имеют соответствующую литературу, кому это нужно, которую мы выпускали. Многие стали, переосмыслили всю свою жизнь, изменили всю свою педагогическую школу. Сегодня можно четко сказать, что есть сегодня педагогическая школа, глинская педагогическая школа или там школа отца Иоанна (Маслова). Практически можно с уверенностью сказать, потому что столько последователей-учеников, я думаю, нет ни у одного великого педагога. Поэтому мы рады, что Господь вверил нам такой участок. С его помощью под покровом Божьей матери, преподобного Сергия Радонежского мы проводим здесь чтения летние именно в Троице-Сергиевой лавре. Мы рады, что такая работа нам, еще раз хочу это подчеркнуть, нам дана. Надеемся и видим это, мы востребованы. И востребованность увеличивается. Глинское наследие, но же увенчалось канонизацией глинских старцев, мы сегодня можем говорить о глинском наследии, как о каноническом наследии, потому что сегодня около 30 человек это глинские преподобные. И уже установлен праздник, и служба. И существует уже и храм глинских старцев. Мы его еще в прошлом году освятили. Поэтому радости нашей нет предела. Божий покров он нам поспешествует. И мы молим Бога, чтобы он дал нам возможность дать нам этот источник, чтобы он шире излился по пределам нашей страны, других государств, чтобы люди имели возможность вот прикоснуться к тем истинам, которые воспитывают и ведут человека правильно и по земле, и ведут его в царствие небесное. Это очень важно, чтобы не просто человек рождался на землю, но и воспитывался для неба ангелом. Это самая важная задача для родителей, для всего нашего человечества.

Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. А я напомню, в эфире «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, «Глинские чтения» проходят ежегодно. Летом в Троице-Сергиевой лавре, зимой в зале Соборов храма Христа-спасителя. Кроме того, проводятся «Глинские чтения» еще и региональные, и международные за рубежом. Но вот каждый раз у этого форума бывает главная, центральная тема. Каждый раз новая тема. Вот в этом году летние «Глинские чтения». Чему они посвящены? Какую центральную проблему вы считаете в этом году?

Николай Маслов: Во-первых, в этом году мы надеемся, что у нас будет еще прямая трансляция в Интернете. И много тысяч, а, может быть, даже миллионы людей будут принимать участие…

Игорь Шишкин: То есть не только те, кто приедет?

Николай Маслов: Но дело в том, что мы не можем физически разместить там более тысячи человек, потому что зал обычно, в зале вмещается где-то около 700 человек. Плюс фойе одно, второе, коридоры.

Игорь Шишкин: Да, но я это лично видел, все забито. Все коридоры, аудитории рядом.

Николай Маслов: Всегда это все занято. И мы максимально стараемся людей и разместить, и где-то дать им, как говорится, гостиницу и даже воинские части. Правда, все бывает, но люди наши – подвижники. Я в этом убеждался каждый год. И накормить людей. Но, тем не менее, предел какой-то существует, там, может быть, 1200 человек, но максимум. Сегодня уже запись у нас гораздо больше. Но на все воля Божья. Поэтому мы проводим в этом году уже второй раз. Но в том году было много таких разных ограничений. А в этом году провели специально давно уже работу по Интернет-вещанию. И сегодня каждый учебный комитет города, региона знает, как подключиться к Интернет-вещанию. Мы разослали, и у нас на сайте висит инструкция, как. Это делается очень просто все. Поэтому многие, я уже знаю, отзванивается, что кто-то поедет на «Глинские чтения», например, там 10 человек – 20 человек от какого-то города, а остальную часть, в общем, много людей они собираются, например, в актовом зале школы или дома культуры, и будут смотреть на большом экране, у кого какой есть экран, конечно, прямую трансляцию с комментариями. У нас даже будут такие мосты. Обратное включение с другими регионами.

Игорь Шишкин: Это совершенно новый качественный уровень по охвату аудитории.

Николай Маслов: Да, но этот уровень он просто от необходимости, потому что многие поняли, не только педагоги, но и государственные люди, и руководители городов и республик разных, да и государства, что мы теряем человека. Мы теряем за счет отсутствия воспитания или, например, за счет присутствия ложного воспитания. Мы теряем людей, мы теряем качественного человека, тот, который должен быть. Мы теряем содержательный образ божий. Но много можно об этом говорить. Поэтому мыслящий любой человек понимает, что нужно заниматься воспитанием духовным, нравственным, патриотическим. В противном случае очень тяжело жить всем, начиная от маленькой, так сказать, ячейки под названием семья. Они распадаются и вообще семьи не зарождаются. И вплоть до коллективов, государств. Невозможно управлять армиями, милицией. Везде коррупция. Все разъедается. Поэтому такие образовательные форумы они нужны, они востребованы. И вот новая форма, такая как Интернет-вещание, они сегодня, конечно, более широко позволят людям узнать кому-то в первый раз, кому-то закрепить свои знания, узнать, как нужно воспитывать, что такое воспитание, что оно дает, какие формы воспитания, какие для этого необходимы книги, труды, методические пособия. Все это в полном объеме мы имеем на сегодняшний день как в рамках «Глинских чтений», так и в рамках работы Московской педагогической академии. На форуме будут и средства информации, будет некая трансляция по телевизионным каналам. Это добровольное их участие. Поэтому мы рады.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, но, наверно, надо уточнить, что к Интернет-вещанию могут подключиться не только коллективные пользователи, но и каждый конкретный человек на сайте, насколько вот я знаю, «Народного радио» narodinfo будет трансляция, и на сайте «Глинских чтений» — glinskie.ru тоже будет вестись. То есть каждый человек, а не только коллективные пользователи.

Николай Маслов: Да, интерес очень большой и колоссальный, я бы так сказал, потому что вы знаете, к нам приходят такие письма, когда коллектив какого-нибудь предприятия, не школы, обычного какого-нибудь предприятия, какие-нибудь фирмы звонят и просят: не подключается на работе на все, так сказать, компьютеры. И мы даже были вынуждены принять ряд технических решений, чтобы и голос «Народного радио», и Интернет-вещания был технически доступен, потому что там включают 5 – 6 компьютеров в сеть, нельзя работать на работе. А мы очень рады, что «Народное радио» вышло на такие позиции. Сегодня мы развивающееся предприятие то и другое. И все это служит вместе не просто просвещению ради просвещения, а просвещению ради укрепления могущества нашего государства, потому что могущество оно в нравственности народа, больше ни в чем. Знаете, будут тысячи ракет, танков, автоматов. Но мы можем друг друга все перестрелять, как это и происходит, в общем, в жизни. А можно и оружия-то, в общем, никакого не иметь, а стены могут рухнуть от молитвы. Врага стены, как еврейский народ 7 раз обошел стены Архиона, и они рухнули. И он зашел. Поэтому главное в этом вопросе это вера. И все зависит от нашей веры, наших действий.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, так все же, какая главная тема «Глинских чтений» в этом году?

Николай Маслов: Главная тема «Глинских чтений» в этом году это молодежная тема.

Игорь Шишкин: Что значит, молодежная?

Николай Маслов: Воспитание духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей и молодежи. Это основное направление работы форума. Там у нас будут работать секции, будут работать конгресс «Пресса за нравственное общество». Мы отдельно всегда проводим.

Игорь Шишкин: Это уже третий или четвертый год, кажется?

Николай Маслов: Да, «Пресса за нравственное общество». Есть образование и министра связи, и министра печати по этому поводу, и других министерств, правительства. Вот разные люди. Мы сегодня на большом достаточно уровне людей организовываем попечительский совет. Будем уже, есть такая договоренность, проработка, чтобы поддерживать не только морально, но и материально нравственно патриотически-ориентированные СМИ, средства массовой информации. Это тоже одно из направлений «Глинских чтений», это вот развитие нравственных СМИ.

Игорь Шишкин: То есть первоначально вы работали в основном с учителями. Сначала школы, потом вузы, а теперь и журналистика?

Николай Маслов: Да, мы сегодня обновили все наши разрешения, лицензии. Мы готовы сегодня уже давать 2-годичную переподготовку преподавателей с выдачей дипломов государственного образца. Мы это делаем. И это тоже уже заслуга нашего коллектива – Московской педагогической академии.

Игорь Шишкин: Но это тоже пошло из «Глинских чтений»?

Николай Маслов: Естественно, это продукт «Глинских чтений». И, естественно, такая потребность, когда форум дает общее представление, общее направление, а академия она уже учит. Она уже конкретно учит, дает знание. Поэтому мы это обсудили. И сегодня будем собирать, скорее всего, где-то в октябре руководителей комитетов образования и руководителей комитетов по информации регионов России. В первых числах октября это будет. Уже дата есть, регион известен, но я пока об этом говорить не буду, где будут именно затронуты вопросы, как в свете вот новых веяний по преподаванию основ религий в школах, как подготовить преподавателей. Это же миллионы, сотни тысяч преподавателей. Это же нужно всех подготовить. Их подготовить за один день невозможно. Это очень важный вопрос на сегодняшний день и огромный труд. Но мы к этому сейчас готовы, как никто. Я думаю, что в России не найдется ни одного учебного заведения, которые бы смогли дать полный, основательный курс, основанный на учении святых отцов Русской православной церкви, кроме нас. Вот такого качественного нет. Мы делаем, значит, анализ. В этой сфере нет ни одного такого учебного заведения, которые могли бы дать полный курс, которые могли бы иметь учебники с грифом, учебные пособия. Мы это все имеем. Причем, имеем уже много лет. Поэтому наш педагогический коллектив сегодня, в общем-то, готов всей системе образования России подготовить полную программу переподготовки всего преподавательского состава, который необходим будет по количеству в нужном качестве для основ религиозной культуры, истории религии.

Игорь Шишкин: Это в рамках вот того эксперимента, который был объявлен президентом Медведевым, да?

Николай Маслов: Да, да. А еще раз возвращаюсь. Это будут «Глинские чтения» «Духовно-нравственное воспитание молодежи».

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, почему именно эта тема в этом году? Почему решили, что именно молодежь сейчас должна быть центральной темой? У вас же разные были темы, например, язык была главная тема?

Николай Маслов: Язык тоже для молодежи и для взрослых. Мы сегодня акцентировали это, потому что в этом есть акцент еще государства. Мы хотим, чтобы, если государство призывает своих граждан поучаствовать в неких национальных проблемах, в решении этих проблем, в частности, был объявлен год там воспитания молодежи, семьи, мы стараемся откликаться на эти призывы нашего там президента, например, или правительства, чтобы дать содержательное наполнение, потому что часто бывает как там? Президент сказал там или правительство, никто не отреагировал. Или отреагировали люди, которые потом приносят вред, всякие фонды Соросов и других наших братьев меньших. Поэтому хотелось бы, чтобы каждый из нас на своем месте откликался на такие вещи. И деятельно участвовал в становлении духовно-нравственного базиса нашего государства. Молодежь, как известно, она является наполнителем классов и школ. Ее-то и учат все. Но часто бывает так, что хотели, как лучше, получили, как всегда. Поэтому мы целенаправленно занимаемся нравственной педагогикой, духовным содержанием. Именно воспитание в системе образования, потому что это составляющая практически не наполнена содержанием, именно воспитание. К сожалению, у нас учат математике, физике, там другим предметам, но не воспитывают. Вы знаете, тысячелетняя история любого государства, в частности, нашего показывает, что если государство не занимается должным воспитанием нравственным, оно не имеет будущего. Или имеет очень печальное будущее. Вот на сегодняшний день мы упустили воспитание. Пытаются как-то его подогнать, но нецеленаправленно, эпизодически. Это очень плохо. Нет воспитания ни в системе армии, ни в системе МВД, ни в системе других силовых структур. С одной стороны не ведется такая подготовка должная кадров и для госрезерва, так, случайности какие-то. Объявили там госрезерв, и дальше что? Как отбирать кадры? Я знаю проблемы сегодня, имея знакомства с разными министрами и другими государственными людьми. Беда, кадровая беда. Министры, которые сегодня проповедуют некую государственную идеологию, не знают, что делать со своими собственными детьми. Они их потеряли. Они не могут им даже ничего указать. Вот результат, печальный результат. Но у каждого печального результата есть хорошая возможность реабилитации. Поэтому мы как раз этим и занимаемся. У нас будут секции по духовно-нравственному воспитанию в семье.

Игорь Шишкин: То есть вы берете не только школу, потому что часто, как только заходит речь о воспитании, это представляют школа и все.

Николай Маслов: Вы знаете, нет. Например, преподаватель должен знать, как обеспечить воспитание в семье правильно, значит, в дошкольных учреждениях. Ведь в школах воспитание с 1 по 4 классы и, например, с 5-го и выше разное, подходы и все остальное. Поэтому есть акценты и отдельные программы там для профессионального образования. Опять же будут секции и по языку, значение житейной и свято-отеческой литературы для подрастающего поколения. У нас всегда проходят секции по библиотекам. Это очень важный элемент в системе образования и воспитания. Поэтому мы стараемся ухватить достаточно серьезный спектр в системе образования и культуры. Но не распыляемся до такой степени, чтобы пострадало качество. Поэтому там, где мы серьезно готовы, мы эти секции будем проводить 27-го числа, если Бог даст. 28-го будет пленарное заседание. Очень хорошие доклады. Они такие установочные, под которые потом там в течение года готовим уже целые программы для переподготовки преподавателей. В этом году у нас прошли 2 крупных мероприятия в Чувашии и в Рязани. Вы знаете, вот удивительно, но на наши форумы, казалось бы, православный все-таки форум, хоть он и педагогический, но он православный. В основном там преподаватели это люди православные. Но удивительно, когда туда записываются, например, в Чувашию приезжают люди там мусульмане из Татарстана. Причем, коленопреклонно просят дипломы, потому что истины они непреложны в любом религии. И они для любой религии полезны, для любой семьи полезны, потому что они Богом даны. А дальше человек определяется, там в церковь ему идти или не идти. Но вот мораль, совесть в обществе должна всегда существовать. И законодательная база должна всегда поддерживать моральный, нравственный патриотический климат в нашем обществе.

Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич. А я напомню, в эфире «Народного радио» известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, если я вас правильно понимаю, вы ставите задачу формирования не просто отдельных сегментов, а формирование воспитывающей среды в целом, потому что можно поставить систему воспитания в школе. Но человек в школе – ребенок не всегда. Он пошел, включил телевизор и увидел то, что сведет на «нет». Можно даже наладить дело в средства массовой информации, но есть еще двор, есть еще учреждения культуры, кинотеатры и прочее, есть семья. Вот взаимосвязь всего этого как вы видите? И как вы видите современное состояние этой среды?

Николай Маслов: Современное состояние это суета.

Игорь Шишкин: Хорошее определение.

Николай Маслов: Знаете, вот кто-то один, не знаю, Министерство образования, ведь система Министерства образования оно тоже разное. Есть там департамент по молодежной политике, там еще чего-то, еще чего-то, там дошкольное, там библиотеки и так далее. Находится вот какой-нибудь руководитель департамента, который понимает важность нравственного аспекта, важность воспитания в системе образования, он эту линию как-то проводит в рамках своего департамента, можно сказать, по всей вертикали. А приходит какой-нибудь другой, там заядлый атеист или вообще сейчас больные люди есть разные, значит, они говорят там свобода, права детей выше, чем их родителей, и поехали. Это говорит о чем? О том, что государство не сформировало идеологию ни в вопросе воспитания, ни в вопросе, что мы за государство, какое государство, какие у нас цели и задачи. И оно формирует их так по мере поступления кризисов. Так, скажем, где-то пожары пошли, туда бросили все силы и знания. Сейчас пришел кризис, сейчас там в экономике занимаемся. К сожалению, мы, вот я наблюдаю тоже за этой средой социологической больше 20 лет уже, и какой там сумбур. Это просто ужас. Вот то ЕГЭ сейчас ввели, теперь не знают, что с ним делать, потому что количество абитуриентов, которые рванули в высшие учебные заведения, по некоторым направлениям конкурс там до 100 человек. Оказалось, что в наших республиках кавказских, там Чечня, Ингушетия, Дагестан все знают русский чуть ли не на 90 баллов. Это я читал из информационных сводок. А написать по-русски заявление в институт без минимум 10 ошибок грамматических никто не смог. О чем это говорит? Что это ошибочное явление ЕГЭ, конечно, оно не доработанное, как всегда. И вся эта система коррупции там и прочее она проявилась и в этом документе, как ЕГЭ. Потом, конечно, я не знаю, что вы сейчас скажете, но вот, наблюдая за всем этим, еще раз хочу вернуться к тому, что я сказал, такая суета, знаете. Каждый суетится на своем чего-то месте, не видя государственного там движения вперед, вправо, влево, в центр, назад. К Богу мы идем, дорога ведет нас к храму, не ведет. Знаете, все вот так размыто, размыто. А мы все хотим почерпнуть на стороне некие установки, которые нам помогли бы жить. Да никогда мы их не почерпнем со стороны, потому что если мы их почерпнем даже, то, может быть, где-то в техническом уровне, в каком-нибудь экономике. Но в духовном, нравственном, в традициях культурных, вообще в традициях в России нужно из глубины собственной жизни, глубины собственной истории.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, вот как раз по поводу ЕГЭ. Сегодня пришло сообщение, что только по первому предварительному анализу данных от круглых отличников, тех, кто набрал 100%, 100 баллов, 100 из 100, 25% липа. То есть каждый четвертый это липа. А говорили, что это средство борьбы с коррупцией. Все преподаватели – жулики. И переведем на ЕГЭ, и все будет честно. И вот эти 100%, 100-балльники, они имеют право сейчас поступить в любой московский или петербургский, в любой престижный вуз.

Николай Маслов: Уже пошли сведения, что будут всех там чуть ли не арестовывать за поддельный документ и все остальное. Но, в общем, не было печали, и мы ее создали, значит, эту ситуацию, с которой… Знаете, у нас такая тенденция – создать препятствие, а потом его преодолевать героически. Тратить на это силы, средства и все остальное. То ли это, знаете, такой неразумный отвлекающий маневр, чтобы людей куда-нибудь загнать. Вообще, когда говорят, что преподаватели там коррумпированная среда…

Игорь Шишкин: На первом месте Евгений Гаведников.

Николай Маслов: Да. Я не то, что этому не верю, но вижу тысячи, тысячи глаз на «Глинских чтениях». И, причем, еще раз говорю, около 20 лет практически. Но более героической профессии сегодня я не знаю. Те люди, которые свои отпуска, за свой счет приезжают, чтобы 2 – 3 дня почерпнуть вот из источника чистой воды, чтобы потом, потом идти и преподавать за 10-ти или 8-тысячную зарплату в эти же деревни и маленькие города, я не знаю таких профессий больше. Поэтому, конечно, нельзя судить по преподавателям там московских вузов или там какие-то отдельные вещи, там директора…

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, не надо. Я больше 25 лет преподаю в московских вузах.

Николай Маслов: Нет, я условно говорю, что… Сюда же едут поступать. Тут и репетиторство в основном. Не знаю. Я думаю, что это люди дорабатывают с учетом того, что сколько им государство платит за это. Поэтому, если бы нормально платили преподавательскому составу, как и по другим темам, то, наверно, и медсестра бы не просила шоколадку или там 100 рублей за укол, и все остальное. А когда медсестра там получает 5 или 6 тысяч, я не знаю, что ей делать, бедной?

Игорь Шишкин: Да, но при этом в коррупции обвиняют чиновники, которые получают зарплату фиксировано небольшую, а при этом живут, как миллионеры. В основном у них, правда, жены-миллионерши, а сами они…

Николай Маслов: Или миллиардерши.

Игорь Шишкин: Да, или миллиардерши, а сами они альфонсы.

Николай Маслов: Знаете, ложь очень система разрушений. Люди все видят. Обмануть невозможно, нереально, поэтому правда – очень важный цементирующий фактор.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, но здесь еще один аспект. Да, коррупция, все это понятно. Вы сказали, что система – полный разброд и шатание. Один сюда, другой туда. Но можно ли так говорить, что полный разброд и шатание. Можно ли утверждать, что это не чья-то целенаправленная деятельность, вот этот разброд и шатание. Разве в 90-е годы не сознательно устранялось воспитание? Помните, в начале 90-х годов само понятие «воспитание» изъяли из высшей школы? Это сказать, что просто было чье-то недомыслие едва ли. Какая система обработки была в средствах массовой информации, что работать – это ни к чему. Удача, укради, выиграй в лотерею, в какой-нибудь покер и все прочее, прочее. Это же не просто так.

Николай Маслов: Нет, но каждый народ заслуживает своего руководителя. Кого мы избираем, как мы избираем. Мы все же избираем по своему сердцу, по своей совести в данный момент. Поэтому, конечно, бывало всякое. Но вот вы сначала задали вопрос о комплексном подходе. Конечно, не может быть воспитание не комплексным. Оно должно проходить и семью, и школу, и учреждение культуры, и СМИ, и атмосфера на работе и так далее. Рыба гниет с головы. Если, например, вы приходите в администрацию любого города и так далее, и видите нецензурную брань, например, в милиции, у вас недоверие к этому органу сразу возникает. Казалось бы, русская речь, подумаешь, что там? Да нет. Эта речь это вообще внутреннее состояние человека или семьи или вообще нации. Поэтому, если заходишь в милицию, как в тюрьму, и там свой, так сказать, разговорный словарь, то это можно говорить о таком внутреннем каком-то разложении вот этой системы. Если человек знает, что там тот, кто его должен защищать, внутренне должен где-то в тюрьме сидеть, и так он везде сталкивается, еще раз говорю, в ЖЭКе там, везде, везде, везде, это как раз и можно наладить вот именно государственным подходом. Например, вот как бы я сделал. Конечно, все нужно делать с малого. Не бывает мелочей, как говорят, делает спасение человека. Например, форма одежды у чиновника. Посмотрите, какая форма одежды у милиции, например. Вспомните даже советские времена. Это был костюм и так далее. Сейчас там какие-то шнурки, какие-то балахоны на них висят. Такое ощущение, что где-то вылез из-под моста, переночевал там где-то, похмелился и с дубиной где-то ходит по улице. У него вид не защитника, такого неухоженного, значит, я не знаю, молодого человека. Поэтому, конечно, вот такие вещи простые, как форма одежды, речь его, она говорит, дальше можно не перечислять, она говорит о многом. Но эти же вещи утверждаются на самом высоком уровне. Форма чуть ли не президентом рассматривается. МЧС там, Министерство обороны и так далее. И это уже наше внутреннее состояние всего нашего общества. Но его еще дальше вниз толкают. Говорят, у детей больше прав должно быть, чем у родителей. И вот наши форумы, наши конференции ежегодные там, которые мы проводим десятки раз в году, мы пытаемся осмыслить все это. Пытаемся людям дать правду, как должно быть. И есть ли значение, во что одевается, например, педагог в школе, есть ли значение, можно ему курить там, чтобы видели его ученики, есть ли значение, преподаватель пришла в брючном костюме, в короткой юбке или там еще что-то. Есть ли значение, когда средства массовой информации проводят дискуссию, может ли преподаватель русского языка вечерами подрабатывать, значит, в кабаре. Это есть мораль общества. В конце XIX века, когда отменили в России согласование преподавателей с освященством, мы знаем, что уже прошло несколько десятилетий, и уже произошла революция. Человек должен иметь пристальное внимание над собой. Человек должен иметь воспитателя над собой. И только эта тенденция, комплексный подход, непрерывное образование оно и дает возможность соблюдать в обществе правила не только этикета, но правила морали. В обществе идет такая линия поведения по совести, жизни по справедливости. И тогда все выстраивается. И суды держат справедливость в обществе, и милиция, и педагоги, и врачи. И мы этих издержек, надо врачу заплатить, надо педагогу заплатить, надо гаишнику откупиться, вот эта болезнь уходит. Но это общегосударственная задача, комплексная, я еще раз подчеркиваю, целевая. Сегодня цели в этом вопросе не поставлено. Комплексность отсутствует. И только вот отдельные вещи такие, как введение в класс, и то с такой осторожностью, основ религиозной культуры, основ истории религии. Я могу сразу сказать, что это сегодня ничего не даст. Только может дать отрицательный эффект. И, может быть, специально это ввели. Я объясню, почему. У нас нет ни преподавателей подготовленных. А я могу сразу сказать, если преподаватель не выцерковленный, если он своей жизнью не демонстрирует эти нормы церковной жизни, то лучше бы ему религиозную культуру не преподавать, потому что это будет насмешка.

Игорь Шишкин: Плюс, нет программ, плюс, нет учебников.

Николай Маслов: Да, нет нормативной базы на уровне государства. Поэтому, по крайней мере, нужно было президенту принять это решение, поручить Министерству образования и, например, общественности отработать всю нормативно-правовую базу, согласовать ее, провести слушания, утвердить, выпустить соответствующие учебники, зарядить институты повышения квалификации этой всей наукой, чтобы они в течение года провели переподготовку преподавательского состава в необходимом количестве, выделить соответствующие средства, а не бросить это на откуп отдельных мэров и губернаторов. И через год хотя бы, но я думаю, минимум, через 2, это внедрить на четкой основе.

Игорь Шишкин: Но четко, если ты действительно это собираешься сделать.

Николай Маслов: А если ты хочешь эту тему, что называется, заглушить, то да, давайте проведем эксперимент. Естественно, эксперимент окажется неудачным. Это понятно. Причем, люди, которые противники этой системы, их достаточное количество, все наши братья меньшие.

Игорь Шишкин: Очень много.

Николай Маслов: Они постараются уж это преподнести, как вот находят уже одну преподавательницу, которая в кабаре выступает, так и здесь. Найдут 2 – 3 плохих из 10 хороших.

Игорь Шишкин: Будут показывать по всем программам.

Николай Маслов: Будут показывать. Понимаете, президент, мне кажется, должен был подать сигнал, что мы начинаем этот долгосрочный проект. И никакие не эксперименты это, а это наша жизнь. Что в этом году вот это сделать, в следующем вот это, в 25-м вот это. Федеральный закон, четко, понятно, и тогда все выстроились на долгосрочную перспективу. А когда слово «эксперимент», вы знаете, меня всегда это настораживает, потому что ну не удался. Как хотите, с каким хотите ударением. Я заведомо говорю, заранее, что если скажут даже «удался», но это будет очень плохого качества, потому что столько преподавателей, десятки тысяч преподавателей, которые бы имели дипломы, ходили бы в церковь на службы, я не говорю сейчас, только православных, но раз разрешили там и мусульманам, и всем остальным, их нет просто. Их нет реально. Священников сюда не допустили.

Игорь Шишкин: Да, там сказано: только не священники.

Николай Маслов: Но священники не педагоги. Это правильно. А с другой стороны в православной церкви всего там 15 – 16 тысяч священников, а школ около 50-ти. Их не хватит даже в конечном составе на одну школу. А потом, кто будет служить в храме и так далее? Это же тоже нельзя. У священников 5 тысяч воскресных школ. Вот я бы сейчас, знаете, усилил бы не влияние государства, а оказал бы помощь 5 тысячам воскресных школ, чтобы на их базе сделали бы действительно школы с православными основами культуры. И там бы отработал педагогический состав, там бы отработал всю методологию и так далее. Дал бы на это несколько лет. И постепенно там, где это готово уже все, регионы брали бы на себя, постепенно распределялись бы. И вот эти 5 тысяч школ воскресных они превратились бы в полноценные учебные заведения. Государство им помогло бы базу эту сформировать, поскольку там она более готова эта база. И постепенно это вошло бы в систему уже государства. Это было бы с большим коэффициентом полезного действия. Поэтому, возвращаясь, первое, нужен комплексный подход в этом вопросе. Нужны семья и школа и все остальное. Нужно, прежде всего, это программа подготовки преподавателей. Значит, их нужно написать эти программы, отработать, утвердить и все остальное. Найти этих преподавателей, кого-то рокировать, заменить. И уже в высшие учебные заведения, которые готовят сегодня педагогов, именно там уже начинать готовить молодежь, юношей и девушек, которые бы пришли уже с основами религиозной культуры, с основами истории религии. У них это должно быть уже в знаниях.

Игорь Шишкин: Чтобы они сами это освоили сначала.

Николай Маслов: Конечно, конечно. Но я знаю, например, что там, где есть кафедры на эту тему, большие конкурсы. Больше, чем на философские факультеты МГУ в несколько раз. На всякий случай, когда там, условно, кафедра теологии, да, у них конкурс, мы смотрели цифры, в некоторых регионах выше, чем в региональном аспекте даже разрезе, выше, чем на факультет философский МГУ, где практически ну что-то схожее они там, так сказать, преподавали. Поэтому есть сегодня жажда правды у людей. Слава Богу, что она есть. Ее нужно правильно оформлять, если это имеется в виду педагогическая среда, и направлять.

Игорь Шишкин: Николай Васильевич, но здесь ведь есть еще одна сторона вопроса. Да, когда была провозглашена вот эта программа эксперимента, я с вами согласен, что в таком виде это обречено.

Николай Маслов: Не в первый раз, кстати.

Игорь Шишкин: Да, это обречено на провал. Но с другой стороны это же открывает возможность для тех людей, которые хотят работать в данном направлении. Новые перспективы. Ведь когда-то вообще приходилось биться чуть ли не в глухую стену и доказывать, что нужно воспитание. Когда те же «Глинские чтения» начинались, было там, по-моему, 5 или 7 учителей сначала приезжали.

Николай Маслов: Я вам так скажу. Никакая программа федеральная, кем бы она ни была подписана, не даст положительного эффекта с точки зрения результатов воспитания, если педагогический коллектив сам не будет на высоте по воспитанию.

Игорь Шишкин: вот я как раз об этом и говорю. Она дает возможность заняться этим.

Николай Маслов: Нет. А это возможно только в общегосударственной линии. Если, например, есть у Китая какая-то линия или у Америки, ее знает весь мир. Если у нас сегодня она не сформировалась, не беда это. Но нужно к этому стремиться просто. Но сначала нужно дать идеологический вектор, нравственный в государстве. И потом одновременно наполнить содержанием все его направления.

Игорь Шишкин: Подождите, Николай Васильевич. Но тогда получается, что пока не дали этот вектор, ничего не делать людям?

Николай Маслов: Нет, ничего не делать невозможно. И ничто неделание не существует, Игорь Сергеевич.

Игорь Шишкин: Да, потому что будешь делать в другом направлении.

Николай Маслов: Многие преподаватели, вот которые к нам приходили на «Глинские чтения», а это больше 40 тысяч, они по внутреннему состоянию и без всяких повелений преподают эти основы нравственного, духовного только за счет собственного примера с одной стороны, и за счет того, что они же формируют уроки. Урок-то формирует преподаватель.

Игорь Шишкин: Но раньше помните, как мы их таскали к директору школы и говорили. А теперь?

Николай Маслов: Это понятно. Но теперь Гоголь – никто, и высмеять Гоголя как-то или там Пушкина, Достоевского. А можно же сказать, что Гоголь сказал в «Мертвых душах», как на самом деле не о том, что этих людей не было на свете, а о том, что у них души мертвые. Ведь понимаете?

Игорь Шишкин: Совсем другой подход.

Николай Маслов: Но кто это будет преподавать. Если придет преподаватель, знаете, с раскрашенной внешностью, с неопрятным видом, если у него туфли там будут 12 сантиметров или сколько там бывает, я не знаю, на каблуке, если у него будет юбка непонятного, малого размера, ну что она будет рассказывать про какую-то историю религии? Или как она наших детей привлечет в нравственное русло жизни? Если она будет, например, сидеть, да еще курить на уроке, я не знаю, условно говоря? Поэтому все ведь зависит не от этого. Слова не должны расходиться с внутренним состоянием преподавателя, с его жизнью. И только это и это является главным учебником для студента, для школьника. Вот подготовка самих преподавателей это главнейшая задача. Заставить их прочитать урок марксизма-ленинизма или любой религии истории, да ничего не стоит. Платите, он тебе будет читать.

Игорь Шишкин: За неделю освоит курс, почитала – и готово.

Николай Маслов: Я думаю, освоит, пока будет идти от дома до школы. Но даст ли это результат положительный?

Игорь Шишкин: Ноль, а, скорее, даже минус.

Николай Маслов: Вот минус, вот в чем проблема. И мы это наблюдаем в наших опросах, обследованиях. Отрицательное явление. Поэтому главная задача это нравственная атмосфера в государственном уровне. Не разговор о борьбе с коррупцией.

Игорь Шишкин: И не разговоры о том, что нужно нравственное общество, а дела, которые укрепляют его.

Николай Маслов: Но и один в поле воин, если хорошо скроен. Это не значит, еще раз хочу это подчеркнуть, что ни мы, ни другие не работают в этой части. И главная наша задача – каждый на своем месте. Принести этот духовный, нравственный образ другим. Наша задача – это воспитывать себя, свою семью, быть лидером в семье, духовным, нравственным лидером, быть патриотом своего отечества, чтобы наши дети это видели. И вот каждый на своем месте. Не важно, в лаборатории ты работаешь, на заводе. Ведь вы посмотрите, везде есть авторитетные люди. Везде есть люди, с мнением которых считаются. Не только в педагогической среде, и в медицине есть люди. Там Танечка, говорит, позовите мне Танечку, вот она пусть мне сделает укол. Или она пусть даст мне лекарство. Из ее рук, говорит, я выздоравливаю. Это на самом деле ведь правда, потому что если человек чистый внутри, и лекарства от нее являются, знаете, как святые. Может выпить таблетку пустую, и ей будет легче. Это же мы наблюдаем у святых отцов. А если какая-то ведьма завелась в школе или в больнице, да там весь коллектив страдает. Где хочешь. Поэтому все зависит от человека. И пусть каждый из нас будет и преподавателем на своем месте личным примером. И Суворовым, как мы говорили раньше, и героем своего дня.

Игорь Шишкин: Спасибо, Николай Васильевич, но наше эфирное время подошло к концу. Напоминаю, в эфире «Народного радио» выступал известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Вел передачу Игорь Сергеевич Шишкин. До свидания.

Николай Маслов: С Богом.




© Народ Инфо, 2007-2008