Путешествием в виртуальную реальность отметил Международный день Музеев легендарный Политехнический. Научные сотрудники и студенты Московского физико-технического института и Виртуального института физико-технической информатики продемонстрировали, на что способны и где могут использоваться самые современные технологии трехмерного изображения.
Визуальный проект «Планетарий» дает стойкое ощущение: человек, действительно, в космосе. Практика показывает, что школьники лучше усваивают информацию, если она представлена в интерактивном виде – с эффектом присутствия и эффектом погружения.
Труд лаборатории визуализации пространства на базе Политехнического направлен на то, чтобы с помощью виртуальной реальности изменялась реальность истинная. Так, например, с помощью трёхмерных схем легко отобразить динамику развития целой компании — по всем параметрам на одном листе, то есть экране. Или показать археологическую реконструкцию, восстановив модель старого разрушенного города.
Достижение лаборатории – это совместный проект вместе с Центром управления полётами, виртуальная международная космическая станция. Трёхмерной моделью можно управлять и производить виртуальную стыковку. Эти технологии уже используются и в Центре управления полётами, и в Центре подготовки космонавтов. А ещё разработки применяются в институтах космических исследований и космического приборостроения, такие же установки имеет и Научно-исследовательский центр МГУ, и Бауманский.
О других возможностях их применения рассказывает руководитель лаборатории профессор Московского физико-технического института Станислав Клименко: «Например, есть рисунки Леонардо да Винчи, который рисовал различные аппараты. Эти аппараты можно создать в виде виртуальных моделей и эти модели будут летать и делать всё то, что задумано конструктором. В последнее время в этой сфере очень много занимаются нанотехнологиями, а это уже визуализация невидимого. Ведь нанотехнологии — это работа с очень маленькими размерами, а у нас они увеличены, и потом это еще и возможность манипулировать – на молекулярном уровне».
Виртуальность помогает и не допустить ошибок в реальности. Врач смоделирует ход операции, инженер проведет краш-тест автомобиля перед пуском его на производство. Один из разработчиков, Илья Казанский, в связи с этим так объясняет недостатки отечественного автопрома: «Почему, например, немецкие машины такие безопасные? Условно: для того, чтобы сделать безопасную машину, нужно, разбить две тысячи. Конечно, в Германии не бьют две тысячи автомобилей – хватает двадцати, а остальное они моделируют с помощью больших клайстеров и смотрят результат на экране».
Сотрудники лаборатории напомнили и о братьях Люмьер: сложно не отшатнуться в первую секунду от прибывающего поезда. Причем, сделан этот ролик руками школьников.
Илья Казанский: «Мне дали восьмиклассников, и эти две девочки и мальчик с нуля, практически не умея раньше работать с программой, за пять дней сделали это приложение. С готовой моделью поезда нарисовали небо, облака, запрограммировали его движение».
Если к нахождению в виртуальной реальности можно привыкнуть, то постичь, как работать с ней, непросто. Илья Казанский: «Это же все интерактивно: человек взаимодействует со сценой. Ну вот представьте, у вас есть трёхмерное изображение, вы его проецируете на плоскость как двухмерное, а потом опять надо перевести в трёхмерное уже на экран. Так как это стереоизображение, оно снимается двумя камерами, разведенными на то расстояние, какое и между глазами».
Сотрудники лаборатории не игнорируют вопросы физиологической и психологической безопасности стереоизображений. Во всем главное мера: специальные очки и ограничение по времени.
Илья Казанский: «Если вы придёте в кинотеатр и увидите стереофильм, который снят неправильно, через пять минут у вас начнут болеть глаза. Должна быть продумана физиология человека и должен быть правильно расположен центр сцены. Если глаза болят, значит, неправильно сведены камеры и объект приближен к человеку».
Мало того, профессор Станислав Клименко отмечает, что технологиями виртуальной реальности лечат людей, больными болезнью Альцгеймера, они помогают и при «синдроме начинающего лектора».
Это была лишь презентация возможностей. Сотрудники лаборатории визуализации пространства уже составили список лекций в Политехническом. Теория относительности, состав почвы, разбор двигателя внутреннего сгорания – теперь всё это посетителям лектория будут представлять на большом экране как ожившую картинку. А сотрудники самого музея ждут, когда экспонаты, хранящиеся в запасниках, покажут в виртуальном музее.