В ходе весенней сессии Госдумы российские археологи ожидают поправок в существующий закон «Об объектах культурного наследия». Речь идёт о запрете на торговлю древностями и использование металлоискателей, а также на обязательном проведении археологической экспертизы, предшествующей отдаче той или иной земле под застройку и иные работы.
Об этих и других проблемах современной археологии говорили ведущие ученые-археологи, музейщики и чиновники на круглом столе в Общественной палате.
То, что хранит бесценные знания о прошлом, то, что подлежит исследованию и изучению, не имеет элементарной защиты на уровне закона, что и говорить о реальной жизни. Предлагаемые специалистами поправки – хотя в идеале всем хотелось бы видеть и новый закон – должны оградить археологические объекты от застраивания и многих видов хозяйственных работ – земляных, мелиоративных, или хотя бы обеспечить их безопасность и доступ для учёных. Ведь сейчас ничего не стоит добиться отдачи ценной с археологической точки зрения земли под очередную застройку: слишком формальной порой бывает археологическая экспертиза. Страшно подумать, но даже в Великом Новгороде можно было лишиться исторических ценностей, рассказывает директор института Археологии Николай Макаров: «Десятинный раскоп Новгорода находился в некотором удалении от новгородских концов. Это была та ситуация, когда необходимость охранных раскопок была не вполне очевидна, потому что территория — не культурный слой, который сохраняет древности всех периодов. И, тем не менее, эти древности на участке нашлись, благодаря тому, что органы охраны памятников остановили застройку. Это тюрьма одиннадцатого века, замечательные печати Владимира Мономаха – на раскопе было найдено пятьдесят печатей. Всего этого могло бы не быть, если бы значимость этой земли была преуменьшена».
«Чёрные копатели» — ещё одна беда современной археологии. Не стоит думать, что древние мечи и монеты, и даже золото находят обычные мошенники с металлоискателями. В большинстве случаев это блестящие, хорошо вооружённые профессионалы, чья деятельность очень дорого оценивается на чёрном рынке. По словам директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, нужно помнить о том, что это явление пошло от массового увлечения поиском старых иконам и других вещей в советское время: «Это часть общего процесса одичания нашего общества, причем одичания его верхних, интеллигентных слоев. Когда археологи приезжают в Причерноморье, они докапывают за строителями. По рукам ходят фотографии таких потрясающих вещей, которые где-то существуют на рынке, что волосы встают дыбом, потому что достать их никак невозможно. Если мы не предпримем мер по охране археологических объектов, то мы будем двигаться в сторону Ирана, Афганистана, где идет масштабное разграбление памятников».
При общем стремлении к охране памятников, археологи расходятся с архитекторами. По словам директора Института Археологии Николая Макарова, поправки в закон должны поддерживать научную сторону работы: «Существенный изъян закона – стремление нивелировать особенности археологических памятников. Реставрация памятников направлена на их физическое сохранение. Археология переводит археологические раскопки в иное состояние, проявляются новые знания о прошлом. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия должны быть выделены в отдельную статью».
Подобные встречи учёных и специалистов такого уровня проходят первый раз за семь лет. Собравшиеся надеются, что поправки будут внесены в действующий закон уже в мае этого года.