Дарья Юматова


Сегодня должно было бы исполниться 80 лет Патриарху Московскому и всея Руси Алексия Второму. Во всех русских храмах прошли панихиды по почившему предстоятелю. Поминальное богослужение также состоялось и у могилы Святейшего – в Богоявленском Соборе Москвы. В декабре 2008 года Священный Синод решил провести Дни Памяти Патриарха. 22 февраля в Большом зале Московской консерватории прозвучали любимые произведения Святейшего. С подробностями – Дарья Денисова.

Февральский концерт в рамках Международного фестиваля православной музыки в России ко дню рождения и дню Тезоименитства Патриарха – давняя традиция. Святейший обычно сам лично выбирал произведения, которые бы он хотел услышать. Когда было получено скорбное известие о кончине Патриарха Алексия, то концерт решили не отменять, а сделать его данью памяти предстоятелю. Ведь Святейший понимал, что музыка – это одна из многих дорог, ведущих к храму, говорит организатор концерта Георгий Поляченко: «Конечно, Святейший Патриарх был очень занят, всем известно, сколько он служил возле Престола, сколько ездил по монастырям, не будучи очень здоровым человеком, ведь даже молодые священники не выдерживали таких нагрузок. Но даже несмотря на свою занятость, он находил время приходить на концерты духовной музыки, в том числе и современной духовной музыки. Он уделял внимание — и своим присутствием, и молитвенной поддержкой — фестивалям, в том числе и этому, он старался поддержать православное делание не только в храме, но и на сценических подмостках».

О подобном внимании Патриарха говорит и Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), чьи сочинения исполнялись в этот вечер среди классической духовной музыки. Два дня назад в Зале Чайковского звучал концерт, который готовил владыка Иларион вместе с руководителем Большого Симфонического оркестра Владимиром Федосеевым, концерт, которому не суждено было быть услышанным Патриархом лично. Епископ Иларион: «Святейший Патриарх с большим вниманием относился не только к тем епархиям и приходам, которые существуют в России, но и к зарубежным приходами и епархиям. Когда он был помоложе, он регулярно выезжал за рубеж, последнее время, конечно, это случалось реже, но мы все-таки помним его знаменательный визит во Францию, когда он выступал в Страсбурге, в Совете Европы, когда он посещал наши православные приходы в Париже. В декабре Святейший намеревался посетить Вену, где он хотел освятить Свято-Николаевский Собор – это самый большой храм Русской православной церкви за ее канонической территорией. Храм этот отреставрирован, расписан заново, и Патриарх должен был освятить его. Но Господь не судил этому состояться, Святейший скончался за две недели до предполагаемого визита»

Владыка вспоминает, с каким уважением Святейший относился к его творчеству: «Святейший лично присутствовал на премьере моего сочинения «Страсти по Матфею». Я пригласил его, но не ожидал, что он придет, тем более на этот же день было назначено заседание Священного Синода. Но он, уже очень усталый, всё же приехал, дослушал до конца это некороткое сочинение, а потом обратился с приветственным словом к публике, это очень тронуло меня. Он очень внимательный слушатель, он очень глубоко чувствовал музыку, и когда я приезжал в Москву, после всех служебных вопросов он обязательно спрашивал меня, пишу ли я что-нибудь».

В этот день Патриарха вспоминали не только лица духовного сана, но и все те, кого он всецело поддерживал в их деятельности. Председатель Союза писателей Валерий Ганичев вспоминает эти тяжелые минуты, когда было получено известие о кончине Святейшего. В этот день он вёл Соборную встречу, посвящённую русскому языку, и присланное приветственное слово Патриарха, которое прозвучало уже после первой в стране покаянной молитвы, звучало как духовное завещание. Валерий Ганичев: «Святейший с большой теплотой относился к нам, писателям. Ему принадлежит знаменитая фраза, что стена между русскими писателями и Русской православной церковью разрушена. А в этом послании он словно завещал нам впредь рассказывать о великом подвиге русского народа, о высоких нравственных качествах и о тихом служении миллионов людей».

Выбор участников концерта не случаен: всех руководителей хоров и многих солистов Патриарх знал лично. От этой музыки вырастают крылья, подобно этому и взлет многих коллективов случился благодаря Святейшему. Это и известнейший во всем мире Хор Третьяковской галереи, и детский хор Патриаршего Подворья в усадьбе Свиблово, который поддерживал сам Предстоятель, и любимый им ансамбль духовной музыки «Сирин». А все прозвучавшие произведения: сочинения Чеснокова и Строкина, духовные стихи, переложенные молитвы Свиридова – это единство православия в музыке — богослужебной, композиторской и народной.

Дарья Юматова



© Народ Инфо, 2007-2008