В студии известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов.
Скачать запись программы в Медиа-архиве
Владимир Анищенков: Здравствуйте, уважаемые слушатели «Народного радио». В студии ведущий Владимир Анищенков. За режиссерским пультом Александр Радин. В нашей передаче известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Здравствуйте, Николай Васильевич.
Николай Маслов: Добрый день.
Владимир Анищенков: Николай Васильевич, вот День Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Ивана Златоуста. Я думаю, что уместно будет нам поговорить о нравственном состоянии общества и об образовании, которое и определяет это состояние. Мы все на «Народном радио» уже давно обсуждаем эту проблему. Но мне бы хотелось вот сегодня обратиться к некоторым цифрам. Буквально несколько цифр, характеризующих это состояние. Численность населения России в прошлом, 2008-м году сократилась на 117 тысяч человек. В то же время число браков сократилось на 43 тысячи, число разводов увеличилось на 14, преступность составляет около 3 миллионов преступлений за этот год. В общем-то, можно еще дальше перечислять вот эти данные. Но я думаю, что картина и без этого достаточно ясная. На ваш взгляд, почему происходит это в нашем обществе?
Николай Маслов: Я думаю, что не только в нашем обществе. Поскольку мы сейчас все видим то глобальное наказание для всего человечества. Поэтому я думаю эти цифры следствие падение нравов всего человечества. Но это не мое мнение, это, в общем-то, закон. Грех без казни не бывает, Владимир Робертович. Как говорил всегда мне мой отец, еще немножко навершим, говорит, и Господь накажет. Так вот человечество живет волнообразно. Грешит, грешит, грешит, потом его – раз, то войны, то засухи, то какие-то язвы, то моры. Но были и более серьезные ситуации с людьми. Это когда вот целые города уходят, наводнения, когда потом Всемирный был.
Да и сейчас посмотрите. Я несколько дней назад обратил внимание в новостях на Австралию. Ведь удивительно, островное государство, да, огромный остров, да, так скажем. Смотрите, одна часть изнывает от засухи, вторая часть размывается наводнением. Третья часть одновременно разрушается землетрясением. Просто людям деваться некуда. И все равно не хотят каяться. Все равно зло побеждает людей. Отношения между людьми ухудшаются. Люди выясняют отношения силой, ножами, ядом, проклятиями. Посмотрите, кто-то детей своих выбрасывает в окна, кто-то на помойки. Понимаете, читаешь историю, все это было, все это проходили. И когда человечество достигало определенной точки вот такого низменного поведения своего, приходили наказания. Или приходили варвары из других стран, какие-то разбойники. Ведь это не обязательно для страны, это и для одной семьи какой-то, или для определенного человека, который также идет, вот его ловят, наказывают, в тюрьму сажают, или где-то он умирает, его лишают жилища или… Грех без казни не бывает. Поэтому, конечно, вот когда смотришь на эти цифры, что семьи разрушаются, количество семей новых уменьшается. А вот когда смотришь на этот кризис сегодняшний, так называемый, казалось бы, все руководители стран или ученые, кто только не собирался вместе, сколько бы этих собраний не происходило, ни одно собрание не дало мало-мальского ответа, а что же делать? Знаете, меня больше всего что удивляет? Что по гордости нашей никто не сказал, что это Бог наказал нас. Никто не сказал, что мы сами виновны в этом разрушении. Никто не сказал, что мы вызвали огонь на себя. И, как ни странно, вы только внимательно задумайтесь, да, почему человечество не может найти ответа на эти вопросы. Потому что все опять же, на все эти вещи Бог дал ответ. Ответ простой: человек грешный – Бог отнимает разум. Точка. Очень коротко и ясно. Бог отнял разум у правителей, у министров, у президентов, у царей, у кого хотите. И люди мечутся, миллиарды населения мечется. Вы смотрите, пираты какие-то появились. Вроде бы, это была сказка уже, а сейчас опять. И все мировое сообщество не знает, что с ними делать. Все говорят, вы знаете, вот у нас не хватает законодательства, чтобы как-то их там остановить, этих пиратов. Такое ощущение, что мы заложники собственных законов. Глупостей разных понаписали на бумаге и сами от них страдаем. Почему понаписали глупостей? Бог отнял разум. Почему? За грехи. Почему? Не каемся. Тысячи лет назад посылал Господь пророков. Посылал епископов, священников увещевать народ, присмирить его, поставить его на покаяние. На кого-то действовал, на кого-то нет, и так проходит уже седьмое тысячелетие с лишним.
Владимир Анищенков: Николай Васильевич, кстати говоря, наши предки в этом отношении были гораздо мудрее нас, потому что, когда приходили какие-то катаклизмы, искушения на государство, они говорили просто: это по нашим грехам.
Николай Маслов: Говорить – это одно, а сознавать? Кстати, ваши предки, хорошо, я вам пример приведу там 5-летней давности. Когда я приехал в Якутию, было наводнение в Ленске. Там полгорода смыло льдинами. Первые несколько дней, когда люди были все в шоке от такого стихийного бедствия, все говорили: Бог, Бог наказал. А прошла неделя-другая, открылись винные магазины, и все начало приходить в привычное для людей русло. Пьянка, запои, побои, разврат, и теперь ждут следующего наводнения.
Владимир Анищенков: Чтобы еще раз покаяться. И, кстати, вот еще одна цифра, которую мы еще не назвали. Но я думаю, ее тоже хорошо бы назвать. Вот по данным даже ООН, следует то, что число преступлений в год растет на 5%, а численность самого населения всего на 1. То есть получается страшная картина. Мы как бы вот этот вал преступлений он скоро поглотит вообще все человечество.
Николай Маслов: Здесь ничего страшного нету. Кара эта все равно придет. Страшно то, что те, кто это понимает и знает, что последует за этим кара, они живут просто все время в страхе. А те, кто живут от одного разгрома, от одной тюрьмы до другой, ну что, им тоже не хочется в тюрьму садиться. Да, в принципе, наша передача она нацелена на что? На просвещение. Чтобы люди услышали хотя бы, а в чем же причина. В чем причина всех бедствий? Ведь не каждый это может прочитать, не каждый это знает. Догадываются внутри, и как бы душа подсказывает. Если хоть немножко осталась где-то у кого-то там совесть и так далее, а таких людей еще много, люди общаются друг с другом. И люди понимают, что что-то свыше, какая-то сила, которая их наказала, но не хотят в это верить. А почему? Нужно менять образ жизни, нужно менять подходы. Ага, значит, нужно пост соблюдать. Ага, значит, нужно ходить в церковь по воскресеньям, по большим праздникам и вообще ходить. Значит, нужно читать молитвы. Да, значит, нужно попросить прощение и с соседом примириться. Значит, нужно милостыню подать кому-то. Это же обременение. Это же нужно в себе воспитать. Значит, воспитать это нужно в себе. А это процесс длительный. Причем, воспитание продолжается у человека всю жизнь. Называется оно самовоспитанием, самообличением, самоукорением. Человек должен сам себя еще поддерживать. Это чтобы самому-то себя поддерживать, это нужно знать, если человек заболел, ему нужно знать, какую таблетку принимать. А если заболела душа, нужно знать, какая часть заболела, по каким грехам, с каким нужно бороться недугом. Для этого существует церковь, священник. Для этого существует просвещение. Для этого существует учение о спасении. Все это нужно знать, но все это знать не дано, поэтому люди и ходят. Батюшка, а что там? Он говорит, давай-ка завтра приходи, или сейчас там. Давай поисповедуйся, готовься, очищайся, Господь тебе поможет, разум тебе откроет. Человек, открываясь, постепенно очищает себе душу, открывает Бог ему разум. И он начинает, на все вопросы конкретные у него есть ответы простые, понятные. И тоже это в нашей жизни каждый из нас проходил в той или иной степени.
Владимир Анищенков: Николай Васильевич, вот вы говорите о воспитании и о его значении для человека, для общества. И отец Иоанн (Маслов) в своей «Симфонии» четко говорит об этом: «Чему научен будет ребенок, таким он и будет до смерти». Поэтому, конечно же, вот образование, в частности, система образования она определяет и состояние общества, как мы в самом начале сказали. И мне бы хотелось сейчас обратиться к сегодняшнему состоянию системы образования. Но для начала послушать материал нашего сотрудника Алексея Пичугина о реформах системы образования.
Алексей Пичугин: Современное образование в России не имеет системы. В Советском Союзе эта система была. Она зиждилась на фундаментальной научной основе. Еще 20 лет назад мы по праву гордились той образовательной системой, про которую сложно было сказать, что построили ее большевики. Они только во многом сохранили основные положения. Сама же система была унаследована от дореволюционной России, где складывалась на протяжении нескольких столетий. Пожалуй, главным минусом наших учебных заведений было отсутствие в них коренных духовных основ, исчезнувших после революции, и замененных марксистско-ленинской философией. В 90-е годы, когда идеология советская канула в Лету, а новая идеология была, как считали многие, заимствована на Западе, а на деле представляла собой просто первобытно-общинный принцип: бери, что плохо лежит, культурно названный впоследствии «эпохой первоначального накопления капитала», так и вошедший в учебники истории. Благодаря этому в большинстве вузов факультеты, на которых преподавалась фундаментальная наука, пришли в полнейший упадок. На первый план вышел целый выводок экономических и юридических академий и университетов. Они не просуществовали долго. Теперь, если в руки не попадет случайно газета родом из середины 90-х, никто про эти горе-учебные заведения не вспомнит. С начала XXI века сам принцип подхода в системе образования со стороны государства сильно изменился. Мы услышали, что необходимо наращивать нравственный потенциал молодежи. Что преподавание основных профильных предметов должно происходить по советским стандартам. На наших глазах разворачивались целые дискуссии и баталии о необходимости введения в школах основ православной культуры. А печальным итогом стало разделение высшего профессионального образования на бакалавриат и магистратуру во многих вузах. Подвижки все равно есть, и заметные. Огромное количество молодых людей выбирает классические специальности: теологию, историю, математику, физику. Это замечательно, но нельзя забывать и о нравственном воспитании ребят. Ведь на выходе из вуза они должны стать не только хорошими специалистами, но и главное, гражданами своей страны. А как это возможно, не имея нравственного фундамента? В скором времени мы можем стать свидетелями парадоксальной ситуации. Прекрасно образованные молодые люди – гордость страны, но совершенно не знающие истории, традиций, культурных ценностей и не отождествляющие себя с ней. А это, согласитесь, может привести к сильнейшему духовному кризису, который будет гораздо страшнее финансового.
Владимир Анищенков: Уважаемые слушатели, в эфире «Народного радио» программа «Русский стандарт». В нашей передаче принимает участие известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, слушая вот этот материал о системе образования и реформах, я последнюю мысль хотел бы еще выделитью. Нынешнее образование оно не нацелено на нравственное воспитание. А ведь это фундамент нашего классического русского образования, русской педагогики.
Николай Маслов: Вообще мне кажется, в системе образования сделан ложный посыл, с точки зрения воспитания. В чем он заключается? Вот эта ложь, которая к нам идет из Запада, что ребенок выше преподавателя, его свобода свободнее любых свобод. И это основа, которая разрушит любое государство, потому что, если вы вспомните такую деталь – праздник Рождества, да? Там младенец Бог спеленован. Очень маленькая деталь, незаметная, но это традиция христианская – пеленать детей. Сегодня противоположная традиция, европейская. Они запрещают пеленать детей, специально понимая это, что младенец уже с детства привыкает к неким либеральным свободам, которым никому ничего не подчиняется. А в христианской традиции сам Бог, младенец пошевелиться не может. Он только может чуть-чуть глазами, криком позвать мать на помощь и так далее. То есть смирение, подчиненность воле родителей и так далее заложена в христианской традиции самим Богом в первые дни даже его жизни. И вот этот ложный посыл мы всегда почему-то воспринимаем как законы, европейские сейчас особенно. Вот мы их сразу берем на вооружение. А свои традиции, которые сохраняли нацию, делали ее непобедимой, могучей забываем, как Иваны, непомнящие родства.
Владимир Анищенков: К сожалению, как раз вот эти наши достижения и дореволюционной педагогики русской, и советской сейчас используют на Западе.
Николай Маслов: Да, да, они наоборот. Они, наоборот, сейчас пытаются, потому что они тоже дошли до ручки. И вот если взять некоторые (не понятно), там на Западе, в Швейцарии, то у нас в Советском Союзе хуже было. Там был капитализм, здесь был социализм. Нет, везде, где были ложные идеалы, там одновременно развивался криминал, то есть трудность и так далее. Если даже взять статистику, о которой вы говорили, есть такая статистика, что преступность практически росла одинаково, как, например, в благополучной Швеции и в благополучном Советском Союзе. Хотя там была социалистическая страна, а здесь капиталистическая страна. Но и там, и там были ложные идеалы. Там был идеал – капитализм, зарабатывай, здесь был идеал социализм, делись со всеми, так сказать. У нас был Ленин, так сказать, у них были свои идолы, но эти идолы ходили между нами, их нельзя обожествлять. И атеизм там и там, одинаковая преступность. Это статистика простая, но она очень такая веская. Правильно вы зачитали, именно что младенцу заложено, тем он будет пользоваться всю жизнь.
Знаете, вот я вам пример скажу. А каждый из нас, если он возьмет свою собственную жизнь, то в младенчестве он увидел хороших или плохих родителей, которые все время дерутся, или которые вместе с ним ходят в храмы, куда-то там в парк погулять. Идут кому-то помощь оказать. Там есть благородное семейство, там оно опущенное, антисоциальное, скажем. Все, практически невозможно ребенка вывести из этого состояния. Он все, что сфотографировал и положил в свою память, в сердце, он этим будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. И если даже к нему применят колоссальные усилия по его воспитанию, по его исправлению, то эта картина все равно останется и будет его преследовать все дни его жизни. Поэтому правильно сказано. Наша система образования она не подразумевает воспитания в младенчестве. Сегодня особенно детские сады вообще выброшены. Каждый, что хочет, то и делает. Учебники каждый, какие хочет, такие рисует себе и принимает.
Владимир Анищенков: Вот та самая вольность, когда ребенок, и вот к этому приходит постоянно, к вольности этой.
Николай Маслов: И что? Родители не хотят заводить семьи детей, потому что они понимают, что с этими детьми практически не справишься. Государство все время шарахается. Вроде бы требует от родителей какого-то порядка от своих детей, а в ту же секунду читаешь закон: не трогай ребенка, у него все права. Основой православной педагогики, русской педагогики лежал следующий принцип многие века, который обеспечивал стабильность и развитие нашего государства – сначала научите вере, а потом уже другим наукам. В младенчестве отдавали в церковно-приходские школы, учили человека вере. Человек, наученный вере, ему Бог открывал разум. Возьмите преподобного Сергия. Хуже всех в школе был, не мог там читать, писать. Появляется Господь, дает ему разум, потом он учит весь православный мир. Он сохраняет и собирает Российскую державу. Он силой молитвы побеждает татаро-монгольское иго. Он дает новый импульс развития Российского государства. Таких примеров ни один.
Владимир Анищенков: Если можно, я как раз вот добавлю. И один из примеров это великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Так он ученый с мировым именем, но он говорил, что воспитывать ребенка нужно начинать с псалтыря и евангелия. Вот ученый с мировым именем.
Николай Маслов: Мы можем таких примеров приводить и сегодня, и завтра, находясь в студии целыми днями. Почему-то система образования это не принимает. А вот у них сегодня надо научить ребенка, как вести себя, когда соседи палят твой дом. Сегодня целый предмет есть от Министерства по чрезвычайным ситуациям, как правильно переходить улицу, как этим Интернетом пользоваться. Все это человеку даст разум, если он напитает свою душу божественными истинами. Зачем человек родился на земле, какой смысл его жизни на земле, что он все равно на этой жизни, эта жизнь земная закончится через 30 – 40 – 50 или 60 лет, что он умрет все равно. И когда дети это знают, что грех без казни не бывает, он будет всегда иметь страх божий. Он не будет никогда грешить, он никогда не будет плохо делать другому. Почему? Потому что он знает, что придет наказание. А если ему все показать еще на примерах, совершенно другое общество. Мы имели такое общество. А министр народного просвещения Шишков в свое время пишет, что науки, изощряющие ум без веры и без нравственности не составят благоденствия народного. А одно обучение наукам не есть воспитание, а даже вредно, приносит вред без возделывания нравственности.
Смотрите, человек высоконравственный создал атом, открыл атом. Если он богобоязненный, высоконравственный человек, то этот атом используют на благо человека, а как там землю вспахать, а как свет, а как дать теплоты, значит, в дом и так далее. А если он какой-нибудь разбойник, никого и ничего не боится, он будет думать, как соседа умертвить, соседнюю страну завоевать и так далее, и тому подобное. Так вот, поэтому принцип был всегда воспитания простой. Это я специально повторяю для тех, кто слушает, потому что у них есть и дети, и внуки, и завтра появятся, может быть, другие дети: сначала научите вере, а потом другим наукам.
Вот одна такая фраза есть: человек воспитывается с молоком матери. Я хочу немножко дать толкование на это, что имеется в виду. Есть прямое отношение к этим словам, есть косвенное. Косвенное это когда именно мы говорим о возрасте. Не зря в народе говорят: воспитывают, пока лежит поперек кровати. Как он лег вдоль кровати, ты уже начнешь мучиться с ним. Это косвенное. А прямое это действительно святая святых, когда мать вскармливает грудью младенца, она должна не телевизор смотреть и не боевики какие-нибудь кровавые еще, она должна не журналы читать недостойные, а она должна читать Евангелие. С молоком матери истина закона входит в сердце, в душу питаемого. Это простая вещь, но она очень важна. Если вы, кто вот молодая мать, если воспитывает младенца, кормишь его, читай в это время Евангелие, сидя, как тебе угодно. Если же нету, молитву какую-нибудь прочти. Не думай ни о чем другом плохом, потому что именно через молоко матери входит в ум, в душу, в память младенца, все это входит. Американцы открыли, что до полутора лет всякая память формируется на 70%. До полутора лет, все остальное дополняется и так далее. Почему, когда человек стареет, вот говорит, да все памяти нету, все видела и забыла. Места там нет для нового. Там уже все закрыто, запломбировано, как соты в ульи. Некуда уже пчеле положить ничего доброго. Все запломбировано. Поэтому, чтобы чистить память, нужно вычистить, покаяться где-то. Значит, есть для этого таинство исповеди, убрать мусор, вычистить все для добрых дел. Но лучше, когда с детства туда заложено основополагающие истины, которыми человек будет пользоваться всю жизнь.
Владимир Анищенков: Мне кажется, к сожалению, вот нынешняя система она исходит из ложного посыла, что обучение, образование это образовательные услуги. То есть совершенно противоположные тому, о чем мы сейчас говорим, традициям русской педагогики. Это обыкновенные услуги, которые можно просто купить, если есть деньги.
Николай Маслов: Вы знаете, нет такого понятия, вернее, оно есть, но оно уходит, как семья. Государство это семейство семейств. Поскольку вот этого духа единой нации нет, поэтому и государство как бы кому-то продает услуги по образованию, не понимаю, что оно воспитывает детей для завтрашнего дня, которые будут обеспечивать и безопасность страны, и производство, и пенсии выплачивать сегодняшним молодым еще людям. Вот этого такого духа семейственности все меньше и меньше мы прослеживаем в нашей государственной политике. Даже некоторые церковные деятели там отдельные и то умудряются говорить, что пришли, заказали, мы панихиду отслужили. Ну, нет и нет. Да нет, как отец, должен день и ночь молиться священник и дома, и на работе, и в транспорте за народ свой, за свой приход, за прихожан, за их детей. То есть ты должен болеть этой проблемой. Ты должен Бога просить о благополучии. Также и в государстве. А если мы перейдем на такие отношения, но это отношения безнравственности. Так вот не зря же сказано митрополитом Филаретом, что государство это семейство семейств. Поэтому, когда вы прочитали в самом начале цифры, что статистика по семьям падает, это, значит, подрезаются корни всего государства, как семейства. Оно становится уже не единым целом, а так, не понятно чем.
Владимир Анищенков: Народонаселением, как сейчас принято говорить, иногда выражаться. Николай Васильевич, вот я бы хотел вам задать такой вопрос. Сейчас вот храмы, как только храм заканчивает стройку, восстанавливается, он сразу же открывает воскресную школу. Вообще для России характерно, чтобы при храмах, при монастырях существовали свои школы церковно-приходские или какие-то другие учебные заведения. К сожалению, сейчас это останавливается на уровне воскресной школы. Как вы считаете, возможно ли создать вот такую систему, используя храмы?
Николай Маслов: Это традиция церковная воскресных школ. Она идет в глубину. Но она тогда имела другое значение. Практически церковно-приходские школы являлись системой образования. В древние времена практически других-то образовательных учреждений и не было. И церковь она была самая просвещенная, самая образованная, самая научно-продвинутая. И здесь, естественно, она и делала вокруг себя и вот эту систему просвещения, обучения и наукам. И не только читать, писать, не только вере научила, но и целым другим наукам. Многие знают, что Московский государственный университет Ломоносова вышел из стен Московской духовной академии. Кто не знает, просто…
Владимир Анищенков: Славяно-греко-латинской…
Николай Маслов: Да. То есть церковные образовательные учреждения стали основой. И многие из них вышли и в ученый мир, стали основой, можно так сказать, современной системы образования. Даже в советский период, когда я делал докторскую диссертацию, частично вот изучал педагогику из советского периода. Чего ее изучать, все, в общем-то, ее знали. В советское время система образования была высоконравственной. Там написано, ошибка была вымышленная или нет коммунистов, что они заменили идеалы. Бога заменили на местных князьков земных. Знаете, когда закончился потоп, и Господь заключал с Ноем соглашение о том, что больше не будет уничтожать людей потопом, радуга тогда была знаком примирения и соглашения этого, то Господь дал право и заставил, в общем-то, человечество вкушать мясо. До Всемирного потопа мяса человек не ел на земле. Мясо животных считалось, в общем-то, неприличным для употребления. Зачем Господь разрешает есть мясо и, в общем-то, заставляет человека есть мясо? Бог, предвидя немощь человеческую с точки зрения язычества, поклонения всякой твари, дает человеку задание есть эту тварь. Убивать ее, есть, чтобы человек, не искушая себя, не поклонялся этой твари. Так же и здесь. Господь говорит: не сотвори себе кумира. Не делай, не обожествляйте вы этих премьер-министров и так далее.
Смотрите, они, бедные все сегодня мечутся, не могут даже тракторный завод запустить. Банки. Ничего не могут запустить. Почему? Потому что пошли по ложному пути нравственному многие. А нравственный ложный путь привел к безнравственному ложному пути в экономике, в финансах, во взаимоотношениях, в социальной сфере и так далее, и так далее. Этот ложный путь назвали рыночными отношениями. И сегодня человек, который, например, там какую-то продукцию вырабатывает, например, молочную, да, его труд ценят за грош. А тот, кто на бирже спекулирует, тот оказывается вообще на вершине всего, и белые воротнички. Понимаете, даже им придумали белые воротнички. Жулики, спекулянты. Место, как говорится, в другом им месте.
Но смотрите, постепенно, постепенно их возвели в ранг каких-то кумиров. Теперь эти кумиры, как те быки, которых нужно резать и жарить, и употреблять в пищу. Их нужно быстро убрать из системы экономики. Посмотрите, что происходит? Возвели кумиров. Сорос, какие-то там великие экономисты, величие финансисты, в основном которые на махинациях составляли огромные капиталы. А люди труда нищенствуют и не могут получить себе достойные ни пенсии, ни зарплаты. Возвращаясь к нравственности души, мы видим, что если ложная нравственная доктрина, вот, например, социализм, да тот же капитализм, они все равно за определенное время действия 10 – 20 лет подходят к какой-то определенной черте кризиса, катастроф и так далее. А мелкие раньше. Что я имею в виду? Одна корпорация там сжирает другую. Другого слова просто не подберешь. Они просто перемалывают их, захватывают и так далее. А в больших масштабах беды приходят, вот как сейчас, ну, может быть, раз каждый месяц там, раз в полгода отдельные города, страны там и так далее. А континенты и весь земной шар, видите, с периодичностью там 30 – 40 лет, и если вы заметите, то эта периодичность все чаще, чаще и чаще. Теперь смотрите дальше. От безнравственности, мы говорим опять же о воспитании, что происходит? Господь говорит: природа, животный мир, стихии, — все страдает от безнравственной жизни человека. Падают нравы, мораль у человека, — все страдает. Опять же проведите черту, сравните, не буду сейчас внимание сильно ваше затрагивать, хуже человечество становится, все – и звери болеют, звери мрут, звери нападают на людей, реки выходят из берегов, стихия, заморозки. Там, где должно быть лето, там зима, где должна быть зима, там лето. Все смешалось. И чем ниже мы будем опускаться в законах божьих, чем меньше будем их исполнять, тем эти стихии будет повторяться, даже их новости скоро не будут охватывать все, потому что они будут занимать все эфирное время.
Владимир Анищенков: Это верно. Уважаемые слушатели, я напоминаю, в эфире «Народного радио» программа «Русский стандарт». В нашей передаче принимает участие доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Николай Васильевич, вот мы затронули уже разговор о системе церковно-приходских школ. Это исторически оправдано. Это было так в России. Как вы считаете, вот сегодня это реально?
Николай Маслов: Вы знаете, вот я бы видел как? Раньше, еще раз говорю, церковно-приходские школы составляли всю систему образования. Где-то в середине XIX века ее начали отстранять. И пошла светская система. А сегодня вот много вопросов о том, что нужно православную культуру внедрить в систему образования. Практика показала, что отдельный урок раз в неделю или в месяц православной культуры в школе, где царит безнравственность, там средства массовой информации переворачивают правду с ложью смешали, это не дает результатов. Так вот мне кажется, сегодня церковно-приходская школа, а их в России может быть 15 или 17 тысяч, это примерно половина всей системы образования, могла бы в перспективе стать темой не только духовно-нравственного образования, но такой параллельной системой, где бы воспитание, нравственность, мораль являлись бы основой и проходили стержнем через всю систему образования. И на базе вот этой системы потихонечку церковно-приходские школы, воскресные сегодняшние, может быть, через 5, а, может быть, через 10 лет мы бы смогли заменить всю систему образования в России. Как вот перспектива, потому что на сегодня нет того количества священников, которые могли бы преподавать везде и в школах, и так далее. Сегодня нет педагогов, которые могли бы в том объеме, который нужен для всей системы педагогики это делать, хотя огромная работа за последние 20 лет была проведена, конечно.
Владимир Анищенков: Спасибо, Николай Васильевич. У нас есть уже первый телефонный звонок. Пожалуйста, мы слушаем вас.
Борис: Здравствуйте, Николай Васильевич. Здравствуйте, Владимир Робертович. Меня зовут Борис, и я хотел бы вас поблагодарить. Вот то, что вы говорите, бальзам на душу, бальзам на сердце. И любимый вопрос русских социал-демократов: что делать, с чего начать? Значит, одна ремарочка. Психологи говорят, что если человек, это вот просто дополнение к тому, что вы сказали, если человек что-то видел, слышал, осязал, обонял, все это остается в человеке, записывается. Это к тому, что если человек что-то хочет запомнить, запоминает то есть, вот такой человек будет создание божие.
Николай Маслов: Все правильно вы сказали. А теперь вопрос, что делать и с чего начинать? С чего начинать? С самого себя. Не надо ничего ждать. Конечно, нам обидно, когда мы смотрим, что вот министр не так поступил, губернатор, сосед, вот там какой-то непорядочный бизнесмен. Не суди, и не судим будешь. Наша цель в жизни – это вернуться домой. Вернуться к Богу, вернуться в то царство, которое он создал изначально. Это главное для человека. Пройти эту школу, трудную школу в земной жизни и вернуться, общаться с Творцом, с Богом. Это цель христианская. А вот поэтому с чего начать? Начать с самого себя, ни на что не обращая. Это и есть наш подвиг. Что делать? Каждый на своем месте. Не читали вы сегодня еще утренние и вечерние молитвы, читайте. Не сделали вы какое-нибудь доброе дело? Да какое? Какое я сделаю доброе дело, у меня пенсия 5 тысяч? Да сходите, отведите старушку через, отведите ее в ЖЭК, помогите. Сходите в больницу. Но, прежде всего, добрые дела начинаются с себя.
Владимир Анищенков: Спасибо, Николай Васильевич. У нас есть еще звонок радиослушателя. Пожалуйста, мы слушаем вас.
Валентина Петровна: Валентина Петровна из Москвы. Николай Васильевич, вам спасибо большое за передачу. Лучше чем по «Радонежу» мы слушаем. Вот у меня по этой теме такой вопрос. Значит, поскольку с 90-го года у нас церковь находится рядом с властями, то можно было давно ввести закон божий. Но у нас получилось так, что с приходом Алексия стали бесконечно осуждать только советскую власть по сегодняшний день. Был такой, вы знаете, наверно, Сергий (Соколов) владыка, он и при Пимене был, и при Алексии II он был. Вот у меня книга его перед глазами, где он пишет: «Если сегодня дети не изучают моральный кодекс строителей коммунизма, так пусть узнают дети заповеди божьи, что, в принципе, одно и то же». Это можно было давно завести в школах, но вы говорите, ни преподавателей, никого у них нет. Я выросла в христианской семье, хотя я инженер. Но я жила современной жизнью вот этой московской. Хотя вам хочу сказать, мне мама всегда говорила: страна живет по заповедям божьим. Не прелюбодействуй, не укради. У всех были маленькие грехи. Один из таких масштабных. И поэтому мораль страны духовность была высокая. Мы ходили в храм. Никто нас за руку не водил.
Владимир Анищенков: Спасибо, Валентина Петровна.
Николай Маслов: Вы знаете, я с вами не могу не согласиться, кроме одного. Все-таки, например, почему я не был коммунистом, почему я не был комсомольцем? Не из-за того, что заповеди божьи и заповеди коммунистов одинаковые. Они не одинаковые. Коммунизм учил одному большому греху – безбожию. Он говорил, что нет Бога. Вот это самое главное. А, в общем, мораль в обществе, конечно, была гораздо выше. Почему? Потому что та христианская мораль, которая была до революции, во время, после, она, конечно, оставалась. Она не могла искорениться одним поколением, двумя и тремя. Вы посмотрите, что происходит с русским народом в России? Александр Невский. Вы посмотрите, прошло несколько столетий, там практически 800 лет. И народ избирает своим идеалом, отдает предпочтение кому? Александру Невскому, святому, благоверному князю, который не променял душу на сребреник. Хотя пошел на, может быть, сказать временные трудности, большие, это иго татарское. Но знал, что, сохранив веру в Бога, и Бог сторицей все вернет. И вернул Господь все. Поэтому и сегодня вот это где-то внутри человека сохраняется. Вы посмотрите, 80% населения против действующей системы средств массовой информации. Однако навязывают ее, пропихивают. Конечно же, много соблазнов, и многие люди поддаются на это. Но народ стойко выдерживает, может быть, не во всей своей массе, поэтому и семьи рушатся, и преступность растет. Но остается огромное количество людей, которые не могут никто победить ничего. Как сказал предыдущий наш товарищ, который звонил, что делать и с чего начинать. С себя. Делать из себя могучего рыцаря, воина Христова. Никакая зараза не прилипнет. Один ангел может помочь в любой ситуации, с любым врагом, тем более, так сказать, с человеческим. Но для этого нужна наша вера с вами. Для этого нужен подвиг. Какой подвиг? Ребеночка своего воспитал, внучонка и так далее, и так далее. Смотришь, оно и налаживается что-то. Господь ценит не итоги наших трудов, а наше усердие. Бог требует от нас усердия, а не успеха. Успех он даст, когда это нужно. А вот усердие мы должны с вами проявлять. И это зависит только от нас.
Владимир Анищенков: Спасибо, Николай Васильевич. И у нас еще есть звонок. Пожалуйста, мы слушаем ваш вопрос.
Слушатель: Николай Васильевич, я хотел задать бы вам вопрос. Вот в вашей речи прозвучало, что нужно убрать воротничков, экономических воротил и так далее, да. Хорошо, предположим, мы сейчас уберем всех белых воротничков…
Николай Маслов: Я имею в виду не людей убрать, а идеологию.
Слушатель: Идеологию, да, конечно, безусловно. Но…
Николай Маслов: От экономики. А людей-то что? Люди…
Слушатель: Скажем так, да. Но виртуальная экономика она на протяжении почти десятка лет поднимала в цене те предприятия наши, которые были в 90-е годы проданы за копейки. Скажем так, предприятие, которое стоило там…
Николай Маслов: Я понимаю, о чем вы говорите.
Слушатель: Скажем так, хорошо, мы уберем сейчас вот этих людей, а кого поставим взамен? Хорошо, там можно поставить рабочего, токаря министром финансов. Или крестьянина.
Владимир Анищенков: Мы поняли вашу основную мысль.
Николай Маслов: Нет, я все понял. Еще раз хочу сказать, что я не имел в виду убрать там конкретных людей, Абрамовича, Чубайса и так далее. Я имел в виду, что сегодняшняя сложившаяся рыночная экономика и люди, которые ее возглавляют, они являются источниками сегодняшнего кризиса. И когда сегодняшние правители всего мира говорят, да, нужно поддержать банковскую систему, нужно поддержать страховую систему, продолжают работать биржи и так далее, вот что я имею в виду. Что, закачивая деньги в эти системы, мы продолжаем болезнь, которая называется сегодня «кризис». Мы ее не искореняем. Вот в чем проблема. Нужно менять идеологию экономических отношений, идеологию экономики, как таковой. Экономика должна быть нравственной. Если часть людей, которая производит товары, продукцию, становится меньшей частью другой сферы экономики, которая называется виртуальная, то их цена продукции в этой виртуальной экономике становится все меньше и меньше. Они могут умирать, перегибать, так сказать, свою жизнь, но результатов мы не добьемся. И результат вот этой безнравственности в экономике, когда человек труда не получает должного вознаграждения, а человек-биржевик получает в тысячи раз больше, вот это и за это мы получаем такое наказание. Вы посмотрите, несколько сот миллиардов было в Америке (это сегодня было опубликовано) отдано банкирам на поддержание ипотечной системы кредитования, а они около 20% этих денег забрали опять же себе на премии, купили себе новые виллы. Это стало предметом разбирательства в Конгрессе. То есть, если система безнравственная, сколько туда не закачай, и все равно не поймут нужды, и не возвратятся к системе, когда каждому по потребностям, сколько он может. Значит, от каждого по труду, этого не будет. Даже апостол сказал: «Тот кто не трудится, тот да не ест». Коммунисты сказали по-другому: ты не работаешь и не ешь. Апостол сказал: кто не трудится, тот да не ест. Это не труд, гонять цены на нефть сверху вниз, когда об этом никто не знает. Это, понимаете, это безнравственно.
Владимир Анищенков: У нас осталось буквально 2 минуты. Но я не могу не спросить. Это еще один вопрос. Когда мы часто задумываемся о церковной системе педагогической, то для нас очень хороший пример перед глазами, это педагогический форум «Глинские чтения». Вот вы у истоков стоите этих «Глинских чтений». И 16 февраля пройдут очередные в Московской педагогической академии. Вот буквально осталось 2 минуты. Но что бы вы хотели еще сказать вот об этом форуме «Глинские чтения»?
Николай Маслов: «Глинские чтения» занимаются подготовкой, нормативной методической базой для системы образования. Они занимают нишу под названием «Воспитание в системе образования». «А воспитание это самое святое из всех святых дел», — так сказал Феофан Затворник. Я ответил на тот вопрос, что делать, и с чего начинать. Каждый найдет свой. Если душа и сердце человека болит у христианина, он всегда найдет пути для проявления своей любви к Отечеству.
Владимир Анищенков: Спасибо, Николай Васильевич. Уважаемые радиослушатели, я напомню. Сегодня в нашей программе «Русский стандарт» принимал участие известный общественный деятель, доктор педагогических наук Николай Васильевич Маслов. Спасибо вам за участие в нашей передаче, за ответы на вопросы. И я думаю, что мы к некоторым из них вернемся даже в последующих передачах. А на этом наша программа завершается.
Николай Маслов: Всего вам доброго. С Богом.
Скачать запись программы в Медиа-архиве