Дарья Юматова

В середине мая по всей столице будут проходить общественные слушания, посвящённые генеральному плану застройки Москвы до 2025 года. Генпланы города уже разосланы во все префектуры. Таким образом, каждый москвич сможет принять участие в развитии территории, на которой он живет. А накануне некоторые пункты генплана подверглись экспертизе профессионалов: в Общественный палате прошел круглый стол, посвященный развитию Москвы с участием ведущих архитекторов, проектировщиков, экологов, представителей органов контроля.

Генеральный план Москвы обещает быть социально ориентированным, заявил один из разработчиков, заместитель директора ГУП НИиПИ Генплана Олег Баевский. Количество объектов здравоохранения обещает возрасти в три раза, образования — в два. Что касается строительства, то, по словам архитектора, для этой цели город должен предоставить 47 миллионов квадратных метров. 16 миллионов освободится от производственных территорий, 18 миллионов – от снесенных домов устаревшего жилого фонда. Олег Баевский: «Если раньше мы говорили, что ратуем за реконструкцию сложившейся застройки, то сейчас вынуждены говорить о замене фонда. К 30-м — 40-м годам произойдет накопление выбывающих из строя домов, и мы вынуждены уже сейчас думать об опережающем сносе капитальной застройки сталинского периода, дореволюционной застройки, менее капитальных домов послереволюционного периода».

При том, что развиваться городу есть куда, расти не стоит — Москва останется в своих границах, заявил Олег Баевский. На недоумение, куда же еще строить, Олег Баевский пообещал, что свободное пространство останется: «Особую роль приобретает система открытых общественных пространств как общей комнаты города. Мы стараемся проследить это и в правилах землепользования и застройки, и в документации по планировке».

Эксперты же говорили о несостоятельности экологической стороны плана. Член президиума экспертного совета при главном архитекторе города Москвы Алексей Клименко обратил внимание на отсутствие в нём данных медицинской статистики: «Есть места в городе, где вообще ничего нельзя, но эти места застраиваются. Необходимо предусмотреть в генплане вопросы сонации: к примеру, в Кузьминском парке надо не клумбы делать, а очищать его от различных форм загрязнения, в том числе и радиоактивного. В районе Автозавода превышение ПДК в 562 раза, но там уже строятся помещения на 2,5 миллиона квадратных метров для малого и среднего бизнеса. Что будет с этими ребятами, которые арендуют эти здания?»

Выживет ли в современном городе старина, да и просто постройки прежних десятилетий? Эксперты отметили, что при строительстве высотных объектов не ведутся расчетные работы, связанные с состоянием окружающих зданий. Ещё одно предложение касается трех сотен православных храмов, не выделенных в плане в отдельную охранную зону, но страдающих от разрушения.

А вот следующий проект может быть включен в генеральный план. Это воссоздание московских застав, стоящих на исторических трактах – Тверской, Рогожской, Покровской, Дорогомиловской и других. По мнению директора Московского архитектурного центра Ирины Соколовой, это не только дань уважения старине, но и новые рабочие места: «Через восемнадцать застав, которые окружают Москву, которые расположены в ее исторических границах, мы выходим историческими трактами на многие города России — Суздаль, Владимир, Палиху, Тверь. Эти тракты позволяют нам возродить ремесла этих городков, а значит, дать людям рабочие места. На заставах мы хотим сделать музеи и организовать выставку-продажу сувениров из всех этих городов».

Решить наболевшую транспортную проблему предлагается увеличением общественного транспорта: наземного метро и даже железнодорожных линий. Олег Баевский: «Мы рассматриваем возможность сокращения нарастания увлечения автомобилями. Во-первых, за счёт создания новых линий скоростного внеуличного транспорта: это хордовые линии, которые должны создать новое кольцо в серединной зоне. На этом транспортном кольце будут находиться новые места приложения труда. Во-вторых, это отвод железнодорожных путей и создание дополнительных путей типа наземного метро. В третьих, это создание транспортных узлов, где бы пересекались наземные пути и внеуличный транспорт».

Что касается автомобильных дорог, то предполагается строительство магистралей-дублеров для основных радиальных направлений. Однако взгляд на транспортную проблему столицы ведется не совсем под тем углом, считает академик Российской академии архитектуры и строительных наук транспортный эксперт Александр Стрельников. На 6,5% территории города, сконцентрировано 38% мест приложения труда, центр просто по определению не предназначен для такого количества машин.

Александр Стрельников: «Нужно помнить о том, чтоцентральная часть города не предусматривала автомобилизации, только проезд гужевого транспорта. Потом действовала норма 40 машин на тысячу жителей. Сейчас же автомобилизация выглядит таким образом: один автомобиль на семью, при том, что большинство семей не имеют автомобилей. Не осознано, ради кого существует город – ради жителей или ради бизнесменов-строителей? Гораздо лучше – и для города, и для предпринимателей — было бы иметь гостиницы в исторической застройке города, нежели офисы. Не специально построенные заново, а восстановленные, вплетенные в его историческую ткань. Те новоделы, которые воткнуты в центре, должны быть снесены, пора понять о каком ущербе городу идёт речь. Мы сейчас уступили буму строительного бизнеса вовсе не в интересах жителей».

Эксперт также вспомнил слова покойного академика архитектуры Анатолия Эпштейна: город получит рубль от инвестора, но для поддержания объекта и территории вокруг потратит три. Стоит задуматься, что не зря в европейских столицах городские власти занимаются урбанистикой, а у нас – градостроительством.

Дарья Юматова

Покупка действующего бизнеса очень сложная процедура, в которой помогут Вам разобраться сайт b2b-spros.ru




© Народ Инфо, 2007-2008