Сегодня исполняется 80 лет актёру театра и кино Леониду Броневому. Дмитрий Медведев лично поздравил юбиляра, вручив ему орден «За заслуги перед Отечеством и памятный подарок. Также Президент поделился с артистом своими детскими впечатлениями от его киношедевров.
Вообще-то Леонид Броневой может изобразить целый оркестр: играть на пианино и петь за скрипку. Скрипка бы и стала его спутницей, если бы не арест отца в 37-м. Тогда закончилась и Киевская консерватория, в которой он успел освоить два класса, а вместе с ней мечты о лётном училище, факультете журналистики и профессии дипломата. С анкетой сына «врага народа» можно было идти только в артисты, желательно – подальше от столицы. Броневой и пошёл – поступил в Ташкентское театральное училище. На его счастье там оказались блистательные преподаватели из эвакуированного в Ташкент ГИТИСА.
Ему довелось многое уметь в жизни: работал диктором на радио, подрабатывал переводами узбекских поэтов. В Ташкенте же освоил обширный певческий репертуар – от Вертинского, Лещенко, Козина. Дальше – играл в театрах Грозного, Оренбурга, Воронежа, Иркутска, Магнитогорска. Однажды, уже в Москве, во время репетиции в Театре на Малой Бронной, кто-то в укор назвал его «провинциальным артистом», Броневой не обиделся – счёл это, скорее, комплиментом, ведь на провинциальной сцене у актёра-труженика в репертуаре по 15 – 20 разных спектаклей в год.
По рамкам советского артиста ему выпало просто-таки счастье — играть Ленина и Сталина, и когда Броневой решил всё же попытаться поступить в Школу-студию МХАТ, то все удивлялись: зачем второе образование с таким репертуаром? Но актёр – натура впечатлительная, случайно увидев спектакль «На дне» с Алексеем Грибовым, Леонид Броневой написал ему восторженное письмо. В ответ великий артист позвал его в Москву, и вскоре Броневого приняли на третий курс Школы-студии МХАТ.
Правда, потом долго никуда не брали: к примеру, с формулировкой «за отсутствие личностной темы» Броневому отказал «Современник». Но тема Броневого и в театре, и в кино оказалась куда глубже. Если он играет чудака, то это чуть ли не трагическая фигура, а отрицательный персонаж вычерчен так тонко, что никуда не сбежишь от чудовищного обаяния. Реплики, произнесённые в фильмах, давно разошлись на цитаты, одно из воплощенных качеств на экране — невозмутимость, на то он и «Броневой».
Артисту немного надоело то, что его отождествляют с Мюллером, но что можно сделать с притягательностью этого образа, такого некарикатурного, такого интеллектуального, выписанного с тончайшим психологизмом?
Броневой играл в спектаклях Анатолия Эфроса, Андрея Гончарова, Льва Дурова, но больше всего, ему, наверное, повезло с Марком Захаровым. Иногда даже кажется, что у них похожие интонации: у Захарова в жизни, у Броневого на сцене – тонкий юмор на фоне лёгкой грусти. Ему пока не довелось играть ни Отелло, ни Короля Лира, ни Фамусова. Но зрители всё равно ходят «на Броневого», даже если он во второстепенных ролях – слуги в «Варваре и еретике», Дорна в «Чайке», Герцога в «Королевских играх». О его въедливости и требовательности к самому себе ходят легенды, так же, как о том, что он не любит давать интервью и привлекать к себе внимание. Даже с наградой за последнюю крупную роль в кино – старого актёра Журавлёва в фильме «Простые вещи Алексея Попогребского поспорил: «Лучше бы присвоили Александру Абдулову за «Артистку», а что я?». Так что, куда лучше вот так, без суеты, тихо, тонко, очаровательно и мудро.